Сотрудники силовых структур из Грозного при полной поддержке дагестанских коллег ворвались в Махачкале в кризисную квартиру для женщин и похитили бежавшую от насилия в семье чеченскую девушку. Соосновательница шелтера – она же главред «Даптара» Светлана Анохина – была задержана. Также в отдел полиции доставили нескольких волонтерок шелтера и женщину, что тут укрывалась.
Нападение случилось вечером 10 июня. За несколько часов до этого около кризисной квартиры были замечены полицейские и гости из Чечни. Выехавшая в шелтер Светлана обнаружила у дверей полицейского и одного мужчину в штатском. Тот, кто был в форме, представился Далгатом. Он заявил, что просто обходит участок, вверенный ему. Позже он сказал другое – в квартире якобы удерживают похищенную девушку, ее объявили в федеральный розыск.
Полицейский имел ввиду Халимат Тарамову. Она является дочерью Аюба Тарамова, приближенного главы Чечни Рамзана Кадырова. Тарамов занимал разные должности в правительстве региона, возглавлял крупнейший в республике торговый центр.
Как же 22-летняя Халимат оказалась в махачкалинском шелтере? Она спасалась от насилия в семье: ее бил муж, ее били родственники, когда она обращалась к ним за помощью, мол, не позорь семью, никакого развода не будет. Также и родня, и муж предупреждали ее, чтоб не смела бежать. «Надумаешь сбежать, тебя найдут, привезут и убьют», – так ей говорили, рассказывала Халимат. Но жить в абюзивном браке она не могла.
И Халимат сбежала. Вместе со своей близкой подругой Анной Маныловой. Их приютило движение в поддержку жертв домашнего насилия – «Марем». Девушек разместили в шелтере в Махачкале.

Кризисную квартиру обнаружили при помощи дагестанских полицейских. Об этом Даптару рассказал информированный источник из правоохранительных органов.
Когда грозненские и махачкалинские силовики пришли в шелтер, им дверь не открыли. В итоге Светлана договорилась с тем самым Далгатом, что он опросит Халимат. Все это было и сделано: Халимат сказала, что никто ее не похищал, она находится в шелтере добровольно, а в Чечню возвращаться не хочет – там ее могут убить. С этим заявлением Далгат и ушел. Хотя ранее специально для полицейских Халимат записывала видеообращение, чтобы ее не искали, чтоб ее имя изъяли из федерального розыска.
Одновременно Светлана связалась с Гаяной Гариевой, руководителем пресс-службы дагестанского МВД. Та заверила, что министерство приставит к шелтеру охрану в целях безопасности.
В кризисной квартире ждали эту помощь. И, когда снова пришел Далгат, Светлана открыла дверь. Ведь она была в полной уверенности, что пришли их охранять.
В этот же момент Светлана говорила по телефону с корреспондентом издания «Кавказ.Реалии». Вот как коллеги описали случившееся: «В этот момент (в момент разговора с журналистом – прим. Даптара) Анохина попросила не вешать трубку, так как кто-то позвонил в квартиру. По ее словам, это был тот же самый полицейский, который назвался Далгатом. Правозащитница открыла дверь. Дальше в телефонную трубку было слышно множество женских криков. Правозащитница успела сообщить, что в квартиру ворвались».

Дагестанские полицейские буквально выволокли из квартиры Светлану и женщин, что находились в шелтере. Внутри остались Халимат и Анна. К ним зашли чеченские силовики во главе с отцом Халимат. Все они, по нашей информации, были доставлены в главное здание МВД по Дагестану.
В министерстве, что в лице начальника пресс-службы обещали охрану, от Халимат требовали написать заявление на участниц движения «Марем» и в особенности на Светлану Анохину. Девушка отказалась. В итоге ее вручили в руки чеченским силовикам. Анну же просто выпустили. Позже она вылетела в Санкт-Петербург. Там ее встретили правозащитники, что увезли Анну в безопасное место.
Судьба Халимат пока неизвестна. Официальные лица молчат. В Чечне ей может грозить убийство, опасаются правозащитники. Ведь в глазах людей она якобы опозорила семью.
Последствия после задержания
Светлану и трех задержанных подопечных шелтера держали в полиции больше суток. Им полиция вменяла административку – отказ подчиниться законному требованию полиции. Настолько абсурдное обвинение, что в Ленинском райсуде, куда 11 июня привезли их всех, поначалу вообще отказывались рассматривать дела. Все завершилось тем, что всех отпустили – нет никакого состава правонарушения.
Знаете, что в рапорте написали дагестанские полицейские, по факту отслужившие чеченским силовикам? «Данные граждане стали хвататься за нашу форменную одежду, пытались царапаться и кусать сотрудников полиции. На требования сотрудников это прекратить, они стали еще больше нарушать общественный порядок»…
Соответствующие заявления на незаконные действия полиции будут поданы. В Европейский суд по правам человека также направлены запросы, касающиеся судьбы Тарамовой. Было еще направлено и обращение к Спецдокладчику ООН по вопросу о насилии в отношении женщин.
Ни дагестанские, ни чеченские официальные лица не прокомментировали прогремевший на всю страну инцидент. Известная правозащитница Анна Попова через соцсети обратилась к Сергею Меликову, врио главы Дагестана, с очень справедливым вопросом. Глава ли он, если на территории, что ему доверена, творится беззаконие? Редакция Даптара поддерживает это обращение. Более того, зная, что операцией руководил начальник отдела МВД по Ленинскому району Махачкалы Шамиль Омаров, нам очевиден ответ. И он не в пользу Меликова.
Асият Нурланова