Семейное насилие, гнет традиций и людская молва: от чего сбежали сестры из Дагестана

Побег четырех сестер из Дагестана остался бы частной семейной историей, если бы их не задержали на КПП «Верхний Ларс». Именно тогда они вынуждены были опубликовать видео, в котором наскоро рассказали, почему и от чего бежали, как жили и что их ожидает, если их «вернут» родителям. Но ни это видео, ни последовавшие за ним публикации в крупных СМИ не переубедили ни тех, кто считает, что «девочки все придумали», ни тех, кто склонен не замечать системные проблемы, называя их «частным случаем». Даптар публикует большое интервью с беглянками из Хаджалмахи – об их жизни в селе, отношениях с родителями, о том, что им разрешалось и что запрещалось.

Сестры Хадижат и Патимат Хизриевы и их двоюродные сестры Аминат Газимагомедова и Патимат Магомедова сбежали, как они заявили, от домашнего насилия. При попытке выезда из России их продержали на контрольно-пропускном пункте «Верхний Ларс» более 11 часов, причин не объясняли – правоохранители говорили то о какой-то краже, то о некой проверке, то еще что-то. Девушек держали до приезда родственников. Те прибыли, но ни мать, ни брат, ни другие люди не смогли уговорить беглянок вернуться. А от выдачи родне силовиками их спасли правозащитники и большой резонанс: внимание к происходящему на КПП обратили крупные СМИ, телеграм-каналы, а также различные паблики в соцсетях.

Главред Даптара Светлана Анохина, с которой разговаривали один из отцов девушек и другие их родственники, считая ее причастной к побегу, с самого начала следила за этой историей. Она побеседовала по видеосвязи с сестрами.

Я тебя побью, потому что ты не улыбаешься

— Мне, знаете, что интересно? Были ли моменты, когда мама и папа были защитой и поддержкой?

Патимат Хизриева: Да, в детстве такое было. Но не поддержкой, скорее, как к детям хорошо относятся, любят их, целуют, обнимают, покупают игрушки. Но всегда были строгими, за любую оплошность могли поругать, побить. Это от любви, как они выражались, «Я тебя люблю, я не хочу, чтоб ты так ошибалась, когда ты вырастешь, то поймешь, почему я бью тебя. Сама потом будешь своих детей так же бить, будешь понимать, что детей нужно бить, чтобы больше так не делали».

Патимат Магомедова: Меня родители никогда не обнимали, не целовали. Никогда в жизни такого не было. Я не помню, чтоб меня хоть раз обняли или поцеловали. Или спросили, какое у меня настроение, счастлива ли я.

Аминат Газимагомедова: У меня тоже такого не было. Отец, если долго меня не видел, максимум, мог меня приобнять за плечи и все. А мать… Ну, если болеешь, чай и лекарства принесет, и еще поругает за то, что заболела. А так в целом, не было ничего такого, не интересовалась, как тебе там, нормально ли вообще, как там в школе у тебя. В менталитете такого, видимо, нет, чтобы спросить, как ты там морально себя чувствуешь.

Патимат Хизриева: Если говоришь, что ты без настроения, тебе говорят: «Еда есть, дом есть. Что ты такая грустная? Что тебе не хватает? У тебя нет детей, нет мужа, чтоб ты нервничала».

Хадижат Хизриева: Они думают, что в мире нервничают только из-за детей или мужа. Другого нет. Проблем с ментальным состоянием не бывает. Только, если ты вышла замуж, и ты уже взрослый человек. А если ты маленькая, то все время должна быть счастливой, улыбаться. Родители не терпели, если мы не улыбались.

Патимат Хизриева: За пару дней до побега мама на меня наехала «Почему ты такая расстроенная? Я тебя побью, потому что ты не улыбаешься. Дам причину, чтобы ты грустила… А пока у тебя нет, ты и не грусти.

— Когда вы говорите «побили», что имеется в виду?

Патимат Хизриева: Мама в детстве жестоко била. Когда мы подросли, стала меньше бить. Могла ущипнуть, сильно ударить, укусить. По плечам била, по башке. По лицу не били нас. Отец в ярости мог схватить за шею и ударить. Или по голове ударить. Потом они сами же извинялись. Палками тоже били.

— Какими палками?

Хадижат Хизриева: В огороде такие тоненькие палочки, прутья. Вот ими и били. Они их специально в селе срывали, забирали в город. Мама пару штук срывала, и когда они ломались, ехала в село и рвала новые. Папа же, если мы что-то сделали, говорил – «поставь руку!», сам ее так палкой поднимает и бьет. По внутренней стороне предплечья, по ладоням. Там даже следы оставались.

Патимат Магомедова: У меня в детстве отец прям вставал, бил меня по рукам, по телу. Потом уставал, садился. Отдохнет и снова бьет. Это когда я была маленькая, лет 5-7 я крикнула в квартире. А он мне всегда говорил не кричать дома, голос не подавать. Он мне ничего не сказал в этот раз, пошел, взял в подвале такой гибкий сантехнический трос и избил меня так, что я неделю в школу не ходила. Мама с работы пришла, и она в шоке была: я вся была в синяках. И так он меня в детстве очень часто избивал. Бил, как меня, так и мою сестру.

— Я говорила с твоей сестрой, она мне писала, что очень тебя любит, очень тебя оберегала…

Патимат Хизриева: Серьезно?! Ее сестра запрещала ей дружить с нами!

Патимат Магомедова: Сестра очень боялась отца и брата, но давила на маму и мама ее слушалась, боялась, что сестра что-то скажет мужчинам в семье и они поднимут скандал, начнут избивать. Или убьют. Сестре самой отец угрожал, что убьет, когда она не хотела выходить замуж за двоюродного брата.

А жена не может дать развод, поэтому она мучилась почти два года. И замуж выйти не могла, ничего не могла

Амина, по твоему поводу отдельные комментарии, пишут, например, «Чего она жалуется на отсутствие свободы, когда дали учиться в медицинском, тебя ж туда не конвоировали, там и общение, и ровесники».

Аминат Газимагомедова: Да, это все было, но начнем с того, что я не хотела в мед. Я хотела на иностранные языки, хотела стать переводчицей, но мама сказала: «Ты что, тупая? Какая переводчица? Будешь летать с мужиками на самолетах и с ними общаться где-то?».

— Ты же взрослая девушка, тебе 24. Предположим, ты говоришь «Я не хочу», не подчиняешься. Что было бы?

Аминат Газимагомедова: Она [мать] начинала меня бить. Брала нож, зажимала его пальцами, чтобы маленький кончик ножа оставался и била по спине. Тыкала. Оставались ранки. Несколько раз она такое проделывала. Она пыталась меня зарезать, пыталась меня застрелить. Конечно, у меня была свобода. Я ходила в универ, я выходила из дома, садилась в маршрутку и за каждый шаг я должна была отчитываться. Опоздаю с сообщением на минуту, а мама знала, сколько по времени минут занимает каждое мое действие, она начинает звонить и говорить: «Пришли фотку, покажи видео, где ты, кто там рядом, что они говорят». Зимой маршрутка опаздывает, я стою дольше пяти минут, она начинает мне звонить: «А почему ты еще не села? А почему ты там стоишь?». Как я уже говорила, если бы мне разрешали выйти на работу и вернуться домой, и сидеть, никуда не выходя, я бы не сбежала. Я сбежала, потому что меня постоянно оскорбляли, надо мной издевались и угрожали тем, что как только кто-то посватается – меня выдадут за него. Морально это невыносимо.

— Как часто девушки из вашего села сопротивляются навязанному браку и что из этого сопротивления выходит?

Аминат Газимагомедова: Одна наша родственница зимой без обуви убежала из дома мужа в дом своей бабушки, чтобы не жить с ним в одной квартире, в одной комнате…

Патимат Магомедова: …Она с ним не хотела вообще вступать ни в какие отношения. «Ты мне братом был, братом и остаешься», – так говорила. Но люди обсуждали, спрашивали: «Ничего нового нет?», значит, не беременна ли она.  И из-за этих разговоров ее дядя разозлился и избил ее гаечным ключом. Она все равно сбежала. Ей долго не давали развод, но как только дали, к ней пришли свататься, так как она девственницей была, все знали, что с мужем не жила половой жизнью.

— Что в данном случае значит — не давали развод?

Аминат Газимагомедова: По исламу мужчина должен дать развод жене. Сказать три раза: «Я с тобой развожусь». Тогда она считается разведенной. А жена не может дать развод, поэтому она мучилась почти два года. И замуж выйти не могла, ничего не могла.

Ну, на самом деле, по исламу женщина очень даже может получить развод.

Аминат Газимагомедова: — У нас «другой ислам».

Снежки, велосипед и харамная елка

Я все-таки хочу вытащить из вас детские воспоминания о какой-то близости с родителями. Если вам тяжело об этом говорить…

Патимат Магомедова: У меня есть про маму. Как поехали в большой магазин и купили мне ту самую игрушку, которую я очень давно хотела. И мне принесли ее, я была такой счастливой тогда, мне лет 5 было, я еще в школу не ходила.

Хадижат Хизриева: Мы с папой ходили в снежки играть. И еще в детстве он купил мне такую большую косметичку, мне тогда лет 6-7 было, а я ее потом сломала.

Патимат Хизриева: Первые воспоминания со снегом у меня связаны с папой. Мне было 4 или 5 лет, и мы пошли к снегу, я тогда снег впервые увидела, я помню, что он мне доходил до груди.

Хадижат Хизриева: А еще на море он нас забирал в детстве.

Патимат Магомедова: Я еще вспомнила, что у меня в детстве был очень старый велосипед, от старшего брата и я очень хотела научиться на нем кататься, у нас внутри двора я пыталась и не могла. И отец сел на него и стал показывать, научил меня, в принципе. Я так смеялась, он очень смешно на нем выглядел, велосипед был маленький. И он смеялся.

Хадижат Хизриева: Когда мама была беременна, нас по очереди оставляли в селе. Папа купил и привез мне в село велосипед, учил меня кататься. Но потом, когда я стала старше, пересела на велосипед брата, и тогда отец сказал, что девочкам нельзя на велосипед садиться. Вот они тебе в детстве что-то хорошее делают, но когда ты становишься старше, то уже нельзя…

Патимат Хизриева: …Это как с елкой. Мы так ее хотели. Папа купил очень красивую, белую, а потом через два года он ее выбросил в селе, потому что узнал, что праздновать Новый Год – большой грех.

Аминат Газимагомедова: Я пытаюсь вспомнить приятные моменты. Например, мама часто меня водила на какие-то экскурсии. Но каждый раз перед этим или после бывал скандал дома. Она говорила: «Каждый раз, когда мы куда-то выходим, ты мне портишь настроение, ты портишь всю атмосферу». Как будто я специально это делаю. Причем, она сама начинала цепляться ко мне, то у меня там волосы не так лежат, то не та одежда и я должна пойти переодеться. И мое нежелание что-то переодеть или сделать было для нее каким-то протестом, хотя я никогда не прямо не говорила, что не хочу или не буду. Она сама все портила, сначала делала что-то хорошее, а потом сразу портила.

— А почему? Ты ж единственный ребенок, да?

Аминат Газимагомедова: Наверное, она возложила на меня слишком много надежд. Она думала, что я должна быть суперидеальным ребенком. И она очень часто говорила про мою внешность, осуждала и внешность, и то, как я одеваюсь. Мне, например, не нравились платья длинные, все эти рюшки. Косметика мне не нравилась. Она хотела видеть меня такой женственной девочкой. Она говорила: «Вот, я покупаю тебе суперхорошее платье, обувь!». Но мне все это не нравилось.

— Вот та жизнь ваша, где папа учил кататься на велосипеде, играл в снежки, в какой момент она прекратилась?

Патимат Хизриева: В 13-14 лет. Отец нас не выпускал из дома, получается. В смысле, мы не могли выходить одни. И мама одевалась и шла с нами в парк, чтобы мы как люди гуляли. И каждый год все три месяца летних каникул разговаривала с отцом, чтобы мы отправились в школу. Так мы доучились до седьмого класса. А потом он сказал: «Они уже большие. Какая им школа?». И больше в школу мы не ходили.

Хадижат Хизриева: Еще нам разрешали небольшой макияж, и с хиджабом оттягивали тоже благодаря матери. Папа хотел, чтоб мы надели хиджаб, как только закрылись его племянницы.

— То есть, это не установка была в семье начальная, а реакция на то, что папа видел вокруг и чему пытался соответствовать, так?

Патимат Хизриева: Он все время боялся, он такой: «Вот, их дочки так сделали, и вы так делайте, а то потом скажут, что Гаджимурада дочки это не делают». Он очень сильно этого боялся и поэтому пытался максимально ограничить нас во всем. Например, рукава чуть выше локтя для нас с 12 лет уже были под запретом. Нельзя, чтобы руки было видно. И как только пошли месячные, я покрылась (надела хиджаб – Даптар). Он хотел раньше, но мама с спорила. Она хоть как-то пыталась облегчить нам жизнь, а папа был очень категорично против всего.

— Если бы не было этого ограничения во всем, вы бы побежали?

Все четыре: Нет!

Хадижат и Патимат Хизриевы, Аминат Газимагомедова и Патимат Магомедова на КПП «Верхний Ларс»

Свадьбы, смотрины и помолвки

Хадижат Магомедова: Дело даже не в ограничениях, и не в том, что у нас нет образования, нет того, что есть у других людей. Но оставьте меня в покое хотя бы, когда я сижу дома! Нет, тебя заставляют делать, что ты не хочешь. Например, заставляют идти на свадьбы. Ты не хочешь идти, но у тебя нет выбора. Если не пойдешь, тебе не разрешать видеться с сестрами. Я помню, становилась постарше и мама сказала: «Ну, мне же надо тебя показать мамам мальчиков». И поставила ультиматум, если я не пойду, то и к сестрам больше не пойду и не увижу их. И я кое-как пошла на эту свадьбу, а мне в тот момент было так нехорошо. Я в длинном платье, в хиджабе, я чувствовала себя настолько отвратительно. Мы ехали в папиной машине и это целый стресс. Тебе 15, а с тобой разговаривают так, будто ты всем предлагаешься: «Не смотрите на парней. Глаза в пол! Если поднимешь глаза – я вам выколю!». И на самой свадьбе – ни разговаривать громко, ни смеяться.

— А есть можно?

Патимат Хизриева: Можно, но тоже в меру. Чтоб потом не сказали, что дочка таких-то много съела. Там за этим тоже следят.

Аминат Газимагомедова: У меня, по сравнению с девочками, было больше свободы. Мне разрешили учиться, потому что мой отец сам учился в другом городе, в Пятигорске. Он, как у нас любят говорить, «обрусевший». Он особо и не участвовал в моей жизни, поэтому моментов хороших, связанных с ним, у меня больше, чем с мамой, которая была рядом со мной 24/7. Он мог раз в 2-3 месяца купить много вкусняшек, потратить кучу денег, купить мне диски с мультиками. Но вот вы спросили насчет того, сбежали бы мы, если бы на нас не так давили. У меня был разговор с мамой, типа, давай, я буду ходить к папе в аптеку, потом приходить домой, делать какие-то дела по дому и все. Дай мне прожить мою жизнь! Все, что ты захочешь, я буду делать. Только давай, ты не будешь надевать на меня платья, таскать меня по свадьбам и каждый день говорить, что, как только придут ко мне свататься, ты отдашь меня и что мой муж меня будет бить. Давай, без вот этого и я буду служить вам всю свою жизнь. И учеба мне не нравилась никогда. Но мама говорила, что вот, у отца аптеки, получай образование, чтобы потом отец мог их тебе передать. Вообще, она очень любила говорить: «Жалко, что ты не мальчик». Особенно в детстве она мне это часто повторяла.

— А что чувствует дагестанская девушка, которую тащат на свадьбу?

Аминат Газимагомедова: Как товар себя чувствует.

Патимат Хизриева: Да, это способ показать своих дочек. Там они все будут наряженные, красивые. Там и мамы сыновей будут. Свадьбы, это единственное место, где парни могут увидеть девушек. Они туда приходят, когда невесту забирают из дома и они их видят, когда те садятся в машину. Нам папа запрещал ехать за невестой, потому что там парни смотрят. И вот когда ты сидишь на свадьбе, ты знаешь всех своих родственников, знаешь, что у той вон есть мальчик свободный, и у той, и у той. Они все шушукаются, смотрят и приходят, такие: «Я пришла посмотреть на красивых девочек, потому что у меня есть свободный мальчик!». Прямо с телефоном подходит и снимает…

Хадижат Хизриева: Я один раз обувь надевала и на меня какая-то бабушка телефон навела.

Патимат Хизриева: Ты как какой-то товар, и они пришли посмотреть на тебя и подходят, типа с шуткой: «Ой, какая красивая девочка. У меня есть сын вот такой!» Это отвратительное ощущение.

Аминат Газимагомедова: Потом показывают эти фотографии своим сыновьям и если сыну ты понравилась, то мать сразу идет свататься. Сначала, конечно, узнают, какой у тебя род, какие родители, в религии ли они, сколько зарабатывают, а потом идут свататься. То есть, девушка и парень друг о друге ничего не знают. Имена знают.

Патимат Магомедова: Моя сестра и мама прекрасно знали, что я замуж не хочу. Но в один день сестра сказала маме: «Неужели у нее теперь есть своя комната?» Брат женился, сестра вышла замуж и была маленькая комната, окно которой выходит в коридор…

Хадижат Хизриева: …как и у нас.

Патимат Магомедова: У наших девочек часто окно выходит в коридор.И вот сестра говорит маме: «Вот, вы меня в 16 лет выперли замуж. Если вы не выдадите ее в скором времени, то я разведусь и буду жить вместе с вами».  Я вообще из дома выходила в школу, ходила в женскую гимназию, пока меня не остановили с учебой. А потом меня с братом и мамой каждый день отвозили на склад, мы там загружали «газель» и оттуда опять домой. Вся моя жизнь в квартире, в комнате проходила.

Патимат Хизриева: А у нас частный дом и мы могли из дома выходить во двор. В детстве нас могли оставить одних, а когда мы стали чуть старше, нас без брата нигде не оставляли. И уже потом в сад запретили спускаться, вдруг соседи увидят и что-то подумают. Наша двоюродная сестра должна была в этом году выйти замуж, и мы решили в последний раз устроить пикник всем сестрам вместе. У них дом в селе находится прямо в горах. Мы поднялись на гору, а это прям дом и тут вот гора и видно, что там происходит. И мы туда пошли, постелили плед, купили еды, приготовили, там сидели. Нас было 8 девочек. Потом отец приехал и начал нас ругать: «Вдруг кто-то с села увидит и скажет, что вы туда пошли с мальчиками гулять!?». Какие мальчики?! Мы в саду сзади дома сидим! И он начал орать, что девочки не должны гулять по садам, мы должны сидеть дома, почему мы не во дворе сделали этот пикник, а пошли туда в сад, на кого мы там хотели посмотреть. Это вот его боязнь, что кто-то с села увидит и что-то скажет. Он хотел, чтобы мы сидели на тахте, во дворе среди всех родителей и там сделали себе пикник.

Она мне рассказывала, как ей пистолетом угрожал отец. Сказал: «Ты отказываешь сыну моего брата? Считаешь себя лучше него?»

— Почему вам нужен был этот пикник? Что в нем было такого?

Хадижат Хизриева: Просто потому, что можем кушать, но в другом месте! Не дома! Вот она [Патимат Магомедова] приезжала к нам в город и весь наш праздник, все развлечение было такое – мы отправляли брата в магазин за чипсами, соками и кушали. Целыми днями. В кино не сходишь, в парк не сходишь, в кафе не сходишь. С братом можно, но если он не захочет, то и ты не пойдешь. Брат это все видел, иногда даже с папой говорил: «Можно я с девочками погуляю?». И папа разрешал. Но перед тем, как выйдешь, тебя позовут и посмотрят, как ты одета, мол, встань под светом, не просвечивается ли у тебя платье или юбка. Целую экспертизу проведут. Ты погуляешь, вернешься и опять целый допрос, что ты там делала и куда смотрела, кого видела, кто тебя видел.

Патимат Магомедова: Я даже в магазин за продуктами выходила в страхе, что случайно взгляну на кого-то, на какую-то машину, если кто-то скажет, что я смотрела на машину, то это дойдет до моего отца и брата и все. Мне конец.

— Слушай, ну их можно понять, их точно так же воспитывали, они не умеют по-другому. Просто не знают, как.

Аминат Газимагомедова: Поэтому мы и ушли. Если бы мы остались там, то были бы точно такими же. И цепочка не прерывалась бы никогда. Мы говорим про то, что женщина – это не предмет, это не интерьер. это живой человек. Далеко не все девушки думают о том, чтобы с кем-то увидеться или переспать. У девушки могут быть и другие увлечения. И не обязательно выходить замуж, чтобы получить право зайти в кафе или в магазин.

Патимат Хизриева: У них [у родителей и односельчан] «свобода» – это обязательно проституция, наркотики…

— Ну, положим, дагестанские женщины всегда жили относительно свободно. Их не запирали дома, они ходили на полевые работы и это был не только тяжелый труд, но еще и возможность общаться, вести себя более вольно, чем в селе. Они, как пишут этнографы, собирались на девичьи и женские посиделки, у даргинских женщин был свой «тайный язык».

Патимат Хизриева: Бабушка рассказывала, что они ходили на какой-то завод, компоты делали. Еще ездили куда-то. А сейчас все изменилось, стали закрывать женщин.

Патимат Магомедова: Во времена СССР женщины ходили в школу. У бабушки образование намного выше, чем у мамы.

Любовь начинается после свадьбы

— Как часто в вашем селе заключают близкородственные браки?

Патимат Хизриева: Такое часто бывает. И есть люди, которые против брака между двоюродными братьями и сестрами. Мы часто все сидели и обсуждали, что это вообще нужно запретить в селе, чтоб не было таких браков. У нашей двоюродной сестры папа и мама между собой двоюродные и их родители тоже. Она не совсем здоровая, не синдром Дауна, а скорее, аутизм. Она постоянно улыбается.

Аминат Газимагомедова: Когда Хадижат засватали за двоюродного брата, мы сидели, ждали, что же скажет ее сестра старшая. Думали, устроит скандал.

Хадижат Хизриева: В итоге она отправила мне трехминутное голосовое, как она счастлива, что это лучшая для меня пара, что далеко идти не надо, раз есть близкие родственники. У нас в селе считается, что надо так родственные связи укреплять, чтобы деньги не уходили из семей.

— Но мы же все знаем про полный разрыв всех отношений в случае развода, годами, десятилетиями могут не разговаривать близкие родственники.

Патимат Магомедова: У нас так и случилось. Мы до сих пор не общаемся с дядей и его семьей, куда моя сестра выходила замуж в первый раз. Только наш отец с ними общается. У него с братом ничего не изменилось, но мы не ходим в гости, не общаемся. Я даже не знаю, как они живут. Мне неприятно видеть их. Когда. У моей сестры сначала же была помолвка, все знали, что она замуж за него не хочет, мы все, и мама, и сестра просто умоляли жену дяди поговорить, чтобы они сами расторгли помолвку, но они этого не делали. А с нашим отцом об этом было невозможно говорить. Мама, когда пыталась, то он говорил: «Она что, до сих пор не согласна?», вставал и душил сестру какой-нибудь проволокой, шнуром.

Аминат Газимагомедова: Она мне рассказывала, как ей пистолетом угрожал отец. Сказал: «Ты отказываешь сыну моего брата? Считаешь себя лучше него?». Все время повторял: «У нас не бывает любви, как в фильмах, родители лучше знают, и ты должна выходить, куда скажут».

Патимат Хизриева: Мама всегда говорила: «Любовь начинается после свадьбы».

Хадижат Хизриева: Если кто-то поженился по любви, их обсмеивают. Это считается глупостью.

Фотографии из архива Магомедовой Патимат. Последствия избиения матерью и братом. Фото Патимат сохранила, чтобы подтвердить факты насилия, совершенного над ней, для правоохранительных органов

…Чтобы мы не гуляли

— Задам неприятный вопрос. Про обрезание. Я писала об этом еще в августе 2016 года, в том же месяце вышло исследование «Правовой инициативы» на ту же тему. Но мы в первый раз слышим, что такое практикуется в Хаджалмахи.

Аминат Газимагомедова: Нам всем делали его. Но это не африканское обрезание.

В Дагестане три вида женского обрезания: резекция капюшона клитора, прокалывание клитора или маленькая насечка на нем и третье, самое радикальное удаление головки клитора. Какое у вас?

Патимат Магомедова: Я пыталась понять, но я же не знаю, что там должно быть! Моя старшая сестра рассказывала, как ее держали женщины, как это было больно, и все двоюродные сестры рассказывали, что у них у всех это было. И у бабушек у наших у всех так было. У нас в селе не обсуждают. Когда дочке делают обрезание, то отцу не говорят, это стыдно. Такие забирают, делают, а потом: «Ааа, вот ей сделали обрезание». Говорят, мол, «суннат» сделали. Про обрезание мальчиков так же говорят.

Аминат Газимагомедова: У нас среди мужчин это никогда не произносят. Даже если ребенок, мальчик у девочки спросит типа: «Мне сделали обрезание, а тебе?», то девочка замолкает. Девочки это обсуждать не должны никогда.

— Как в селе относятся к необрезанным женщинам?

Патимат Магомедова: У меня есть двоюродная сестра, которой не сделали обрезание, иногда забывают или по какой-то причине упускают это.

Хадижат Хизриева: Наша тетя вышла замуж, родила двоих детей, а потом пошла и сделала. А вот ее сестре не сделали. Она теперь все время говорит, что ей нужно пойти и сделать обрезание.

— Для чего?

Патимат Хизриева: Говорят, чтобы было лучше, чище.

— Есть несколько трактовок. Одна это исламская инициация, типа ты мусульманка шафиитского мазхаба, а по нему у женщины тоже должно быть обрезаны, а как уже сильно обрежут, зависит от села и семьи. А вторая – народная, мол, необрезанные женщины слишком буйные и все думают только о сексе.

Аминат Газимагомедова: У нас комбинация и того, и другого. У нас говорят, что по исламу надо сделать, чтобы женщина не была буйной. И чтобы хадж был принят.

Патимат Хизриева: Когда я спросила у мамы, для чего это сделали нам, она ответила, чтобы мы не гуляли, чтобы не хотели ничего такого.

Патимат Магомедова: Я хотела насчет той двоюродной сестры, которой не делали обрезание. Сидим мы все и все такие: «Тебе не делали обрезание?» Для них это был шок. Они там все обсуждали, как это ее забыли.

Патимат Хизриева: У меня тоже есть двоюродная сестра, которой не делали. Ей сейчас пять лет только, то есть, она достигла того возраста, когда уже делают. И мы все время разговаривали с мамой и с ее мамой, чтобы ей не делали обрезание. Это же не обязательно, это просто желательно по исламу. А они такие: «А что люди скажут? Что потом мы будем говорить ее мужу?». Но когда моя троюродная сестра вышла замуж, и ее муж узнал, что ей сделали обрезание, он, наоборот, очень сильно разозлился. Ему это очень не понравилось. Мы спрашивали у тех, кто вышли замуж, что они чувствуют, и они говорят, что это просто неприятно и не хочется этим заниматься.

Теперь уже все мужчины Хаджалмахи будут рады нас убить. Потому что мы «опозорили село», мы раскрываем темы, о каких принято умалчивать

Тайна мамы и ее ответственность

— Я, как и все, смотрела видео с КПП «Верхний Ларс», когда за вами приехали мама и брат. Каково вам было в этот момент, вы же вспоминаете о ней как о защитнице единственной, маму не жалко было?

Патимат Хизриева: Перед побегом к маме жалость была очень высокая. Думаешь, может, все-таки остаться, перетерпеть. А вдруг с ней что-нибудь случится. Может, закрыть на все глаза и не думать, жить как скот. Но я не могла этого уже терпеть. Очень было жалко. До КПП… Но они пришли нас забрать. И убить.

Хадижат Хизриева: Мама говорила: «Мы вам ничего не сделаем. Пока не поздно, вернитесь», а двоюродный брат сказал, что через два дня уже будет поздно.

Аминат Газимагомедова: Пускай, все, кто не верит – прочитают комментарии, где каждый второй дагестанец пишет, что нас надо найти и убить.

Хадижат Хизриева: Просто, чтобы проблем у них больше не возникало.

— От кого, по-вашему мнению, исходила наибольшая опасность?

Патимат Магомедова: 99,9% меня убил бы брат. И дядя точно не оставил бы.

Хадижат Хизриева: От отца и от нашего дяди. И потом уже все мужики в селе. Меня бы в живых точно не было.

Аминат Газимагомедова: Теперь уже все мужчины Хаджалмахи будут рады нас убить. Потому что мы «опозорили село», мы раскрываем темы, о каких принято умалчивать. Мы читали некоторые комментарии, один говорил, что готов убить нас и сесть в тюрьму. Писали, что нас нужно закидать камнями. Больше всего меня удивляют люди с нашего села, которые пишут, что этого нет, обрезания нет, а мы все придумываем ради кейса. Но каждое слово наше, все, что мы рассказываем – подтверждается. У нас есть голосовые, видео – все записано. Они говорили слова, которые мы сейчас повторяем, они обсуждали обрезание.

— То есть, у вас куча материала, который вы просто еще не публикуете? Почему?

Аминат Газимагомедова: Мы собирали его не для того, чтобы кого-то «опозорить». Никогда этого не хотели, даже на Верхнем Ларсе все тянули с записью видео, понимали, что для наших семей, для родителей это позор. Но мы ведь имеем право хоть как-то себя защитить? Мы три месяца сидели в шелтере в Москве. Мы пытались выбраться из страны по-тихому, не хотели все оглашать, но нас закрыли на КПП. По сути, родители сами виноваты. Мы оставили письма, чтобы не искали нас.

— Письма? Что написали?

Аминат Газимагомедова: Я написала, что хочу высказаться, так как они меня никогда не слушали. Оставила письмо маме, напомнила ей все, что она делала. Сказала, что много лет обдумывала этот поступок. Я очень не хотела бежать, просила даже не то, чтобы дать мне какую-то свободу, а просто не угнетать, не оскорблять меня. И в конце я написала, что у нас есть очень много всего, что мы записали, все в надежном месте и мы не хотим это выкладывать. Все, что им нужно сделать – это не искать нас, не находить нас и не убивать нас. Мы не угрожаем. Мы просто хотим быть в безопасности. И мы уходим не для того, чтобы гулять, как они говорят.

Хадижат Хизриева: Я написала: «Если вы не будете меня искать, я вообще ничего не буду делать, ни светиться, ни говорить. Просто исчезну из вашей жизни».  Письмо было адресовано отцу. Я писала про его запреты, зависимости от чужого мнения. Про то, как он навязывал брату, что он должен становиться спортсменом и быть круче Хабиба Нурмагомедова. Брат хочет в бокс, а отец заставляет его идти на борьбу. А потом заставляет его получать какие-то места. Писала, что он заставлял нас одеваться, как мы не хотим и говорить, что нам это нравится. Он [отец] сказал, что без хиджаба я больше из дома не выйду, а потом спросил, хочу ли я его надеть. И я знаю, что должна сказать да. Я там еще написала спасибо маме, что хоть как-то облегчала нам жизнь, а то мы бы давно реально суициднулись. И чтоб он не винил маму. Я специально начала письмо так: «Так как ты читаешь это письмо, не надо идти к маме, и винить ее, что мы сбежали». Знала, что как только он узнает, что мы сбежали, пойдет отрываться на матери.

Патимат Магомедова: У нас привычно срывать злобу на детях и женщинах. А самое ужасное, что женщина, если какая беда произошла, не может рассказать это отцу или дяде, брату. Они примут это как что-то, произошедшее из-за вины женщины. Если что-то произошло с ребенком, то это тайна мамы и ее ответственность. Она сама должна все решить. Если это какая-то маленькая беда или школьные проблемы, то чаще всего отцы этого не узнают. Потому что такие вещи они станут решать криками, угрозами, орать будут.

Хаджалмахи – большое село в горном Дагестане. Здесь проживает более 7 тыс человек, мусульмане-сунниты. Считается консервативным селом, в котором придерживаются традиционного ислама.

    Варежки, угон машины и Краснодар

    — Как вообще начались ваши разговоры, что нужно что-то изменить? Вы ж не просто так пришли, сели и решили – бежим!

    Патимат Магомедова: Мы смотрели какие-то фильмы, например, «Побег из Шоушенка», потом говорили о том, что почему кто-то может учиться, а нам нельзя. Почему кто-то ходит на улицу, а нас ругают родители и мы сидим дома. Наши встречи, наше веселье – все дома.

    — Теперь, как я понимаю, «Побег из Шоушенка» в Дагестане будет объявлен вне закона и признан экстремистской литературой.

    Патимат Магомедова: Когда мы заселились в квартиру в городе, у нас с сестрой была одна комната и телевизор. Отец перетащил его в комнату брата, чтоб мы не смотрели что-то не то. Помню, как только слышали, что дверь открывается, мы выключали телек, если мы смотрели, то он подходил и смотрел, что мы там смотрим.

    Патимат Хизриева: Если отец был в городе или дома, то я всегда смотрела только мультики, знала, что он придет поинтересоваться, что мы смотрим. Прям подходит и спрашивает: «Что смотрите?».

    — Ну, ему, наверное, казалось, что он вас защищает, заботится о вашей «чистоте».

    Патимат Хизриева: Мы сравнивали свою жизнь с другими и просто решили избавиться от всего. Мы говорили об этом, мечтали с детства работать, учиться и наш первый план был очень глупый – украсть машину и уехать в Краснодар. Мы в переписке в ватсапе называли его «Краска». Планировали копить деньги. Я в тот год начала вязать варежки и носки, и с бабушкой отправляла в Москву. Она там продавала. И я долго ждала, сколько мне денег придет. Мне пришло всего 7 тысяч. И так я их откладывала каждый год. И родители тоже давали денег, например, ты окончила в Коране какой-то джуз (одна из 30 приблизительно равных частей Корана – Даптар) и тебе дали денег. И бабушка дает на день рождения или на Уразу (Ураза-Байрам (Ид-аль-Фитр) – праздник окончания поста в месяц Рамадан – Даптар).

    — А почему Краснодар?

    Хадижат Хизриева: От родителей мы слышали Петербург-Москва. И считали, что в Краснодаре никто не станет нас искать. А потом я поехала в Краснодар с родителями по поводу моего зрения. Поехали как бы втихаря, чтоб никто не узнал, что у меня плохое зрение.

    Потому что девочку с проблемами со здоровьем сложнее выдать замуж?

    Хадижат Хизриева: Да. А еще будут говорить, обсуждать, мол, в этой семье дети больные. В общем, мне сделали какую-то операцию, чтобы зрение не падало, и мы сразу вернулись. И родители от всех это скрывали, чтоб не говорили, что у них слепая дочь. В селе очень за этим следят, кто слепой, кто не слепой. Но главное – Краснодар отпал. Мы уже передумали туда бежать. В 2018-м году к нам пришла Амина, мы думали, говорить ей или нет? Нам было очень сложно довериться кому-то. Ее первая реакция – «Серьезно!?».

    Аминат Газимагомедова: Когда они все это продумывали, им было по 13-14 лет. Я в этот момент дружила с их старшей сестрой, с Мадиной. И она постоянно говорила, что сбежит, чтоб ее насильно не выдали замуж. У Мадины был каждый год такой момент, когда она собиралась сбегать и спрашивала меня, я с ней или нет. Я говорила, что нет, нас найдут, это невозможно. И тут эти младшие мне все рассказывают, что можно где-то запросить политубежище… Я думаю, блин, это ж там какие-то сирийцы, им только дают. Нам-то не дадут. Потом мы как-то постоянно читали про это, обсуждали.

    Патимат Хизриева: Наш план постоянно менялся. Но мы знали точно, что это будет 2022 год, август. Когда мне исполнится 18.

    — Как вы бежали, откуда?

    Аминат Газимагомедова: Мы собирались бежать от меня, девочки еще не пришли, я захожу к маме в комнату, думаю, вот, она сейчас скажет какое-нибудь хорошее слово, и я останусь, не побегу. А она начинает говорить: «Вот видишь, там грязно, быстро уберись, пока девочки не пришли. Потом все над тобой смеяться будут».

    Патимат Хизриева: Я в тот день так сильно смотрела на маму, и она на меня из-за этого наехала.

    Аминат Газимагомедова: Мама ушла, у нас было около трех часов на все. Мы прочитали, какой объем вещей можно для самолета, какая ручная кладь, взяли самое необходимое, многое не поместилось. У нас не было теплой одежды, только футболки, штаны. Был человек, который забрал наши телефоны, чтобы если родители напишут, ответить им. А когда уже все поняли, что нас нет, отправил им электронные письма и телефоны выбросил в море.

    Патимат Хизриева: В аэропорт мы ехали на такси. И спрашиваем у водителя: «Вот такая у нас ситуация, мы сбегаем, как думаете, правильно ли мы поступаем?». Не знаю, для чего спрашивали. Он говорит: «Вам есть 18?» Мы отвечаем, что да. Он говорит: «Значит, можете сами решать». И нам стало легче. Это был взрослый человек, человек из Дагестана. И он был на нашей стороне.

    Жизнь заново

    Ну, вот вы уже не в Дагестане и даже не в России. Как вам дышится? Что снится?

    Хадижат Хизриева: Первый месяц постоянно снилось, что меня вернули, что я просыпаюсь в нашей комнате и мне нужно бежать и проходить снова это все.

    Патимат Хизриева: У всех был один и тот же сон, что мы сбегаем. И обычно мы понимали, что это сон. А в один момент я была уверена, что сейчас снова нужно сбегать. Я же вроде была в Москве и вдруг я опять в этом доме! Одна. Это такой жуткий сон, ты не понимаешь, где сестры. Ты вот тут, а их вообще нет.

    Патимат Магомедова: Самый страшный сон был, как нас избивают всех. Распяли, как Иисуса, на крестах. Я себя не вижу, а вижу, как они висят окровавленные. Всем селом их убивали, куча мужиков вокруг, какие-то женщины плачут.

    Аминат Газимагомедова: В Москве мы спали в одной комнате. Встаешь ночью, смотришь – все на месте, все рядом. И обратно засыпаешь. И первое время валерьянку пили.

    Хадижат Хизриева: Когда сейчас выходим на улицу, и к нам кто-то подходит, мы ТАК смотрим друг на друга – а вдруг это за нами!

    Патимат Хизриева: Я вчера пыталась дверь в подъезд открыть и два часа стояла там позорилась. Подошли какие-то мужчины, наверное, хотели помочь, а я им сразу – «No-no!». Я просто в частном доме жила и не понимаю таких вещей. Домофон еще какой-то, код на двери. А тут они еще. Вообще не хочется с кем-то разговаривать, отвечать, не хочется, чтобы на тебя внимание обращали. У нас осторожность до сих пор: «Так, там какие-то люди, давайте не пойдем по этой стороне. Там вон мужиков много – туда тоже нельзя!».

    Аминат Газимагомедова: Да, типа, «Ой, смотрите, с бородой!» Точно наш, идем отсюда быстрее!

    — Что будет дальше? Ну вот, вы улетите в какую-нибудь человеческую страну. А что там, вдруг вы рассоритесь?

    Патимат Хизриева: У нас ссоры и так были. И в Москве были, и тут уже были. Из-за мелочей, из-за картошки, из-за того, что кто-то ночью шумит и спать не дает.

    Аминат Газимагомедова: Но это мы быстро решаем, можем поссориться, но  потом сядем и реально несколько часов будем обсуждать это все.

    — Я прочла много комментариев о предательстве. О том, что вы обязательно пропадете. И были еще каменты условно сочувствующие, не людоедские. Люди писали – как же они выживут без семьи.

    Патимат Хизриева: Мы сами стали себе семьей. И решаем проблемы разговорами, а не ссорами.

    Светлана Анохина