Какая связь между неверными женами, припрятанными особняками, правами на вождение автомобиля и алиментами? Оказывается: прямая.
Об этом «Даптару» рассказала юрист, магистр права Университета Бирмингема, старший преподаватель кафедры международного права юридического факультета ДГУ, член Общественной палаты Дагестана Дина Бийгишиева.
НИЩИЕ ДАГЕСТАНСКИЕ МУЖЧИНЫ
— Вопрос к тебе как к юристу с 15-летним стажем: с какими проблемами женщины приходят в суд?
— Защищают свое право на содержание детей в основном. Еще на получение алиментов. Я бы сказала, что алиментные дела самые частые. Следом идут дела по защите права воспитывать детей.
Обращаются очень часто. Если верить статистике, то каждый третий брак оканчивается разводом. И практически любой развод имеет продолжение в виде разбирательств по размерам алиментов. Я еще не видела разводов, в которых так или иначе не встал этот вопрос. Если послушать мужчину-ответчика, женщина идет в суд исключительно ради того, чтоб ему насолить. Чтоб ему было плохо. И он этому яростно сопротивляется. Вот такой аргумент, например: «Эти деньги она будет тратить на себя!» Какие деньги? Подождите минуточку, мы о каких деньгах с вами говорим? О 4,5 тысячах? Это ведь средний размер алиментов. Что можно на эти деньги сделать в месяц? Отвечают: «Нет, она обязательно их будет транжирить!»
— Давай определимся: алименты – это сколько? Треть зарплаты?

— От одной четвертой до одной второй, в зависимости от количества детей. Таких случаев, когда считают по процентам, мало, потому что официальной заработной платы практически нет. Поэтому основная масса дел алиментных не считается пропорционально к заработной плате, сумма высчитывается согласно положениям Семейного кодекса, где прописано, что алименты назначаются, исходя из минимального размера оплаты труда. Он определен, 10 163 рублей — это МРОТ. Но есть еще минимальный прожиточный минимум, который устанавливается на детей в определенном регионе, это чуть больше 9 тысяч. Закон прямо не говорит, что если у тебя нет заработной платы, дорогой мой, плати вот прожиточный минимум. Этот «исходя» судьи толкуют, как угодно. У меня были на руках решения о назначении одной четвертой прожиточного минимума, в то время как прожиточный минимум составлял 5 тысяч с копейками. В основном у нас назначают около половинки.
— Назначают. А легко ли эти деньги получить?
— Одна моя коллега сказала: неисполненное судебное решение – это выкидыш, дитя, которое не родилось. И таких вот выкидышей по Дагестану очень много. Очень! По одной простой причине – не с чего взыскивать. На человеке формально нет ничего, никакого имущества. Это классический дагестанский случай. И как быть? Телевизор отнимать? Телевизор мамкин, квартира мамкина. Машина – сестры. Дачный участок и двухэтажный дом на нем – двоюродной тети. Заметь, даже тут на мужчин-родственников редко имущество переписывают, обычно именно на родственниц.
— Вот так поглядишь на человека и пожалеешь. Бедный зайчик, ничего у него нет, только зубная щетка, носок с дырой и справка об инвалидности. А через месяц – опа! Женится! И свадьба роскошная, банкетный зал, лимузин, подарки невесте, все дела.
— Ну да. И сразу после такой свадьбы иски, дескать, судья, снизьте мне размер назначенных алиментов. У меня, мол, тут новая семья, мне еще один рот кормить. Были процессы, и таких процессов много, когда идет вопрос платить детям по 1 500 или по 3 000 рублей. И человек, ответчик, бывший муж за 30 000 рублей нанимает адвоката. Тот факт, что деньги будут перечисляться на карточку бывшей супруги, просто не дает жить большинству ответчиков! Объясняешь, что и 10000 не хватит накормить, одеть, обуть ребенка и отправить в школу. Это недостаточная сумма. Очень болезненно воспринимаются алименты. Прямо как вызов мужчине.
— А кто больше сопротивляется алиментам: бедные, богатые или среднего достатка люди? Городские или сельские?
— Абсолютно все. Я не видела ни одного ответчика, который сказал бы: ну, окей. Все изощряются по-разному. Если человек со связями, знакомствами и деньгами, то обязательно побежит и принесет справочку из какой-нибудь ОООшки. Мол, получает ровно 11 тысяч 163 рубля. Ровно МРОТ, и выплачиваться оттуда будут несчастные гроши. Так что приходится шерстить эти ООО. А тут нужно иметь в виду, вот такая справочка – она не просто так. Это фальсификация документов, то есть, уголовная ответственность.

НА РАЗВОД ВСЕМ ТУХУМОМ
— Ты говоришь, что часто ответчик поливает бывшую супругу грязью.
— Это самый главный аргумент: она плохой, недобрый человек, она сама ушла, кто ее выгонял, да она в нашем колхозе с трактористом гуляла, еще с кем-то встречалась, аморальная она! Приводят безумные аргументы в суде – дети не мои, она нагуляла, мы развелись, потому что я ее застукал! Причем, эти все «аргументы» в суде не работают, это, кажется, все знают. Но по-прежнему, главные обвинения: плохая хозяйка, сама ушла и изменщица.
— Вот тут я вообще перестаю понимать, где живу. То есть, дагестанский мужчина вот так при всех говорит, что ему наставляли рога? И говорит это не во время развода, объясняя свое решение не жить больше с изменницей, а уже после, просто чтоб не содержать своих же детей?
— Вот так. И это «гуляла» может идти вперемешку с «никто ее не выгонял, сама ушла». Еще один забавный казус в том же духе. У нас в Дагестане, как знаешь, чуть ли не каждый второй заявляет, что женщина обязана сидеть дома. А тут суд по алиментам. И начинается: да запросите ее зарплату, она там больше всех получает, да зачем ей мои копейки!
Одна моя доверительница болела, так адвокат противоположной стороны требовал послать запрос, утверждал, что она симулирует, просто работать не хочет, ленивая.
Вот интересная тенденция наблюдается: одна сторона бывает более активной, другая предпочитает работать через адвоката. Те женщины, с которыми я работала, не хотели ходить на процесс, подписывали доверенность, чтобы этим занималась я. А ответчик… Он, как правило, приходит с мамой, сестрой, с еще какой-то дальней родственницей. Но главная сила это, как правило, тетя. И тогда суд узнает «все»: что эта пара вообще неправильно поженилась и тетя с самого начала была против, что жена плохо мыла посуду, что сама не работает, а должна была, что да, мы бы платили алименты, но…
— …но она первая изменила нашему Магашке!
— Именно! Бывают дела, когда один из супругов ни сном ни духом не ведает, сколько того имущества на самом деле. Помню процесс, где ответчиком был очень обеспеченный человек. У него, значит, был дом, где жила новая семья (причем, оформлен, разумеется, не на него) и обычная трешка в Махачкале. Из-за этой трешки и шла битва. Он никак не хотел отдавать ее бывшей жене и их общим детям. Периодически заверял, что уже переписал. Она ходила, проверяла, никаких сделок оформлено не было. Ну, сделали запрос, а там… Участки земли в Подмосковье, то, се, половина, правда, оформлена на его маму, но несколько записаны и на него самого. И куплены во время брака. А любой рубль, потраченный во время брака, это общий рубль. Никакие «это я все заработал, а она ничего не делала!» не рассматриваются. Причем, бывшая жена о другом имуществе не знала. Когда мы положили на стол документы с этими участками, его адвокат покачнулся и быстро сказал, так, если вы все еще согласны на эту квартиру, мы сегодня же все оформим!
— То есть, если бы он тихо-мирно оставил бывшей и детям эту трешку, то не спалился бы?
— Именно. Их девочке было 16 лет, мальчику – 11, когда выяснилось, что построен огромный красивый дом, куда папаня ушел с другой женщиной. Во время процесса я выводила истицу в коридор и говорила: «Ты понимаешь, что можешь претендовать на половину подмосковных участков?» Но она ничего этого не хотела, ей нужна была самая малость, та самая квартира, в которой она осталась с детьми, когда муж ушел. И все.

ДВА ОПРАВДАНИЯ: СИДЕЛ ИЛИ ЛЕЖАЛ
— Часто бывшие мужья говорят: денег не дам, лучше сам детей заберу.
— Да. Если по классическому варианту дети остаются с мамой, мужчины обычно рвут рубаху на груди, мол, не можешь обеспечить ребенка, давай отдавай мне, его в тепле и в золоте буду содержать! В 90 процентах случаях дети остаются с матерью. Но когда по настоянию отца детей все же отдают ему, они воспитываются или новыми женами, или бабушками, сестрами, тетками. Но не отцами.
Яркий пример: трое детей, две девочки, один мальчик. Мальчик остается с папой в его новой семье, а девочки уходят с мамой. Бывшая супруга подает на алименты, муж говорит: или отзови иск, или я подам на алименты на того ребенка, что остался со мной. Он так и сделал. Но есть норма, судья назначает алименты в пользу того, кто менее обеспечен. А на ней было двое детей, напомню.
— А вообще случается, что мужчины подают на алименты? Фактически же имеют полное право, если дети остаются с ними.
— Да, но на деле такой практики немного. С мужчинами редко оставляют детей, хотя бывает, когда всем понятно, что за конкретным ребенком отец смотрел бы гораздо лучше. Был такой случай. Мы просто ждем, когда ребенку исполнится 10, и он получит право сам решать, с кем ему остаться. Но там исключительная ситуация: ни мать, ни тетя, ни бабушка понятия не имеют, что такое нормальное воспитание, они психологически травмируют ребенка. Приходили на консультацию всем составом, там все понятно сразу. Справедливости ради, скажу, что это был из ряда вон выходящий случай, когда отец детей зарабатывал около 200 000 рублей в месяц, официально, при этом оплачивал частную школу для детей, это по 50 тысяч в месяц. Оставил бывшей жене одну из собственных квартир, приносил кучу продуктов, но при этом женщина все равно пошла в суд. Он чуть ли ни плакал, мол, что ей еще нужно.
— Как часто бывшие супруги договариваются мирно без алиментов, а потом передумывают? И почему передумывают?
— Таких случаев много. Люди, предположим, договариваются, что каждый месяц 5-го числа будет приходить энная сумма. Но не приходит 5-го, не приходит 25-го и человек начинает нервничать. Это же объяснимо, да? Или случается, что женщина услышала, что у бывшего мужа новая работа, где платят много, вот дом строит, машину купил. Такой иск мужчина идет опротестовывать практически всегда. Доказывает, что он беден. Вспоминает, что и так недавно «кроссовки и спортивки купил, что еще ей нужно?». Это цитата, между прочим. Кроссовки и спортивки.
— Слушай, а вот если человек, к примеру, какое-то время не работал, сам себя еле содержал, как ему платить алименты, с чего?
— Я говорю в таких случаях: ребенок от этого не перестает хотеть кушать. И долг никуда не девается. Если не мог оплатить в мае и в июне, то что мы нужно сделать? В два раза больше работать в июле и в августе. Где-то дал слабинку, увеличил задолженность — ломай голову над тем как заработать и покрыть. Был случай, когда сумма задолженности по алиментам достигла 300 000. И вот приходит должник-неплательщик и начинает плакаться, мол, он такой сякой, хромой, бедный и у него просто нет возможности, пожалуйста, избавьте его от задолженности! Судья не принял его аргумент, потому что нет таких аргументов. Сидел или лежал — вот два случая, когда могут освободить от задолженности. Отбывал наказание, либо был так болен, что зарабатывать не мог.

КОГДА АВТОМОБИЛЬ НЕ РОСКОШЬ
— Так что там с взысканием денег? Это безнадежно или все же есть меры? Ты говорила что-то насчет лишения прав…
— Да, вот в той самой истории с долгом в 300 тысяч мы прекрасно понимали, почему человек просит их списать. Он хотел устроиться на работу водителем. А ему отказывали, у него ограничение в водительских правах стояло. Есть такая норма. И она очень действенная. Это работает вот так: если долг по алиментам достигает определённой суммы, кажется, это 10 тысяч, то выносится постановление об ограничении в управлении транспортным средством.
Эта информация передается в ГИБДД, в полицию и все: если человек хочет устроиться на работу, связанную с управление транспортным средством, ему отказывают. Если у него личный транспорт, то ездит до первой встречи с дорожной полицией, а там — лишение прав и огромный штраф. И это прекрасно работает. Тут же ответчики начинают бомбить истиц: «Пойди, забери свое заявление!»
Но это не заявление. Его не заберешь. Это решение суда и оно уже у судебных приставов. Так что легче свои копеечные долги по алиментам закрыть. Вот тут я почувствовала, что и в тех случаях, которые казались патовыми, что-то сдвигается с места и женщины потихонечку стали получать денежки. Иногда женщины не подают в суд, опасаясь непосильных расходов. Но есть юристы, которые по таким категориям дел окажут помощь бесплатно. Адреса бесплатных адвокатов можно узнать на сайте Адвокатской палаты Дагестана. Хорошую поддержку также оказывают и юридические клиники при вузах. К тому же судебные расходы, в том числе расходы на адвоката, в случае победы в суде можно взыскать с ответчика.

ИСЛАМ — НЕ УКАЗ
— А аргументы религиозного характера действуют? Ведь все вроде как очень набожные, про дозволенность вторых, третьи и четвертых жен крепко помнят. Но там же и прописано, что с разводом обязательства содержать ребенка с мужчины не снимаются.
— Нет, не действуют. Большинство использует только те положения религии, что удобны. Вот, например, если разговор идет о том, с кем останется ребенок, тут же говорится, дескать, по исламу должен оставаться с отцом. Во-первых, это не так. Во-вторых, для суда это не будет иметь значения.
— Ну как же не будет! Вспомни Чечню. Вспомни судебные решения, которые не исполняются, и женщин, что годами бьются за своих детей. Вспомни официальные ответы России по запросам Европейского суда, мол, надо учитывать национальные традиции.
— Тоже верно. Хотя у нас, вроде бы, такого еще не дошло.
— Есть у меня приятельница. А у нее дети. И бывший муж, как полагается, со своей новой семьей. И вот как-то дети эти заболели, она обратилась к супругу, напомнить, что он несколько задолжал. Но он к тому времени резко стал человеком набожным и сообщил, что и рад бы, но ему предстоит хадж и сама понимаешь, никак сейчас не могу. Насколько я помню, одно из правил хаджа – это отдать перед ним все долги. Ведь умереть в хадже – это благо. Но не отданный долг не даст тебе это благо вкусить. И говорили мне, что наш муфтият вроде бы собирался по этому поводу сделать заявление, чтоб места для поездки в хадж злостным неплательщикам не предоставлялись. Но с другой стороны, алименты это все же не исламское понятие. Там как-то иначе рассчитывается сумма выплаты на детей.
— Я не слышала, чтоб такая фетва прошла. Хотя мысль хорошая. Но мне как юристу сложно рассуждать, я сразу вижу, как бы это действовало на практике. Те люди, что ведут себя непорядочно в отношении собственных детей, они поступают так не потому, что это светский закон. Да и, кажется, были нормы о запрете выезда.
— Я тут даже не о самом выезде. Скорее, о том, что при огромном количестве роликов с проповедями, как и что нужно запрещать своим женам и сестрам, я практически не вижу ничего, что напоминало бы мужчинам об их обязанностях в отношении тех же жен. А такое напоминание перед каждым хаджем, возможно, подействовало бы на неокрепшие мозги отдельных товарищей.
— Ну, давай, выступим с таким предложением, напишем обращение в муфтият. Ты готова? Я – да. Садимся за работу.
Светлана Анохина