Патимат слегка за 20. Она не смогла смириться с правилами своей семьи, не захотела играть в беспомощность в юности и принимать бесправие в браке. Ее монолог кому-то может показаться слишком резким, но эта девушка заплатила за свою свободу, в том числе за свободу слова и мнения, высокую цену. Ей пришлось бежать из семьи и самой строить свою новую жизнь.
Жизнь дома
– Да, я считаю себя феминисткой. А как еще? Я видела, как ущемляют женщин. Я сбежала из дома, потому что в моей семье было очень много насилия – в первую очередь психологического.
Мы с моей семьей будто из разных миров. Половина моей семьи религиозная, половина – опирается на традиции. Меня не устраивало ни первое, ни второе. К тому же я всегда была очень свободолюбивой. А моя семья – очень строгой.
Родители и братья контролировали мою одежду. Причем, это не просто «надень платье»: они определяли и длину, и фасон, и цвет, и принт того, что я надеваю.
Контролировали, с кем я общаюсь. Про мальчиков я не говорю – мне никогда нельзя было с ними общаться. Как будто я родилась с этой прошивкой, и должна была об этом знать с первого своего вздоха: мужчины – это табу. Я не должна ни здороваться с ними, ни смотреть на них. Но, кроме этого, мне еще запрещали общаться с подругами, если родители считали, что они на меня плохо влияют.
Ребята из школы куда-то ездили на экскурсии, я никогда с классом не ездила. Оставалась дома. А после окончания школы, ни о каких институтах-университетах и речи не было, меня просто закрыли дома.
Главное, что меня выводило из равновесия – ты всегда «чья-то». Как животное. За тебя все решили с твоего рождения
Мне нельзя было ни гулять, ни куда-то выходить. Если мне нужно было в магазин – со мной обязательно должен был пойти брат. При этом мне, например, могли быть нужны прокладки. Но все что связано с месячными – это стыдно. Стыдно брату не то, что купить предложить: стыдно вообще упомянуть об этом. Но при этом без него ты пойти не можешь. Мне приходилось просить подругу, чтобы она сходила, купила мне прокладки и принесла.
С братьями мы могли поругаться. Если брат меня бил, папа его ругал, но при этом была всегда такая помарочка в мой адрес: «Ты почему ему что-то сказала?». Мол, что бы он ни говорил, он мужчина, и я должна молчать. А я не умела молчать. Это была моя вечная проблема.
Помню как-то я вернулась домой с прогулки, и отец сказал: «Это последний день, когда ты надела штаны». Мне было 11 лет. Я столько плакала, понимая, что больше не смогу надеть свои любимые джинсы.
При этом росла я в центральной России, вокруг меня не было девочек в хиджабах и длинных платьях. Я не знала этой культуры. Но в семье считалось, что многое я должна усвоить из неоткуда, из воздуха просто потому, что я чеченка. Мне даже ничего толком не объясняли, но считалось, что я в курсе: как должна себя вести, как должна одеваться, думать и поступать.
И главное, что меня выводило из равновесия – ты всегда «чья-то». Как животное. За тебя все решили с твоего рождения. Ты выйдешь замуж, родишь детей. Карьеры у тебя не будет. Мужику перечить не будешь. Тебя с детства взращивают «хорошей невестой», пока все остальные просто живут.
Бунт
Мой бунт начался с каких-то мелких вещей. Я просто начала вести двойную жизнь. Тайком покупала и брала с собой в школу одежду, которую хочу надеть. Выходила из дома в платьях, а уже в школе уже переодевалась в то, что нравится мне.
Это был такой неосознанный бунт. Я тогда не думала о том, что я уйду из дома, я просто понимала, что мне это все не нравится. И пыталась решить этот вопрос, как могла. Я успевала жить, просто мне приходилось для этого прятаться, скрываться и что-то придумывать. Я прогуливала уроки, иногда прогуливала весь день. Главное было вовремя вернуться к концу занятий, потому кто-то из семьи приходил за мной в школу, чтобы меня забрать и препроводить домой.
Лет в 14-15 я впервые задумалась о том, что можно просто уйти. Что мне необязательно жить с этими людьми, по их правилам.
Я видела, как живут мои братья. И я не понимала, чем я отличаюсь. Они ведь гуляют, общаются, учатся, к ним приходят друзья. Почему им можно, а мне нет?
Я хотела работать. А мои братья могли, но не хотели. Я этого искренне не понимала. Для меня находиться дома было большим стрессом. Если бы у меня тогда была возможность работать, я бы работала круглосуточно просто, чтобы не видеть своих, не находиться дома.
Я знаю много историй, где женщинам приходилось выпрашивать у мужа деньги на его же детей
Роли мужские и женские
Почему мне не нравится модель «обычной патриархальной семьи»? Потому что она не работает. По идее в ней мужчина должен обеспечивать свою семью, быть защитой, опорой, оберегать от всех невзгод, обеспечивать безопасность и так далее. А на женщине все остальное: быт, уют, семья, дети, воспитание, готовка, уборка.
Но я видела, как это выглядит в Чечне. Да, на женщине дом и дети, редко меньше трех. Бывает, что пять-шесть и это считается нормой. При этом очень часто мужчина в семье не делает ничего. Среди моих родственников много семей, где мужики не работают. Женщина построила дом, воспитала и вырастила детей, она их кормила-обувала. А мужчины – я не знаю, для чего они вообще там существуют. Они не работают. Они не выполняют единственный свой долг, при этом считают, что женщина им всем обязана.
Чеченская женщина пашет, как лошадь. У меня много родственниц, которые и в поле, и в огороде сажают огурцы-помидоры, и дома успевают убраться, и гостям помогут, соседям помогут, своей семье помогут. А мужик там просто лежит, и он типа хозяин дома. Это его главная роль: он хозяин дома. Но чем это подкрепляется, непонятно. Потому что чаще всего он не делает ни***я вообще.
И если даже мужик работает, это не значит, что он приносит тебе деньги. Я знаю много историй, где женщинам приходилось выпрашивать у мужа деньги на его же детей.
У меня есть знакомая девушка. Ее муж не давал ей деньги на школьные рубашки для детей. А на носу было 1 сентября. И она втихаря взяла деньги и купила. Потратила 1500 рублей, то есть, максимально какие-то дешманские рубашки купила. Муж ее очень сильно за это избил.
Другую знакомую муж не избивал. Но ее избивал брат мужа, он алкоголик, постоянно пил. И муж ничего не делал: «Это же мой брат, что я ему скажу».
Я знаю кучу таких диких историй. При этом самое обидное, что эти же женщины мне говорили, что нужно все терпеть.
Большинство женщин там очень мизогинные. Они сами живут несчастно, и другим такой же жизни желают. Они не понимают, что они сами жертвы этой системы, и что это ненормально. И вот эти женщины, которых гасили, вырастают, становятся свекровями и гасят уже своих невесток: «Я терпела – и она потерпит, теперь я на ней оторвусь». Вот так это передается из поколения в поколение у чеченцев.
Ответственность
Мне очень часто говорили, мол, тебе вообще о жизни париться не надо, братья помогут, отец поможет, потом муж поможет. У тебя вообще никакой ответственности, просто живи и кайфуй. Они не понимали, почему мне это не нравится, считали, что у меня все зашибись.
Девочку у нас растят так, что она лицо семьи и ответственна за всех. У меня были младшие братья, старшие братья, отец – и все они должны были хорошо выглядеть. Это была моя ответственность. Потому что, если в школе увидят, что у брата помятая рубашка, то скажут: «О-о-о, вот у него есть сестра, она не погладила ему рубашку»». Если от него воняет – «Она не напомнила ему, что надо помыться». Он не почистил зубы – «Она не сказала ему, что ему надо почистить зубы». Плохая женщина.
Дома у тебя всегда должно быть чисто, если к тебе придут гости. У нас любят гости, знаешь, вот как в этих фильмах: пальцем по разным поверхностям проходиться, пыль проверять. Это не фильмы, это Чечня, ребята.
Позор
Любой чеченской девушке с детства твердят «только не опозорь нас». Это ее главная задача на всю жизнь – не опозорить.
Но при этом, если что-то случается, очень часто в Чечне не слишком ищут виноватого. Он, точнее, она – всегда под рукой. Много случаев, когда что-то произошло: до девочки докопались, ей на улице цыкнули, к ней притронулись – и виновата в этом будет именно она. Ее могут избить, закрыть, побрить налысо, даже убить. А мужику за это ничего не будет.
То есть ты можешь «опозорить» свою семью не только своим поступком, но и чужим поступком по отношению к тебе. Хотя никак не могла на это повлиять. Семья, которая все время твердила «мы тебя защитим», в этих случаях гасит именно тебя, а не того, кто это сделал. Потому что легче загасить девочку, чем разбираться с чужим мужиком. Есть семьи, кто и мужиков наказывает, но достается больше в любом случае девочке.
Работа
При том, что на тебе очень много ответственности за твою семью и за ее честь, тебе не дают настоящей ответственности за себя. Ты не можешь работать, ты не можешь выбирать, где тебе учиться, чем тебе заниматься. Чаще всего все, что ты хочешь – это нельзя. Бьюти-сфера – нельзя, музыка – нельзя, рисовать – нельзя, наука – нельзя. Все нормальное тебе нельзя. Коран читай иди и молись – вот это можно.
Единственное, в чем мне лично никогда не отказывали – это деньги. С этим проблем не было. Тебя полностью обеспечивают. При этом тебе ничего не разрешают. На первый взгляд вроде норм, тебе не нужно работать. Но большинство людей хотят самостоятельности. Это такие простые базовые вещи: выйти на работу, обеспечить себе хотя бы минимально приемлемую жизнь. Но тебе внушают, что ты на такое просто не способна. И рядом с тобой обязательно должен быть мужчина, только он способен.
Я хочу, чтобы вокруг меня не было людей, которые вмешиваются в мою жизнь и навязывают свои правила
Но все это до поры до времени. Эти «нельзя» и «не способна» работают только пока ты молода и не замужем, чтобы даже мысли о независимости не возникало. Ведь если женщина независима она может задуматься, а согласна ли я выйти вот за этого мужчину? И хочу ли замуж вообще? А суть в том, чтоб ты не просто хотела, а не представляла, как сможешь выжить без мужа. Чтоб замужество было для тебя единственным способом выжить. А вот после того, как ты вышла замуж – пожалуйста, паши для своего господина.
Те женщины, о которых я рассказывала, в молодости не работали. Они зависели от отца. После замужества какое-то время они тоже не работали. Но как только они уже закрепились в своем новом статусе, особенно когда появились дети, их просто заставили пахать. И не только на себя и детей, но и на всю семью мужа.
Тут еще такой нюанс. Если в семье одна невестка, родители мужа бывают против, чтобы она работала, ведь кто тогда им готовить будет, кто в доме порядок поддерживать будет, кто будет смотреть за их младшими детьми или внуками? Но когда появляется вторая, то первая пусть идет поработает, деньги нам принесет. А вечером придет – еще и ужин приготовит. Короче, они найдут способ, как тебя использовать. Не переживайте, девочки, в таком замужестве вы будете востребованы.
Свобода
В нашем обществе все очень плохо относятся к свободе. Воспринимают ее как проституцию и наркоманию. Других вариантов нет.
Эти люди не понимают, что человек может быть свободным и при этом не пускаться во все тяжкие. Для них норма напрямую увязана с внешним контролем. Контролем религии, традиции, старших, мужчин. Они не умеют распоряжаться свободой, и они боятся дать ее другим людям. Но женщины, получая свободу, чаще всего уходят в саморазвитие, а не в наркоманию.
Женщина – это отдельный человек, который может жить сам, справиться со всем сам. Ей не нужен попечитель. Она полноценный человек со своими правами, со своим выбором и возможностями.
Мечты
Недавно подруга спросила, какая у меня мечта? Моя мечта – после чего я умерла бы со спокойной душой – это так повлиять на ситуацию в Чечне, чтобы там хотя бы немного лучше стало в плане свободы для женщин. Это действительно главная мечта.
А для себя лично я просто хочу спокойной жизни. Я хочу сама выбрать человека, который будет со мной рядом. Или не выбрать: и меня за это никто не осудит. Я хочу найти свою любимую работу, свое дело, которое приносило бы пользу обществу.
Еще я хочу, чтобы вокруг меня не было людей, которые вмешиваются в мою жизнь и навязывают свои правила. Я хочу никогда больше с ними не пересекаться. Не знать о них. Не слышать о них. Я разочаровалась в этих людях.
Записала Лена Патяева