«Мне надоело скотское отношение»: дагестанка Улькер Гашимова арестована в Москва

В московском аэропорту «Шереметьево» при попытке вылететь из России задержана 23-летняя азербайджанка из Дербента Улькер Гашимова. Сейчас она арестована по административному делу, но правозащитники предполагают, что активистке грозит уголовная ответственность по «политической» статье.

Активистка из Дербента

Это не первая попытка Улькер покинуть страну, в прошлом году она уже просила о помощи с эвакуацией, но выехать смогла только сейчас. Вернее, попытаться выехать.

Она состояла в десятках чатов, где вела переписку. Из-за нескрываемой позиции по каждому вопросу ее банили и в либерально-оппозиционных, и в исламистских группах – она оставалась для них чужой и непонятой. Одним не нравились ее слова о «тюрьме народов» и праве их на самоопределение, другим – та свобода, с которой она вступала в диалог и отстаивала свое мнение.

Летом 2022 года Улькер обратилась в движение в поддержку жертв домашнего насилия «Марем», рассказав о непонимании со стороны окружающих и проблемах в музыкальном училище, студенткой которого она тогда была.

«Она рассказывала о предвзятом отношении учителей, писала – «Мне надоело терпеть скотское отношение в мою сторону». Поддержку в семье она также не получила. Уже тогда мечтала уехать из страны, но без какого-либо конкретного плана. Она даже не знала куда конкретно собирается эмигрировать», — делится общавшаяся с ней волонтерка движения.

Уже после ареста Гашимовой в Москве правозащитники пытались связаться с ее мамой, предложив помощь адвокатов, но она не пошла на контакт и даже не перезвонила. Вероятно, появились другие советчики, убедившие отказаться от помощи профессионалов.

В прошлом году из-за проблем в училище Улькер оставила его. Потому что не хотела посещать пропагандистские «разговоры о важном»»– официально внеурочные, но по факту обязательные для всех российских школьников и студентов занятия, на которых им «прививают патриотизм», повторяя месседжи из эфиров Соловьева. Из-за прогулов она оказалась в кабинете директора, где уладить ситуацию все не получилось.

Перед этим ее вызывали в полицию и составили административный протокол, юристы «Марем» были на связи с активисткой, но проблема оказалась не такой серьезно: административное дело завели за нарушение антиковидного законодательства.

«Они с мамой были очень встревожены, не могли разобраться, что за извещение, за что штраф и даже не разобрались толком, о какой сумме речь, – комментируют активисты Марем. – Но оказалось, что штраф всего в 1 000 рублей и он за отсутствие маски в публичном месте».

По словам правозащитников, они советовали девушке быть осторожнее в соцсетях, но, вспоминают они, «девушка не очень хорошо оценивала ситуацию, к тому же была, как бы правильнее сказать, слишком горячей, ее ничего не стоило спровоцировать комментарием или вопросом и тогда она забывала, где, с кем и на какую публику говорит».

«Мы полагаем, что возле нее в какой-то момент оказались плохие советчики», – поясняют в «Марем».

Photo by Pixabay on Pexels.com

Жених из Голландии

О задержании Улькер Гашимовой в аэропорту Шереметьево стало известно из публикации Антона Коломицына. Антон в прошлом – черный копатель, самодеятельный поисковик, нелегально выкапывающий различные предметы старины. О своей пестрой биографии довольно подробно рассказывал в тексте, опубликованном на портале «Батенька, да вы трасформер». В 2020 году покинул Россию из-за уголовного дела за незаконное приобретение топографических карт Генштаба СССР 70-х годов. В том же году Коломицын получил статус беженца в Нидерландах.

По его словам, он познакомился с Улькер в соцсетях в январе 2023 года, «сразу почувствовал в ней родную душу» и через 20 дней они уже планировали отъезд Улькер из России к нему в Нидерланды. Январь 2023 года – первая попытка уехать. Перед самым отъездом в аэропорт родственники порвали ее загранпаспорт. Три месяца ушло на получение нового документа, к тому времени мать смирилась с выбором дочери.

По словам того же Коломицына, он дал матери Улькер торжественное обещание, что женится на девушке официально и даже сделал себе обрезание, чтобы соответствовать представлению семьи Улькер о достойном муже для девушки.

Для Улькер была придумана легенда, дескать, она летит в Турцию для знакомства с женихом. Правда, отчего-то очень сложным маршрутом, через Белград и Амстердам. На вопрос, почему легенда оказалась так плохо продумана, Антон отвечает, что это «хитрый ход ФСБ» и он уже знает, «через кого они действовали».

2 мая при прохождении паспортного контроля Улькер задержали. Одновременно силовики пришли с обыском к ее матери в Дербенте. Главным в группе был оперативник ФСБ из Москвы, допытывавшийся о политических взглядах задержанной и ее связях с Украиной. Перепуганной женщине пеняли, что она вырастила «не патриотку», которая, якобы, переписывается с военнослужащими из Украины и желает развала России.

На саму Улькер составили административный протокол о неповиновении законным требованиям представителей власти на государственной границе, суд назначил ей десять суток административного ареста.

Собственно, это вполне стандартная практика – человека задерживают, фабрикуют протокол о неповиновении или том, что он матерился на улице, после чего помещают в камеру и начинают давление. Первые дни в несвободе самые важные и ответственные, от того, что будет говорить подозреваемый зависит, что ляжет в основу обвинения.

Как сообщает Коломицын, практически сразу после задержания был восстановлен удаленный аккаунт в телеграме. Один из нескольких; силовики знали конкретный, который ищут. Учитывая безразмерную трактовку «экстремизма» и «оправдания терроризма» в российских судах, найти там они могут все, что захотят.

Улькер не успела сразу обратиться к правозащитникам. Но ее не оставили, сейчас адвокаты в Москве пытаются оказать ей правовую помощь. То, по каким статьям Уголовного кодекса ей предъявлено обвинение, в настоящий момент неизвестно. Коломицын же заявил, что у него есть свои планы по вызволению Улькер, которые он пока не желает озвучивать…

Сапият Умарова