Запрет на образование? В Ростовской области студенток отчислили из-за хиджабов

Пятеро студенток Новочеркасского медицинского колледжа в Ростовской области отчисленые 12 января, могут быть восстановлены. Девушек отчислили из учебного заведения за хиджабы. Руководство учебного заведения посчитало внешний вид студенток противоречащим уставу. История вызвала широкий общественный резонанс. Даптар рассказывает как это было.

Пятеро студенток Новочеркасского медицинского колледжа – уроженки Северного Кавказа – были отчислены 12 января. Руководство колледжа неоднократно выносило им выговор за внешний вид и сразу после зимних каникул педагоги приняли решение отчислить студенток. Причиной стала не плохая успеваемость девушек и не их поведение, а внешний вид. Завуч Людмила Кострова, директор колледжа Игорь Шикуля и некоторые преподаватели посчитали, что девушкам, которые полностью покрывают платком свою голову, согласно исламу, не место в их учебном заведении. Студентки с этим не согласны.

«Мы носили обычную закрытую одежду, которую, как и все покупаем в обычных магазинах, просто покрываем волосы, – рассказывает Казпери Магомедбекова, бывшая студентка 4-го курса. – Но преподаватели были против. Они регулярно высказывали недовольство внешним видом и заставляли нас писать объяснительную, а однажды завуч даже предположила при всех, что я не девственница и поэтому покрылась. Я не знаю, как связь между этими вещами, но слушать такое, да еще и публично, было очень неприятно».

Изначально платок носили десять студенток, но пятерым из них под давлением платок пришлось снять, рассказывает Казпери. По мнению администрации колледжа, мусульманский головной платок относится к религиозным атрибутам, а это запрещено, уставом. Адвокат студенток Магомед Багомедов не согласен с решением об отчислении девушек и считает его противозаконным. Он рассказал Даптару, что он интересовался в колледже критериями определения «религиозный атрибут», но ответа на свой вопрос не получил.

«Если так рассуждать, то религиозный атрибутом можно считать многое, например, крестик на шее у студентов или преподавателей. И многие в колледже носят крестики, но претензий к ним нет», – поясняет адвокат.

В «Национальной ассоциации юристов России», которую создали мусульманские адвокаты, обратили внимание, что несмотря на запрет религиозных атрибутов в колледже, в здании учебного заведения размещена православная икона с изображением Богородицы в платке.

«Изображение на иконе – яркое свидетельство того, что платок является объединяющим звеном для всех женщин разных конфессий России, – говорится в обращении президента организации Руслана Нагиева. – Более того, отчисленные студентки наиболее соответствуют внешнему виду образа Девы Марии, который размещен над входной дверью одной из аудиторий «светского» учебного заведения».

Студенток заставляли перед каждым уроком писать письменное разрешение на допуск к занятиям, при этом педагоги не стеснялись отпускать в их адрес ксенофобные фразы

Если Казпери начала носить хиджаб только в октябре, то есть не с самого начала учебного года, то некоторые другие девушки уже поступая в колледж носили мусульманскую одежду.

«Но никто из руководства колледжа им ничего не говорил, не предупреждал, что они не имеют права в этой одежде ходить в колледж и документы об этом на роспись никто не давал», – говорит адвокат.

Мать двух других студенток, которые с самого начала учебного года были в хиджабах, рассказала на условиях анонимности Даптару, что после того, как хиджаб начали носить и другие девушки, завуч и директор учебного заведения начали высказывать недовольство в отношение нее и ее дочерей.

«Директор и завуч в упрек заявили, на вас глядя у нас в колледже еще студентки покрылись, видимо, имели в виду Казпери, Абиет и Сону, – вспоминает собеседница. – Когда я спросила, чем платок мешает учебе, мне ответили, если мы вам разрешим, то все захотят».

Собеседница поделилась, что девочек заставляли перед каждым уроком писать письменное разрешение на допуск к урокам, при этом педагоги не стеснялись отпускать в адрес студенток саркастические и реплики и даже фразы ксенофобского содержания.

«Педагоги, которые уверяют нас в уважительном отношении, нам периодически советовали: “Ну, езжайте к себе в Махачкалу и там у себя поступайте”. Это было бы смешно, если бы не было так грустно», – рассказывает женщина.

Завуч колледжа Людмила Кострова комментарии давать отказалась, сославшись на то, что на сайте учебного заведния «есть вся информация и контакты». Директор колледжа Игорь Шикуля заявил, что пример ношения хиджаба заразителен и желающих его надеть становится все больше. По его мнению, медицинская одежда не подразумевает под собой ношение хиджаба, это только «шапочка и халат».

С директором не согласны бывшие студентки. По словам Абиет Абдуллаевой, они надевали под колпаком плотную трикотажную балаклаву, скрывающую волосы, но и это не устраивало администрацию.

«Руководство учебного заведения требовало от девушек носить медицинские головные уборы вместо платков, что противоречит исламским нормам поведения женщин, – пояснил президент НАЮР Руслан Нагиев. – Студентки были согласны на компромисс – носить белые платки или надевать головные уборы поверх покрова. Такая практика уже есть в учебных заведениях других исламских регионов страны – в Дагестане, Татарстане. Но руководство колледжа настаивало именно на полном отказе от платков».

Нагиев считает, что руководство учебного заведения нарушило конституционные права студенток, ограничив, в частности, право на получение образования. Он говорит, что в его практике это не первый случай запрета на ношение платка для мусульманок в российских учебных заведениях: «Обычно удается урегулировать дело мирным путем, но бывали и случаи судебных разбирательств».

Photo by Artem Podrez on Pexels.com

Действительно, скандалы из-за запретов хиджаба периодически всплывают в российской прессе. В сентябре 2021 года студентки Астраханского медуниверситета пожаловались, что на входе в здание университета их пытались заставить снять хиджаб, угрожая забрать студенческий билет.

В 2021 году Кубанский государственный медицинский университет оказался в центре скандала из-за ксенофобских высказываний в инстаграме стоматолога-хирурга, представляющейся преподавателем вуза. Она заявила, что «в последнее время много появилось замотанных мусульманок из Чечни» и она таких «не допускает на занятия».

В сентябре 2022 года на видео попал скандал с директором одной из школ Тюмени, когда школьницу в хиджабе отказались пускать на укроки. История вызвала общественный резонанс и девочку на занятия все же допустили. Правозащитники и эксперты тогда высказались, что подобные запреты отчуждают детей от образования и развивают в детях ксенофобию.

В Дагестане, откуда родом три из пяти отчисленных студенток, ситуацию прокомментировала местная активистка и правозащитный блогер Марьям Алиева. Она назвала запрет хиджаба в учебных заведениях антиконституционным и создала интернет-петицию с требованием «прекратить травлю мусульманских девочек».

В  комментарии Даптару Алиева рассказала, что хиджаб, это не просто аксессуар на голове, а очень серьезная религиозная обязанность. По ее мнению, такие запреты лишают мусульманку возможности получить образование, так как не всегда есть возможность продолжать учебу в заведении, лояльном к таким вещам.

«Девочки, порой по своей воле или по воле семьи бывают вынуждены оставить учебное заведение, запрещающее хиджаб и выходит так, что девочки часть даже без школьного образования остаются, не говоря уже о вузах. Такие запреты, помимо социальных моментов, здорово ломают еще и в моральном плане. Когда ты должна бороться за какие-то свои элементарные права в государстве, в котором являешься гражданином, платишь налоги, являешься частью его. При этом, оно тебя не уважает и как будто говорит «ты тут никто», при любом удобном случае», – объясняет правозащитница.

В тоже время, бывают и обратные случаи. Например, в сентябре 2021 в социальных сетях распространилось видео, как учениц школы в селе Маджалис Кайтагского района не пускают на занятия без религиозного головного убора. Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова обратилась тогда к прокурору Дагестана с просьбой провести проверку. СМИ сообщали со ссылкой на Минобразования, что инициатор требования к школьницам носить платки – руководство Кайтагского района. Это требование, по данным министерства, руководство района пыталось распространить на все школы муниципалитета. Власти района назвали виновным в инциденте завуча и уволили его. Он же заявил журналистам, что вынужден был уйти под давлением. По его словам, он проверял наличие косынок по поручению директора школы, но его выставили виноватым.

В учебном заведении притесняют учениц из национальных республик, которые хиджаб не носят, но ходят в платке, повязанном назад

Адвокат отчисленных студенток медколледжа в Новочеркасске Магомед Нурбагомедов обратился с жалобами в прокуратуру и Минобразования Ростовской области. Из министерства уже пришел ответ о возможности восстановлении в учебе отчисленных девушек.

«В письме пишут, что колледж прав, но при этом, в конце пишут, что девушки могут восстановиться. Девочки намерены восстановиться, но вопрос – останутся они там или нет. Потому что на отчислении студенток история не закончилась», – рассказывает Нурбагомедов.

По его словам, он общался с родителями других студенток в колледже и ему рассказали, что в учебном заведении притесняют учениц из национальных республик, которые хиджаб не носят, но ходят в платке, повязанном назад: «Например, некоторые студентки курили, а дочь моей заявительницы нет. В итоге, тех, кто курил не тронули, а дочь заявительницы привлекли. При этом девочка сигарету никогда в руках не держала. Теперь она пытается перевести дочь, потому что считает, что ей все равно не дадут учиться».

Сами студентки продолжат учиться, но уже не в стенах Новочерскасского медицинского колледжа.

«Мне учиться оставалось всего полгода, но чтобы иметь возможность перевестись, я должна восстановиться», – говорит Казпери. Бросать медицину она не намерена, но уверена, что преподаватели не простят ей и другим студенткам того, что произошло.

Мама двух студенток рассказала Даптару, что несмотря на стремление к медицине, она не хочет отпускать дочек далеко из Новочеркасска, где они родились и выросли. И поэтому девочки уже готовятся к новым вступительным экзаменам в политехническом институте…

Ева Ахмедова