«Нет, насилия у нас нет, муж меня не бьет. Просто иногда хватает за плечи, сильно трясет, швыряет на диван, и я ударяюсь поясницей. Больно, но даже покраснений нет. Он уже несколько дней себя хорошо ведет, думаю: может, я сама уже перебарщиваю с обвинениями». Такое письмо прислала читательница из Северной Осетии. Самое примечательное тут простодушное «насилия у нас нет». Огромное число женщин, обращающихся за помощью, считают, что домашнее насилие – это когда сломана рука, выбит зуб, когда синяки по всему тему. А толчки, шлепки, подзатыльники и даже таскание за волосы – к нему не относятся, это обычный фон обычной семейной жизни. Адвокат Галина Ибрянова рассказала Даптару, как незначительные с виду проявления насилия со временем превращаются в реальную угрозу жизни.
Схватил сковороду и запустил в голову
— Насилие – это любые действия, которые причиняют партнеру физическую боль или моральные страдания. Чаще все начинается с обидных шуток и оскорблений в адрес женщины: «посмотри на себя в зеркало, кому ты сдалась такая?» или «все бабы – дуры и нужны только для одного». Дальше – от слов к делу, и здесь необязательно наносить удары руками, ногами или какими-то предметами.
Агрессор может схватить за волосы и шею, заломить руки, повалить на пол и не давать встать, прижать к стене и силой удерживать в таком положении, связать веревкой, топить, прижечь сигаретой, запереть в комнате. В общем, делать все, на что хватит его больной фантазии.
К сожалению, многие женщины искренне не понимают, что находятся в ситуации домашнего насилия. Одна из заявительниц мне рассказала: «Когда муж бывает в плохом настроении, он со всей силы толкает меня в стену. Каждый раз я сильно ударяюсь головой, однажды получила сотрясение мозга. Но кулаками же он не бьет!».
Другая клиентка жаловалась, что во время ссоры партнер схватил с плиты сковородку с раскаленным маслом и запустил ей в голову. Сковорода пролетела в паре миллиметров от ее лица и задела ухо. Но женщина тоже не посчитала это насилием, потому что не осталось ни синяков, ни ссадин. Она не задумалась, что если бы ее партнер был более метким, то кипящее масло могло попасть в глаз и лишить зрения, изуродовать лицо.
Это один из случаев, когда агрессор не наносит увечья напрямую, а совершает действия, которые могут повлечь тяжкие последствия. Приведу другой пример из моей практики: муж сдернул жену за ногу с дивана, она упала и сильно ударилась головой об пол. У нее произошло кровоизлияние в мозг, потребовалась серьезная операция. Женщина частично потеряла зрение и теперь не может ориентироваться в незнакомой обстановке без посторонней помощи.
Бьет – значит заслужила
Первые «звоночки» абьюзера появляются еще на стадии ухаживаний – мужчина может ограничивать девушку в общении с подругами, ревновать без причины, названивать каждые полчаса, обесценивать ее профессиональные качества, принижать роль женщины в семье и обществе. Увы, такое поведение не всегда настораживает.
Когда пара начинает жить вместе, оскорбления звучат чаще, контроль усиливается, партнер позволяет себе распускать руки. При этом женщине внушается, что она во всем виновата. И действительно, психике человека, который регулярно подвергается унижениям, свойственно искать причину в себе и оправдывать агрессора. Но важно помнить: никто не имеет права без твоего разрешения трогать тебя руками, а уж тем более причинять боль.

Со временем проблема насилия только усугубляется – мужчина переходит к более жестоким методам, но старается делать это аккуратно и не оставлять следов. Например, бьет в основном по животу или волосистой части головы, придушивает не руками, а подушкой. Если же «перестарается», то запирает женщину в квартире и не выпускает до их пор, пока не пройдут синяки.
Пострадавшие редко рассказывают о происходящем родственникам из-за страха, что вместо поддержки получат осуждение. В нашем обществе популярно мнение: «бьет – значит заслужила» или «нужно было внимательнее мужа выбирать». Поэтому ссадины проще замазать тональным кремом, прикрыться высоким горлом водолазки и сделать вид, что все в порядке.
В стране сейчас другие проблемы
В случаях домашнего насилия могут применяться все статьи главы УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и свободы человека. Это статьи о побоях (если агрессор уже привлекался к ответственности по аналогичной статье КоАП – прим. Даптара), о причинении легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью, угрозе убийством, а также истязании, под которым понимается как физическое, так и психическое насилие. Но правоохранительные органы неохотно занимаются внутрисемейными конфликтами, мол, разбирайтесь сами.
Кроме того, женщина рискует, что муж, узнав о ее визите в полицию, изобьет еще сильнее. Поскольку статья о побоях декриминализирована, обидчик получит штраф, но его не изолируют, а пострадавшей не приставят полицейского, который будет ее охранять от повторного нападения.
Этот вопрос мог бы решить охранный ордер, который запрещает насильнику на срок до года приближаться к жертве, контактировать с ней и преследовать. Такой механизм предусмотрен в законопроекте о домашнем насилии, который в России обсуждается с 2016 года. Но я не думаю, что его примут в скором времени, поскольку в стране сейчас совсем другие проблемы.
Пострадавшие от домашнего насилия могут обратиться за помощью в группу «Марем», Консорциум женских неправительственных объединений, центры «Анна», «Насилию.нет», «НеТерпи», сеть взаимопомощи женщин «ТыНеОдна» и другие организации.
Лидия Тимофеева