В Кабардино-Балкарии завели уголовное дело против матери, у которой во время пожара в квартире погибли двое сыновей. Следователи подозревают ее в причинении смерти по неосторожности, а интернет-пользователи упрекают в том, что дети погибли именно из-за нее. Даптар разобрался, почему чаще всего в таких трагедиях обвиняют матерей, а отцы остаются в стороне.
«У нее есть голова на плечах?»
Утром 12 октября жительница Прохладного вышла за покупками в магазин, ненадолго оставив в квартире двоих сыновей в возрасте двух и пяти лет. Они залезли в кладовку, нашли там зажигалку и подожгли хранившийся наполнитель от старой мягкой мебели. Вспыхнул огонь, дети надышались продуктами горения и погибли на месте.
Под этой новостью в соцсетях пользователи вместо слов поддержки и сочувствия стали обвинять мать мальчиков в случившемся: «Она одна виновата в этой трагедии», «В тюрьму ей нельзя, ее наказание – жить с тем, что дети погибли по ее вине», «Как вообще можно оставить таких маленьких детей без присмотра? У нее есть голова на плечах или она ее где-то забыла?».
Такой же травле подверглась мать-одиночка из дагестанского Избербаша, которая была вынуждена оставить четверых детей в квартире, чтобы уйти на работу. Дети устроили пожар — двое погибли, еще двое получили тяжелые травмы. Интернет-пользователи задавались вопросом: «Если не может за всеми смотреть, то зачем столько нарожала?»
Против матери следственное управление по Кабардино-Балкарии возбудило уголовное дело по статье о причинении смерти по неосторожности двум и более лицам. Ей грозит до четырех лет лишения свободы. Для сравнения – бывший полицейский из Махачкалы Тагир Велагаев, который задушил жену, завернул ее тело в ковер и признался в преступлении только через 12 дней, когда труп обнаружили, получил всего два года ограничения свободы. Ему запретили выходить из дома ночью, уезжать из региона и посещать публичные мероприятия. Такое же наказание в два года ограничения свободы назначили жителю Ингушетии Магомедбашир Могушков, который убил сестру по мотивам чести.
Президент Коллегии адвокатов Pro in law Михаил Тимошатов рассказал, что матери чаще подвергаются уголовному преследованию, поскольку они больше времени находятся с детьми, чем отцы. В случае гибели ребенка следственный комитет автоматически возбуждает уголовное дело по факту случившегося. Затем следователи будут разбираться, под чьей ответственностью находился ребенок в момент происшествия.
Адвокат считает, что в случае из Кабардино-Балкарии не должна вменяться статья о причинении смерти по неосторожности. «Для этой статьи нужно, чтобы человек, совершая такие действия, четко понимал возможные последствия, – отмечает Михаил Тимошатов. – Например, это как оставить детей дома, зная, что включена газовая плита. Но то, что мальчики найдут зажигалку и устроят пожар, предугадать было сложно».
По словам адвоката, в этой ситуации можно было бы говорить о наказании по статье о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Она применяется, если ребенка лишают еды, сна, не лечат, не разрешают ходить в школу и при этом жестоко с ним обращаются. Но поскольку мальчиков из Кабардино-Балкарии не били, эта статья тоже не подходит. Тимошатов, считает, что мать погибших мальчиков не должна нести уголовную ответственность – против нее уместнее применить статью КоАП о неисполнении родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Ведь в общественном понимании дети принадлежат роду отца, а задача женщины – рожать и ухаживать. Поэтому случаи, когда отец отбирает ребенка у матери, не вызывают осуждения в традиционном обществе
«Не готова к материнству»
Соцработница из Ингушетии Лейла (имя изменено, а фамилия не указывается по просьбе героини. — прим.ред.) объясняет: согласно Семейному кодексу, родители имеют равные права и обязанности в воспитании детей. Отец, как и мать, обязан заботиться о ребенке, ухаживать за ним, а не только финансово обеспечивать. Но на деле именно женщина несет основной груз ответственности за детей. Это длится до тех пор, пока речь не заходит о разводе.
«Разводясь с женой, мужчина, как правило, заявляет о своем абсолютном праве на воспитание, – отмечает Лейла. – Ведь в общественном понимании дети принадлежат роду отца, а задача женщины – рожать и ухаживать. Поэтому случаи, когда отец отбирает ребенка у матери, не вызывают осуждения в традиционном обществе».
Лейла привела в пример историю Лиды Евлоевой из Ингушетии. После развода с мужем ее дочь Аишу насильно забрали родственники по линии отца. Почти год родная тетя Аиши вместе со своим партнером истязали девочку, в результате чего ей пришлось ампутировать кисть.
В этой истории стало показательным то, что общество стало обвинять не только тетю Аиши, но и саму Лиду за то, что она бросила ребенка. При этом Лиде было запрещено видеться с дочерью. Детский омбудсмен в Ингушетии Зарема Чахкиева в одном из интервью заявила, что знает очень много матерей, которые хотят забрать своих детей у отцов, но бывшие мужья их не отдают, ссылаясь на ингушский менталитет. Несмотря на это, Чахкиева посчитала уместным упрекнуть Лиду в том, что у настоящей матери забрать ребенка невозможно.
«Если мама захочет вернуть своего малыша, то она поднимет не то что всех родственников, а всю республику и всю страну. Насколько я поняла, в ней просто до сих пор не проснулись материнские чувства. По-моему, она была не готова к материнству», – сказала омбудсмен.
«Здоровый эгоизм никому не помешал»
Психолог из Дагестана Мадина Расулова рассказывает, что ее клиентки часто жалуются на нежелание мужей проводить время с детьми. Многие отцы считают, что им достаточно зарабатывать деньги. На матерей ложится вся ответственность за воспитание и заботу о детях, которых в кавказских семьях традиционно много.
«К мужчине претензий меньше, а женщина всегда должна, – говорит Расулова. – Любой проступок ребенка переходит в критику матери, мол, это ты так воспитала, не объяснила, не проследила. В ситуациях, подобных трагедии в Кабардино-Балкарии почему-то не задаются вопросом – а где был отец? Почему он не смог или не посчитал необходимым создать условия, чтобы жене не пришлось идти в магазин, оставляя маленьких детей без присмотра? Часто мужчины не считают нужным облегчить жене жизнь – пригласить няню, вызвать специалистов по уборке, заказать доставку еды. А потом, приходят с работы домой и удивляются, почему жена в депрессии или на грани нервного срыва».
По словам психолога, женщина в состоянии хронической усталости, начинает срываться на детях. За это она потом себя ругает, какое-то время сдерживается, но опять срывается – и от этого становится еще хуже. Расулова рекомендует своим клиенткам следовать правилу: сначала надеть кислородную маску на себя, а потом на ребенка.
«Позаботиться о себе, о своем состоянии – это значит дать своим детям спокойную и внимательную маму. Нужно стараться вернуться к себе настоящей: восстанавливать личные границы, в разумных пределах уделять себе больше времени, не отодвигать свои интересы и желания на второй план, не стесняться просить мужа о помощи по дому и в воспитании детей. Здоровый эгоизм еще никому не помешал», – заключила психолог.
Лидия Тимофеева