При поддержке Фонда имени Генриха Бёлля в России вышла книга «13 удивительных женщин Северного Кавказа». Название книги говорит само за себя: истории у всех разные, судьбы разные, но их объединяет одно: это Кавказ, это местные жительницы.
Все началось на кухне
Идея, как почти все прекрасное и важное, родилась на кухне. Где же еще две женщины могут по душам поговорить? Так случилось и тут. Вечер. Кухня, где сидят две подруги Ира и Женя. И в этот момент совсем не важно, что Ира – это Ирина Костерина, программный координатор Фонда Бёлля, а Женя Волункова – журналист «Таких дел». Потому что встреча совсем не про работу. Они просто сидят и разговаривают. О себе, о Кавказе, где обе часто бывают, о женщинах, с которыми там познакомились. А еще о том, как несправедливо, что о таких прекрасных, отважных, ярких женщинах никто за пределами республики и не знает. А знать о них нужно! «А что, если нам собрать такие истории и сделать книжку? Возьмешься?» – спросила Ира. Женя кивнула. Да. Это хорошая идея. Пусть будет книжка.
Так и появилась книга. Книга о мамах и бабушках, которые сотворили обыкновенное чудо. О художницах и альпинистках. Об учёных, сделавших жизнь человека за пределами нашей планеты возможной, и которые спасали жизнь этой самой планеты. Об общественницах, врачах, для которых подвиги стали частью их обычной рабочей рутины. Простая необыкновенная жизнь обычных удивительных женщин.
Горянки – не забитые бесправные «закрепощённые женщины Востока»
О женщинах-героинях пока мало говорят в нашей стране. Не потому что их нет. Просто «как-то не принято», всё больше про великих мужчин. О женщинах-героинях с Северного Кавказа и подавно не было слышно. Если их имена и звучали, то в сводках о побоях и похищениях…. Но горянки – это ведь не только забитые бесправные «закрепощённые женщины Востока». Это обычные женщины. Уникальные женщины. Разные. Женщины, которые меняют мир вокруг себя, не отвлекаясь на «эффектную самопрезентацию». И теперь, благодаря этой книге, у них появилась возможность заявить о себе.
Глава из книги: «Женщина, которая стояла насмерть». История Айшат Магомедовой
Когда Айшат приезжала в село, это было событие. Ее ждали, к ней все шли с вопросами и по светской, и по медицинской, и по исламской темам. Она, бедная, не спала, всем уделяла время”.
Магомедова разговаривала и с мужчинами. Просила создавать условия для облегчения труда женщинам: проводить воду, делать дороги, помогать по хозяйству. В фильме “Судьба женщины Дагестана”, который Магомедова сняла в 2008 году, есть момент, когда она спрашивает мужчин, кто у них таскает сено.
— Женщины.
— Почему?
— Мужчины не тащат, так принято.
— Как переломить это?
— Невозможно это переломить! В наследство пошло это уже.
— Но тяжело же женщинам! Они рожают…
— (радостный смех) У нас женщины крепкие!
(…)
«Однажды Айшат сказала для меня очень революционную вещь: «Мне все равно кого принимать, хоть она безупречная мать семейства, хоть проститутка. Мне проституток вообще очень жалко. У них же внутри все такое розовое, перламутровое, и с этим так грубо обходятся. Бедные женщины часто лишаются возможности рожать».
Я обалдела! Аварская тетка из села говорит совершенно феминистские вещи! Про проституток тут принято говорить «наджаса» (то, что запретно, к чему нельзя прикасаться, гадость). Она же говорила как о каком-то драгоценном механизме, с которым варварски обращаются, и поэтому он портится.
Марина
Марина Сеферова была обычным библиотекарем, но чеченская война перевернула ее жизнь, сделав отважной и помогающей другим.
Глава из книги «Женщина из квадрата №230». История Марины Сеферовой
– У меня было так много работы, что я не осознавала, что мне самой нужна помощь после всего, что я пережила. Я долго не могла чувствовать. Не могу это объяснить… У меня не было эмоций. Чувств любви, страха, грусти, радости, ненависти — ничего. Жизнь стала плоской. И только, когда я оказалась на этих реабилитационных курсах, когда все выплакала вместе с остальными и вернула себе возможность чувствовать, поняла, как много пользы могут приносить общественные организации. Я тогда для себя решила, что мне эта деятельность по душе… Через десять лет я переехала из Грозного в Махачкалу полноценным общественным деятелем.
(…)
После войны Марина с коллегами организовали в библиотеке центр реабилитации детей-инвалидов, которые пострадали при военных действиях. Толком не понимая, что такое проект, Марина написала заявку на 18 листах на поддержку этого центра, написала, как могла. Простыми, не казенными словами. И проект поддержали. Позже она познакомилась с общественниками, начала собирать и раздавать гуманитарную помощь. Через четыре года центр начал работать как стационар дневного пребывания для детей-инвалидов.
Роза
Почему именно 13 героинь? Больше не было? Было! И очень много! Но не все соглашались рассказывать о себе. Других просто невозможно было оторвать от дел или разыскать по телефону: пандемия, и ехать встречаться лично бывало невозможно. Впрочем, когда читаешь истории этих женщин, сразу замечаешь, что ни одна не мечтала «войти в историю» и «оставить свой след».
Вряд ли их огорчил тот факт, что «про них не напечатали». Скорее, это нужно нам – читателям. А они просто жили, просто трудились. И в какой-то момент понимали: «я не могу поступить иначе». Потому что кроме них сделать нужное было некому.
Глава из книги: «Женщина, которая не бросила стариков». История Розы Музаевой
Роза Музаева – социальный работник и психолог в чеченской благотворительной организацией «Нийсо». Она помогает нуждающимся, занимается развитием активизма среди молодежи и проводит кулинарные курсы для девочек из отдаленных сел.
Социальная работа Розы началась во время Чеченской войны, когда она помогала старикам, брошенным в подвалах. Эта работа навсегда изменила Розу и перевернула всю ее жизнь.
(…) До войны Роза выполняла обязанности «квартальной» на своем участке. Это своего рода староста, что связывает людей с администрацией района. Собирает сведения о проблемах, чтобы оказать помощь, делает объявления.
Когда в администрации узнали, что Роза вернулась, передали ее контакты чешской организации «Люди в беде» — та помогала пострадавшим после войны. Розе предложили подработку: составить списки людей, которые находятся в поселке, чтобы им помочь.
Роза начала обходить дома и переписывать людей. А позже раздавала от организации гуманитарную помощь.
После этого ей предложили постоянную работу — помогать людям, которые живут в подвалах. Розе нужно было обойти все подвалы в четырех районах города, отыскать людей, которые лишились дома. И взять их под опеку.
(…) Однажды Роза оставила заявку на помощь для Заводского района. Там «подвальщикам» нужны были обувь и постели. Ей передали войлочные ботинки, она погрузила их в машину и поехала развозить. Роза всегда развозила гуманитарную помощь с охраной, потому что, то тут, то там в городе все еще вспыхивали конфликты, а на постах их досматривали военные.
В тот день перед машиной, в которой ехала Роза, взорвали БТР. Она была в шоковом состоянии, но все равно довезла обувь до адресатов.
Две Айшат и бабушка Фердовс
Рассказывая о людях, которые совершили что-то необыкновенное, трудно удержаться от пафоса, сложно не возвести «памятник нерукотворный». В этой книге всё иначе. Разные человеческие судьбы, рассказанные простым «человеческим» языком. Да и героини ведь обычные женщины, которые просто оказались очень нужны на своём месте и осознали это и вросли прямо там в землю. Аплодисменты и фанфары не нужны. Достаточно того, что люди узнают, что так тоже можно было.
Глава из книги: «Женщина, которая свернула горы». История Айшат Гамзаевой
«Но ведь у меня нет никаких знаний, навыков! Я не специалист». Они ответили: «Зато вы мама». И эта фраза все решила. С тех пор я, как мама, борюсь за других мам, за других детей. И другие мамы тоже борются». Сейчас, спустя 30 лет, врачи в Махачкале не говорят о детях с аутизмом как о «необучаемых». Такой перелом в отношении особенных детей произошел благодаря Айшат.
Глава из книги: «Женщина, которая горит». История бабушки Фердовс
«Я хотела, чтобы мои дети и внуки стали полезными людьми. Мы с мужем готовы были на все ради образования детей. Сама я не смогла получить его и хотела, чтобы дети не были этого лишены, как я.
Я убеждена, что человека надо воспитывать так, чтобы он был полезен другим.
И всегда говорила детям и внукам, что они должны любить и уважать людей. Что нужно приходить на помощь тем, кто в ней нуждается… А как же иначе, мы же люди».
Глава из книги: «Женщина, которая стояла насмерть». История Айшат Магомедовой
«Она в один момент стала персоной нон грата. Помню, как ее из страха не позвали на одну конференцию. И мы, ее коллеги, подняли бучу: «А почему нет Айшат, главного человека?» Организаторам стыдно стало, и ее срочно пригласили. До сих пор помню момент, как она тогда вошла. Весь зал сразу всколыхнулся. И все встали со своих мест, и те, кто ее боялся, и те, кто ее любил. Потому что все, даже недоброжелатели, знали, что она делала ДЕЛО».
Инна
Это книга о любви. О доброте. Не о «величии». И иллюстрации в книге создают эту атмосферу уютного тёплого дома. Где женщины собираются поговорить о своём, о женском. И это «женское» — не всегда «про бусики и розовые пяточки»… Впрочем, и про это тоже. А ещё про войну. И про космос. Про покорение вершин. И про бандитов, которые не посмели стрелять в упор. Про разное.
Глава из книги: «Женщина с большим сердцем». История Инны Айрапетян
«Когда город стали обстреливать из установки «Град», отец сказал: «Надо отсюда тикать. Бежим!» А в это время в нашем подвале уже прятались соседи – папа там обустроил убежище: глуховатая соседская бабушка Галя, баба Зоя, тетя Валя…
И вот мы бежим, и я вдруг начинаю хохотать, как безумная. Одна глухая, а двое бежать не могут по старости. Моя мама им кричит: «Быстрее! Быстрее!» А эта не слышит. А я замыкающая. На всю эту картину смотрю, смеюсь и не могу бежать»…
____
Казалось бы, что может объединять женщину-учёного, которая была лично знакома с сильными мира сего, и простую полуграмотную бабушку из глухого аула? Или общественную деятельницу, объехавшую полмира, и маму, посвятившую всю жизнь воспитанию детей? Простые вещи: все они женщины, родом с Северного Кавказа. Женщины, которые сами решили, где их место. Людмила Ашхотова, Мадина Магомадова, Карина Мезова. Патимат Сайгитмагомедова, Светлана Давыдова, Манаба Магомадова, Патимат Гусейнова… И десятки, сотни других женщин, о которых не говорят, но которые делают своё дело. Великое или не очень. Но каждая – уникальна.
Редакция Даптара