«А это косплей?» Мусульманки – о хиджабе в Москве

Насколько комфортно в Москве ходить в хиджабе? Люди боятся? Или им интересно? Об этом и другом Даптару рассказали соблюдающие мусульманки.

Каролина Павловская 

Я работаю стилистом много лет, и один из моих самых главных страхов был, что надев хиджаб, я потеряю работу, мне перестанут заказывать съемки, мол, кому нужен фешн-стилист в хиджабе в Москве. Ничего из этого не произошло, у меня куча работы было, есть и, иншалла, будет. Хиджаб — это не препятствие к тому, чтобы развиваться в карьере. Даже там, где совсем не принято так выглядеть. У меня много друзей осталось из фешн-индустрии, никто от меня не отвернулся и не убежал.

Я думаю, что вначале, когда начинаешь носить хиджаб, обязательно будет какое-нибудь испытание. Оно у меня тоже было. Девушка, которая только надела хиджаб, может выглядеть странно, так как она еще не нашла свой способ его носить, и видимо, социумом считывается, что ты чувствуешь себя не очень уверенно.

На третий день, как я надела хиджаб, я бегала по Ярославскому вокзалу, опаздывая на съемку, и со слезами на глазах пыталась понять, откуда отправляются поезда. Меня останавливает сотрудник полиции и спрашивает мои документы. Я как-то ему грубо ответила, отмахнулась, и он еще больше заинтересовался моей персоной. Меня пригласили в отделение, стали пробивать по каким-то спискам — меня держали там час! Я рыдала, ругалась, ссорилась — в итоге уже спокойно разговаривала, но у меня спросили все: от того, как я приняла ислам и почему, и даже про пять столпов спрашивали!

Когда я вышла от них, я была настолько обескуражена, что сняла хиджаб, позвонила подруге и сказала: «Если так будет всегда, я буду носить в сердце мою религию, но я не буду ходить в хиджабе, чтобы у меня не было таких проблем». И она говорит: «Значит, ты надела хиджаб ради Аллаха, а сняла ради пузатых мужиков, правильно?». Я доехала до дома и покаялась, поняла, что это было испытание, которое я не прошла в первое время. Я сделала выводы, и после этого никаких проблем не было.

Как девушка, которая живет в Москве, я не чувствую со стороны общества никакого давления. Общество относится к девушке в хиджабе двумя способами: или боятся и уважают, или просто уважают. Кавказцы и люди других этнических групп [этнические мусульмане — прим. ред.], даже не религиозные, относятся с уважением к твоей персоне за то, что ты стараешься быть покорной Всевышнему, а все остальные просто боятся, потому что не понимают. Ни малейшего грамма неуважения я никогда не испытывала. Даже наоборот, если раньше могли поприставать, где-то в общественном месте что-нибудь выкрикнуть, сейчас ничего такого нет в мой адрес. Как-то я шла по пешеходному переходу, и мне на встречу толпа чуваков с гитарами и в косухах — орут, матерятся, все весело у них, очень сильно им хорошо. Видят меня, и начинают мне что-то выкрикивать. И один из них: «Тихо-тихо, она в хиджабе…» — и они просто прошли мимо. Это то, как относятся к хиджабу неверующие, все уважают.

Эльвина

Я очень недавно надела платок, буквально три-четыре месяца назад. К счастью, так получилось, что меня окружало много мусульманок, и мне было намного легче, чем я думала.

Очень много взглядов, и я их замечаю, но при этом нет какого-то осуждающего, одни смотрят с любопытством, но некоторые вступают в диалог. Очень много бабушек в шоке. Например, на днях мы с подругой смеялись, она тоже покрытая, и бабушка подошла — она на нас смотрела минут пять, и потом решила подойти — и она говорит: «Вы что, мусульманки, вы что, смеетесь?». Типа «почему вы смеетесь». Это было очень странно, видимо, она подумала, что мы смеемся над ней. Некоторые чувствуют себя оскорбленными, когда видят нас, как-то невербально это происходит.

В Москве я чувствую себя даже комфортнее, чем у себя на родине — я из Казани. Хотя Казань считается очень комфортным городом для ношения хиджаба и там много «никаберов» — девчонок, которые в никабе. Там не очень комфортно, потому что есть этнический ислам, для которого это считается нововведением, якобы татары никогда не носили платки. Но когда смотришь дореволюционные фоточки, видишь: стоит семья, и все девушки в платках. Просто они боятся, например, моя мама очень боится за меня.

Мы снимаем жилье с моими подругами, и мы с моей подругой покрытые. Съем жилья… там нужны славяне, не покрытые, светские очень, но при этом скромные и сдержанные. Мы приходим смотреть квартиру, и мы такие скромные, тихие — им это очень нравится, импонирует. Но потом они смотрят наш паспорт, мы в платках, и все, отбой: мы вам не сдаем, вы в метро не ходите, что-то бомбы-не бомбы, теракты, на это все ссылаются. Это очень обидно, из-за этого мы очень долго искали жилье. Но любой человек с неславянской внешностью с этим сталкивается в Москве, это большая проблема.

Бэлла

Я покрылась не так давно, и это совпало с пандемией — получается, два года назад. Люди на тот момент привыкли к закрытым лицам. Даже когда я еще была не покрыта, и мы сидели дома на карантине, я уже выходила на улицу в капюшоне, потому что у мамы был страх, что ковидом можно заразиться даже через волосы. То есть, в целом люди уже привыкли к закрытому образу человека, который боится вируса. И я не встретила пока ни одного, альхамдуллилях, случая негативного в Москве.

Но этим летом я была в Санкт-Петербурге, и там в первый раз столкнулась со странными комментариями в свой адрес. Точнее, это был один комментарий прохожего, молодого человека, и то он был в не очень трезвом состоянии. Я это свожу к тому, что в Москве очень большое количество покрытых девушек, большое количество мусульман самых разных национальностей, а Петербург более закрытый в этом смысле. Там не так много мусульман, очень мало покрытых девчонок, и в целом сообщество исламское очень маленькое. И люди там не привыкли, для них это что-то такое, ну, как приезжий, поэтому и реакция может быть самая разная.

Но в Москве я с таким не сталкивалась ни разу. Были только хорошие моменты. То есть, ты на себе видишь не только одобряющий взгляд мусульман, но и просто людей: какое-то уважение в глазах читается, я заметила перемену взгляда в свою сторону, но не в негатив, а наоборот, уважение что ли, восхищение может даже. Может быть, потому что я от них отличаюсь.

N

Я живу в Подмосковье, и там еще немного такое есть: люди смотрят, интересуются — потому что необычно. А в Москве достаточно много покрытых девушек. Я только пять лет ношу хиджаб, и сначала это был более стандартный платок, а сейчас я меняю свой стиль, и мне становится интереснее выражать себя через одежду — я ношу необычные для других людей вещи.

Интересуются не многие, просто взглядом: кто-то один раз посмотрит и потом резко оборачивается второй раз. В метро в основном женщины пенсионного возраста, из советского прошлого, которые боятся, может быть. Или у них в голове установка, что это что-то страшное, что-то не для этого города, не для этой страны. И бывает взгляд осуждающий или они под нос себе скажут «Господибожемой!» или что-то еще. На это я никак не реагирую, это просто их видение, я не смогу их переубедить или переучить, на меня это не влияет, день не портит.

Меня больше напрягает внимание моих земляков. Казалось бы, у нас все в хиджабе ходят. Когда ты едешь в общественном транспорте и понимаешь, что перед тобой человек не славянского происхождения, например, из Средней Азии — почему-то именно они смотрят нагло. Не могу сказать, что они именно на меня смотрят, в принципе, на любую красивую девушку. Это жутко неприятно и некомфортно. Пару раз пытаешься выразить взглядом или движением, что не надо так делать, это некрасиво — иногда помогает, но в большинстве случаев это не работает. 

Из приятного — нейтральность. Москва такая большая, разнообразная, кого и чего здесь только нет! Восемьдесят процентов, если не девяносто, на тебя вообще не смотрит, у всех свои проблемы. Если делают комплименты, то это молодежь, подростки, молодые люди, девчонки: интересуются какой-то деталью, тот же платок им интересен. Многие даже не понимают, что это хиджаб, религиозное одеяние, что это не просто мой стиль. К некоторым моим знакомым подходили с вопросом: «А это косплей? Вы какого-то персонажа аниме пародируете?». Или даже меня как-то на кассе спросили: «А это у вас народный костюм?». Москва принимает всех.

Если у меня маски нет, то я хожу в никабе. Естественно, оборачиваются, смотрят, но опять же, в центре Москвы не многие. Мне кажется, во время пандемии все ходят в масках, что-то закрывают. Сейчас, наоборот, modest fashion, оверсайз — все стали более закрыто одеваться, и это внесло какую-то лепту в понимание того, что такое закрытое одеяние.

Катя Дикова