С джигитом на поводке: как девчонка из Нальчика напугала толпу гордых мужчин

14-летняя тиктокерка из Нальчика Аида сняла провокационное видео, после которого ее буквально затравили: она прогулялась по центральной площади столицы Кабардино-Балкарии с парнем на поводке.

«Неравенство полов очевидно. Но, согласитесь, если бы было наоборот и на веревке была бы девочка, это считалось бы нормой. Комментарии были бы ‘тигр’, ‘лев’ и так далее», – пояснила Аида.

Действительно ли целью акции была попытка вскрыть проблему неравенства, или это была очередная эпатажная затея среди множества прочих ради увеличения популярности блога – трудно сказать.

Но реакция местных жителей на это видео обнажила действительно серьезные проблемы в этом самом обществе. Помимо, в общем-то, ожидаемого негодования «это уже слишком», в личные сообщения девушке посыпались угрозы от ревнителей «традиционных ценностей», а также религиозных фанатиков.

А кое-кто даже предложил перейти к конкретным действиям: местная кофейня на своей страничке открыто пообещала бесплатный кофе каждому, кто бросит в автора скандального видео яйцо или обольет ее чем-нибудь (позднее это обращение все-таки было удалено со странички модненького заведеньица).

В результате всех этих нападок и угроз девушке все-таки пришлось сделать заявление, что ее жизни угрожает опасность, и она предприняла «серьезные меры безопасности», отметив, что извиняться она все равно не намерена, и даже рада, что оставила такой эффектный след, уезжая из Кабардино-Балкарии в Москву.

А еще она напомнила, что в родной республике творится много неприятных, а то и откровенно страшных вещей, но борцы за «чистоту и нравственность» предпочли сводить счеты с девчонкой, что тоже о многом говорит. «Вы подняли все свои связи, столько людей, чтобы найти одну девочку? Вы серьезно?», – написала Аида.

Что именно возмутило ее земляков? Подавляющее большинство негодующих комментаторов сошлось в едином порыве «как она посмела унижать мужчин, надо ее проучить, где ее отец и братья», причем, мужчин и женщин в этом хоре было примерно одинаковое количество. Досталось и парню, согласившемуся «предать мужскую честь» и подыграть девушке в таком «позорящем мужчин» видео: многочисленная аудитория требовала разузнать имя «предателя» и «напомнить, как следует вести себя настоящему мужчине».

Но довольно большая группа собралась и «со стороны защиты», и большинство ее составили юные девушки. Единомышленницы Аиды призывали вспомнить, сколько несправедливости приходится терпеть женщинам, однако никто не рвется их защищать с такой яростью, и весь этот вой оскорбленного мужского самолюбия говорит лишь о том, что автор видео попала по больному, а потому «все она правильно сделала».

Отдельную группу составили те, кто просто посмеялся над этим видео, сочтя его либо забавной провокацией, либо неудачной попыткой «хайпануть», но не более того.

А как эту акцию оценивают представительницы феминистского движения?

Журналистка-феминистка Наталья Биттен: «Радует, что девушек и парней волнует тема неравенства полов, что они готовы заниматься акционизмом, чтобы привлечь внимание к проблеме. Но, что касается данной акции, то для меня идея не очевидна. Если бы мне не сказали, о чем она, я бы подумала, что это БДСМщики развлекаются. В этом плане этой команде еще есть над чем поработать. Надеюсь и желаю, чтобы их следующие перформансы имели более четко сформированный идейный замысел».

Если говорить об этой акции с научной точки зрения, то, по словам психолога, общественно-политического деятеля Аиды Герг, маловероятно, что реакция на подобную акцию была бы положительной, если бы на поводке была женщина: «Нет нормы в унижении женщины, черкешенки. Как нет нормы и в том, чтобы даже в рамках акции выражать свои идеи посредством унижения одного человека другим человеком».

По ее мнению, сама подача идеи в этой акции – неудачна: «Без описания под видео сложно понять, что хотела сказать автор. Ведь первым делом действительно считывается лишь оскорбление и унижение человека. Таким образом никакие проблемы не решить».

Но такая неумелая форма подачи, возможно, обусловлена тем, что в обществе нет полноценной дискуссии относительно межполовых отношений в условиях новой реальности, полагает Герг: «У нас, как и во всяком обществе, есть свои социальные роли. И если раньше эти роли были четко определены, то в современных реалиях меняется все, и того общества больше нет. Изменения, которые диктует время, остаются без обсуждения психологами, социологами, другими специалистами, что в итоге порождает подобные ‘социальные крики’. Девушка, по сути, сунула голову в клетку к разъяренным львам: она просто лишний раз подразнила людей и получила заведомо ожидаемую от нашего общества реакцию».

Собеседница Даптара уверена, что если бы давно назревшие социальные, мировоззренческие вопросы и проблемы обсуждались, и эксперты искали пути их решения, то у 14-летней Аиды вряд ли бы возникла идея выразить свою идею подобным образом».

Алена Докшокова