«Мужчинам все сходит с рук». Монолог ингушского профеминиста

Руслану 32 года, он женат, по специальности инженер. А еще он родился и живет в Ингушетии. В той самой Ингушетии, где попытка поговорить на открытой дискуссионной площадке о положении ингушской женщины повлекла за собой оскорбления, клевету и угрозы в адрес девушек, инициировавших это обсуждение. Конечно, если рассматривать монолог Руслана с позиций радикального феминизма, то возникает масса вопросов… Но политика Даптара – это поиск того, что нас объединяет, а не разделяет. Мы строим пространство, которое станет местом для диалога и договора, а не территорией войны. А еще мы понимаем, что в мире, где принято женщину контролировать и наказывать, где ей что-то можно запретить только потому, что она – женщина, позиция Руслана многим покажется опасным свободомыслием.

– В нашем обществе слово «феминизм» звучит очень непривычно. Режет слух. Но если говорить об уважении прав женщин, то я это поддерживаю.

Конечно, без крайностей. Я не считаю, что муж должен мыть посуду или мыть пол. Но я также не считаю, что женщина должна делать мужскую работу. Ходить в магазин, делать что-то по дому, обустраивать его они оба должны. Ничего такого нет, если муж возьмет ребенка и поедет с ним в поликлинику. А у нас в поликлиниках даже со стороны медиков встречается неадекватная реакция, когда ребенка держит отец. Тогда персонал переглядывается, мол, как же это! У нас так не принято.

У нас люди считают нарушением прав женщины, только если ее оскорбляют вне дома, на улице. Тогда вступает в дело институт семьи, фамилии. Но опять же, допустим, женщина оделась красиво (я не говорю про мини-юбку, обычную юбку надела), и фигура у нее красивая, а кто-то ей что-то вслед сказал. Если это ее задело, и она пожалуется дома, то кого обвинят? Ее, конечно. Скажут, специально так нарядилась, чтобы с ней захотели переспать. Хотя если у мужчины такое желание возникло, это не проблема женщины. И в том, что он не сдержал себя, а как-то ее словами оскорбил, – не ее, а его вина. Но у нас говорят, что это она его заставила так подумать, так сделать. И ее родственники тоже так скажут.

Если что-то плохое произошло, значит, женщина виновата, так у нас говорят. Говорят, убил женщину и род очистился.

Тот же пример с Лизой Могушковой (брат 33-летней ингушки убил ее за то, что она находилась в одной квартире вместе с Исой Альтемировым, одним из лидеров банды, которая соблазняла женщин и, угрожая выложить в интернет интимные видео, вымогала у них крупные суммы денег; о том, что Лиза была в квартире ее брат Магомедбашир узнал из оперативной съемки, что полицейские слили в сеть – прим.ред.). Я считаю, виноваты правоохранители, которые ее сняли на видео, и те, кто эту запись слил в сеть. По исламу ее незаконно убили, это именно убийство, преступление.

По исламу должны быть доказательство ее проступка, должен быть суд. Прежде чем человека посадить в тюрьму, бывает же суд. А люди неправильно понимают эти вещи. И большинство поддержало брата Лизы, который это убийство совершил. Хотя если мы мусульмане, мы должны против убийства идти. А мы, получается, занимаем такую позицию, которая нам удобней.

И это во всем так.

Многие мужчины выбирают из религии только то, что хотят. Например, религия говорит, что человек должен развиваться. Что учиться, получать знания – это хорошо. Но у нас многие считают, что это на женщин не распространяется, что они не должны учиться. Почему? Ведь если девушка образованная, если образование поможет ей найти хорошую работу и самой себя обеспечивать, это очень хорошо.

Photo by Tiziano Pedrini on Pexels.com

Я женат, и мы с женой часто обсуждаем, что у нас в Ингушетии происходит. Очень много несправедливого.

У нас недавно один доктор снял видео, как он ремонтирует дом, и сказал, мол, если женщины права такие же, как у мужчин хотят, пусть тоже это делают. Но у нас много женщин, которые физическим трудом занимаются. В каждом доме такие есть. Когда я был маленький, моя мама помогала строить дом, сама фундамент заливала.  Этот доктор должен хорошо знать, что у нас много женщин ходят с грыжей, у них позвоночник болит, все тело болит от тяжелой работы. А ведь у них еще и дети. Вот один ребенок на руках, второй в коляске, третий рядом идет, а четвертый в животе. Эта работа легче, чем крышу ремонтировать?

Сейчас у нас новая тема появилась с поиском невесты. На праздники едут в гости в дом, где незамужняя девушка. Вроде как просто поздравить и в то же время на смотрины. И ходят, заглядывают за батарею. Если нет пыли сзади, значит девушка чистоплотная. Иногда специально кидают бумажку за батарею, а в следующий приезд проверяют. Если бумажка все еще там, значит, девушка не убирает.  Прийти в чужой дом, чтобы там грязь искать, я этого не понимаю. И жениться только потому, что этой грязи не нашел – тоже не понимаю.

И самое несправедливое – женихов так не проверяют. В Ингушетии очень много аптечных наркоманов. Если человек уже подсел на это, он уже не человек в полной мере. И вот его родные могут за него хорошую девушку сосватать, скрыв, что он наркоман. Через год-два они разводятся, и ее еще и обвиняют, говорят, что плохая жена, что из-за нее стал наркоманом. Значит, ее права не защищены, ее не уважают, с ней не считаются. Таких случаев у нас очень много.

Много и других историй, когда мужчина гуляет направо и налево, хвастается этим, заражается какой-нибудь болезнью и женится, даже не вылечившись. А потом заражает жену, а бывает, что и ребенка неродившегося. И потом женщина с больным этим ребенком ездит по врачам и даже родным не может рассказать, чем болеет. Потому что это позор. Для нее позор. А для мужа – ничего. Он дальше гуляет.

Почему все это должно ему сойти с рук?

Очень много случаев, когда выплаты по материнскому капиталу забирают мужья. Сами одеваются как короли, а женщины ходят, в чем бог послал. Их мужья не работают, только на шее сидят. А женщины, которые за них вышли замуж, зачастую не могут в родительский дом вернуться, потому что и это тоже позор. И они терпят обиду, скрывают, чтобы люди не узнали.

И все равно у нас очень много разводов. Чуть что мужчине не нравится, он дает развод. Очень много девчонок, что со мной работают, разведенные. А в ингушском обществе не девственницы уже не котируются как невесты, в обществе их называют «открытые девушки» и замуж их не берут. Это такой сговор мужчин. А почему она оказывается разведенная? Потому, что муж угнетал ее, издевался над ней, избивал. Хорошо еще, если детей не забрал. У нас же при разводе часто детей у матери отбирают. Чтобы ее наказать, навредить ей, даже если детям от этого будет плохо.

И еще один момент проявления неуважения к женщине это то, о чем не принято у нас говорить. Интимные отношения между мужем и женой. Со мной работает много женщин,  часто слышал, как они жалуются, мол, муж сделал свое дело, отвернулся и уснул. Или, что ей больно было, она сказала, а муж с этим не стал считаться.  Я знаю, что такое есть. Мужчины у нас в Ингушетии в основном считают, что главное — это самому получить удовольствие, а остальное им неважно. Это неправильно.

Я считаю, что врачи должны в этом направлении работать, и мужчинам объяснять, насколько важна тут гармония. Это, возможно, половина рецепта семейного счастья.

Но до такого нам очень и очень далеко. Пока еще многие мужчины не готовы дать жене даже моральную поддержку, чтобы подойти, обнять, поговорить, если она расстроена. Для нашей ментальности это неприемлемо.

Записала Лидия Михальченко