Сентябрьские выборы в Дагестане обещают быть, как минимум, нескучными. Если спортсмены и папины сынки в качестве кандидатов в депутаты для дагестанского взгляда привычный набор, то такого количества кандидаток, к тому же еще и поющих, не ожидал никто.
Праймериз «Единой России» проходят сейчас эстрадные певицы Зайнаб Махаева и Зульфия Ильясова. Дагестанское общество, очень чувствительное к женским активностям, отреагировало незамедлительно.
Последний раз такое волнение вызвало вручение депутатского мандата певице Айшат Айсаевой. В дискуссии, разгоревшиеся в соцсетях, включались даже совершенно аполитичные пользователи. К тому же в интернет было слито видео, записанное в одном из кабинетов администрации Кировского района Махачкалы. Айсаеву снимали в тот момент, когда она пела, барабаня по столу, а коллеги-депутаты ей аплодировали.
Нет сомнения, что стены Кировской администрации видали и не такое. Но поющую женщину-депутата общественность пережить не смогла. Не остался равнодушным и глава района Салих Сагидов, в своем инстаграме он написал: «Нет ничего плохого в том, что люди разных профессий представлены в районном собрании, но поведение, при котором депутат барабанит по столу и поет, некрасиво».
И хотя, по мнению некоторых комментаторов под публикациями в фейсбуке, Айшат и поет, и барабанит эстетичнее и профессиональнее, чем многие ее коллеги-мужчины говорят, «Единая Россия» Айсаеву в свой список к следующим выборам не включило.
Не повезло с выборами и супруге муфтия Дагестана Айне Гамзатовой. В январе 2018 года ЦИК РФ отказал ей в регистрации на выборах президента России, сославшись на нарушение каких-то формальных требований.
Но еще до отказа на Айну обрушилась волна критики и хейта. Ей досталось и как женщине, и как мусульманке. Претензии к Гамзатовой больше основывались на том, что «жена духовного лидера должна сидеть дома и не портить имидж своему супругу».
Правда ли, что к кандидатам-мужчинам дагестанцы относятся лояльнее? Чем обусловлена травля выдвиженок? И есть ли надежда, что ситуация изменится в обозримом будущем? Об этом «Даптар» спросил некоторых известных и не очень дагестанцев.

Шамай Казанбиева, журналист, учительница махачкалинской гимназии № 11
— Я искренне не понимаю воплей по поводу того, что певицы идут в Народное собрание. Скажите, чем гражданка США Ирина Роднина лучше аварской певицы Зайнаб Махаевой? Что она решает в Госдуме? И почему к ней нет претензий?
Да, русский язык Махаевой оставляет желать лучшего. Но чем это помешало Зайнаб? Деньги у неё есть, слава – тоже. Замуж за парня своей мечты тоже она сможет выйти в любой момент. То же самое и с Зульфией Ильясовой.
До этого, кто только не участвовал на выборах: и спортсмены, и бандиты… Но люди не реагировали так агрессивно.
Меня огорчает жестокость и зависть наших людей. Столько воды утекло, а они никак не могут простить Зайнаб, что она из доярки сумела подняться до уровня звезды дагестанской эстрады. Но не это ли сила воли и показатель таланта человека?
Вспомните, в советское время тоже было принято так: делегатами съездов и депутатами в Верховный Совет избирались доярки, свинарки из отдаленных сёл и хуторов. Они нужны были для массовки и придания демократичности политическим процессам. То же самое и сегодня. Уверена, решение певиц баллотироваться в парламент – это не их идея, а чья-то игра. И девушки почему-то соблазнились.
Шамиль, водитель
— Я считаю, что артистки не должны идти на выборы. Пусть поют, у них это хорошо получается. И пусть в политику идут те, кто в ней разбирается. Кому-то не нравится, что сыновья политиков тоже решили стать депутатами. Но они хотя бы выросли в такой среде, где многое было связано с политикой. Это о чём-то говорит.
Раисат Магомедова, блогер
— Наши спортсмены олицетворяют собой мужество и стойкость, создают образ воинственного и благородного Дагестана. Поэтому они не вызывают смешных ассоциаций в головах наших людей. А певцы ассоциируются не с принятием каких-то решений, а с весельем, застольем.
За 20-25 лет работы на сцене некоторые из них так и не научились красиво излагать свои мысли.
Что касается Зайнаб Махаевой, мне очень нравится её пение, особенно народные песни. Но зря она идёт в политику. Не нужно ей лезть в эти дебри. Думаю, она чья-то марионетка. И вообще номер с певицами на выборах – это отвлекающий маневр от более острых проблем в республике.
Марат Асланов, экс-депутат Народного собрания Дагестана
— По спортсменам (в политике – авт.) уже существует некая устоявшаяся реакция: к ним как бы давно привыкли. А теперь, когда и артисты стали следовать их примеру, то люди начали иронизировать. Поэтому в обществе наблюдается некий сарказм по этому поводу.
Политическими администраторами специально сделана попытка ввести их (людей эстрады, искусства) в поле общественного обсуждения.
Во-первых, они решили, что это придаст легитимность выборам («вот, видите: у нас кто угодно может баллотироваться»). Но, увы, это дало обратный эффект: народу стало смешно, что во власть рвутся люди с несоответствующей квалификацией.
Во-вторых, от этих ребят, певцов, там ничего не зависит. Но возможно, для каждого из них это – повод заявить о себе.
В-третьих, почему дагестанцы «ликуют» по поводу потенциальных певцов-депутатов? Потому что с начала 2000-х годов наша эстрада превратилась в место сбора неких комплексов народа. И недовольство народа, уставшего от разного рода популистов, теперь выливается на известных людей, на артистов. Потому что они всегда на виду.
Расул Асад, автор телеграм-канала «Спросите у Расула»
— Одним артистом больше, одним – меньше, это никак не повлияет на работу парламента. По большому счёту претензии к ним предъявляются не потому, что они артисты, а потому что их интеллектуальные способности вызывают сомнения у людей. Ну и ещё критиковать артистов безопаснее, чем спортсменов, интеллект которых тоже иногда оставляет желать лучшего.

Саадат Далгатова (Абдулаева), капитан женской сборной России по боксу
— Эмоции людей в данной ситуации понятны: им просто хочется нормальной жизни, компетентных депутатов, которые сделали бы их жизнь намного лучше. Хотя артисты тоже, казалось бы, близки к простым людям.
Думаю, гендерный аспект тоже тут присутствует. Некоторым мужчинам не нравится, когда женщины идут в политику. Хотя бывает, что мужчина, который не сильно отличается умом, тоже занимает ответственные посты.
Но и вот так огульно охаивать, поливать грязью их… Кстати, это плохая черта наших земляков: сходу вешать ярлыки и нежелание воспринимать критику в свой адрес.
Человек может научиться всему. Ведь среди нынешних руководителей – очень много бывших спортсменов.
Поэтому будет правильным, если дать певицам возможность проявить себя в новой роли, организовать прямые эфиры, дебаты на телевидении. Пусть они представят план действий. Тогда всё станет ясно: этот человек реально хочет изменить жизнь дагестанцев или он чья-то марионетка, которая действует по определенному шаблону.
Вот думаю, если бы я решила выдвинуться, то составила бы конкретный план действий, изучила бы всё, опиралась бы на знания профессионалов в этой сфере. Это нормально для людей.

Заид Абдулагатов, заведующий отделом социолог, ученый
— Я никогда не одобрял, что спортсмены идут в политику. Ведь для этого нужно быть хорошими правоведами, знать законы, уметь их формулировать. Но они шли… А теперь туда выдвигаются артисты. Они что, занимались активной законотворческой деятельностью или управляли чем-нибудь хоть в сельской администрации? Нет, конечно. Дело в том, что от них ничего не зависит. Даже в Госдуме есть люди, которые бездействуют. Просто такие публичные люди нужны ЕР, чтобы привлечь к себе внимание. А вместе с тем, образованные люди туда не могут пробраться.
Я думаю, ничего хорошего из этого не получится.
Поэтому наши депутаты столько ненужных законов принимают: без учета мнения рядовых людей, выдумывают колоссальные размеры штрафов для автовладельцев, как будто в регионах люди получают московские зарплаты.
Однажды на телевидении я задал вопрос собеседнику, депутату: «Может ли образованный, умный, но бедный человек стать депутатом Народного собрания?». Ответа я не получил.
Так что, возмущение людей очень даже оправдано. И спортсмены, и артисты должны заниматься своими делами, а не идти в политику, чтобы «Единая Россия» не использовала их.
Вика Вейрон, представитель шоу-бизнеса:
— Не думаю, что сейчас в депутаты идут альтруисты. Такое мнение складывается, что все хотят где-то как-то себя подстраховать, урвать кусок хлеба. Им нужны связи, чтобы делать свои дела. Казалось бы, каждая из этих певиц тоже достигла своих вершин. Но у них теперь появились деньги и тщеславие. Поэтому думают: а почему бы и мне не попробовать себя и на этом поприще?
Если Богом дан тебе талант – пой, занимайся творчеством. Зачем тебе политика? Но они как будто соревнуются между собой («а чем я хуже кого-то?»). Надо менять отношение к понятию «депутат». Он тот, кто готов нести ответственность. Иначе – это блеф.
Но дагестанское общество уже самоликвидировалось. Мы втоптали себя в грязь настолько, что потеряли всё, что нам было дано предками.

Саида Сиражудинова, президент исследовательского центра «Кавказ. Мир. Развитие»
— Факт выдвижения женщины в политику всегда вызывает бурные обсуждения. Переход традиционных гендерных границ воспринимается обществом или с интересом, или с критикой. Так же было и с Айной Гамзатовой. То же самое происходит и сейчас: повышенное внимание к певицам-кандидатам в депутаты только потому, что они – женщины.
Ну, и второй фактор – люди устали от того, что во власти, находящемся и так в шатком положении, много спортсменов и певцов, не имеющих ни политического опыта, ни соответствующего образования.
В соцсетях задавались вопросом: «Где же эти все эти феминистки и либералы, почему они не радуются, что во власть идут женщины?».
Но здесь же не гендерный фактор важен, а фактор профессионализма и того прошлого опыта, багажа, который имеют данные кандидаты-выдвиженцы.
А так как мы не видели с их стороны никаких политических действий, программ, заявлений, то воспринимать их вход в политику, конечно же, сложно. Даже те, кто видит позитив в выдвижении женщин во власть, не станет их приветствовать. Хотя женщины в Народном собрании всегда были, но – с определенной политической историей, необходимой для кандидата.
Не хотелось бы ставить их на один уровень с той же Айной Гамзатовой. Но тогда тоже общество всколыхнулось несмотря на то, что у нее есть опыт, политическая сила, способности. Так что, гендерный фактор очень привлекателен для дискуссионности.
Мадина Расулова, психолог
— Бурная, негативная реакция на выдвижение певицами своих кандидатур в парламент обусловлена, во-первых, их публичностью, известностью. Реакции же на неизвестных кандидатов, женщин из других сфер деятельности, значительно меньше.
Во-вторых, негативная реакция может быть основана на непринятии самой деятельности певиц, как серьезной (так же отреагировали бы на кандидатов-актрис, моделей), на мужском шовинизме и убежденности, что женщинам – не место в парламенте.
Плюс к этому такая реакция объясняется отрицательными впечатлениями от женщин, уже активных в политике и обидой за других, которые могут быть более достойны (умны, грамотны), но не решаются выдвигать свои кандидатуры.
Зайнаб Махаева, певица, кандидат в депутаты:
— Я сама не интересуюсь тем, что пишут обо мне в соцсетях. Просто нет времени и желания это читать и обсуждать. Лишь иногда я об этом узнаю со слов подруг. Поверите вы или нет, но я абсолютно не реагирую на злые комментарии. Ведь у каждого есть право на своё мнение. Мы не можем требовать, чтобы человек мыслил, как мы хотим.
Да, меня упрекают, что плохо говорю на русском. Но я не учительница русского языка, чтобы владеть им в совершенстве, я – аварская певица.
Если обо мне пишут агрессивно, я стараюсь понимать состояние этого человека. Значит, ему хуже, чем мне, и он вымещает на мне свою боль и обиду. Поэтому я всегда желаю ему здоровья и прошу Аллаха простить его. Иначе мы все обозлимся друг на друга.
Те, кто обливает грязью меня и других женщин, это клавишные герои с фальшивыми аватарками. Интересно, уважают ли они своих жён, сестёр, матерей?
Ведь никто из реальных людей мне так и не сказал: «Зайнаб, ты женщина, поэтому не иди, пожалуйста, в политику». Ну и я бы объяснила, для чего мне это нужно.
При этом я не говорю, что я самая мудрая, опытная, передовая. Но иду туда вполне осознанно, с уверенностью, что смогу помочь социально-незащищённым слоям. Считаю, что депутатами могут быть певицы, женщины, спортсмены и другой любой человек. Если люди захотят, выберут меня, спортсмена, бизнесмена. И вообще, женщина справится на любой должности, в любом статусе.
Зульфия Гаджиева
На главном фото – Зайнаб Махаева