За каждый сантиметр свободы приходилось сражаться, рассказывает Ляна Джанкулаева, 23-летняя студентка юрфака. «Когда я высказываю публично свою точку зрения, часто встречаю жесткое неприятие. И со стороны мужчин, и со стороны женщин», – делится героиня рубрики «Кавказские феминистки».
– Впервые о том, что существующая система несправедлива, я задумалась тогда, когда научилась думать. И осознавать себя как личность. То есть, в малолетнем возрасте, года в 3-4. Тогда же я заметила, что сыновья ценятся выше, чем дочки. Что появлению мальчика в семье все очень рады, с нетерпением ждут этого события, а на рождение девочки реагировали примерно так: «Ну, что уж поделать, если Аллах так решил».
Позднее начала замечать, что мальчиков называют продолжателями рода, наследниками, они – «надежда семьи». В то время, как девочки – «уйдут в чужую семью и будут делать всё для её блага».
Я помню даже, как примерно в пятилетнем возрасте я очень хотела стать мальчиком, потому что их положение выше. Сейчас смешно это вспоминать. Со временем я начала осознавать себя как девочка. И начала понимать, что нужно не пол менять, а несправедливые отношения в обществе.
Я не могу сказать, что воспитывалась в очень строгой семье. Но тем не менее, она была достаточно традиционна, чтобы я на себе ощутила некоторые «прелести» кавказского патриархального общества. И мне кажется, это была некая «золотая середина». Я могла на себе почувствовать все изъяны этого общества, но в то же время я была достаточно свободной, чтобы высказывать своё мнение, не скрываясь.
Пока мужчины могут полностью погрузиться в свой рабочий процесс или досуг, женщина должна быть занята ещё десятками задач
Феминизм борется с различными видами дискриминации женщин. Начиная с жизненно-важных проблем, заканчивая бытовыми. О несправедливости в обществе меня заставила задуматься бытовая дискриминация. У меня есть младший брат, и его никогда ни к каким домашним обязанностям не привлекали. Все за него делала мама, либо мы, сестры. Поначалу мне казалось, что так и должно быть. Потом я начала задумываться: «А почему мы с братом находимся ‘на равных’ в том плане, что мы оба учимся в школе (позднее — в университете), тратим примерно равное время на учебу (я бы сказала, что я даже больше трачу), при этом бытовые обязанности – именно на мне?».
Потом я поняла, что та же самая схема ожидает меня и в замужестве. Но почему все домашние дела должны лежать только на женщине, если муж и жена тратят примерно равное количество времени и сил на работу? Это лишь кажется мелочью, но за всю свою жизнь женщина тратит десятки тысяч часов времени на неоплачиваемый труд. Пока мужчины могут полностью погрузиться в свой рабочий процесс или досуг, женщина должна быть занята ещё десятками задач. Что сегодня приготовить на ужин? Как успеть проверить домашнюю работу ребёнка? Когда успеть помыть полы? И т.д. и т.п.
Мужчины часто говорят, что сегодня у женщины есть техника, которая облегчает домашний труд.
Облегчает, а не снимает его полностью. И раз уж все так просто, почему сами за это не возьмутся?
Взять тряпку в руки для кавказского мужчины – несмываемый позор. Мне не нравится, что обязанности распределило общество. И распределило их несправедливо. Когда-то мужчины и за мамонтами охотились. Где мой мамонт? Общество со временем меняется, мамонты вымирают, но потребность в пище и соблюдении санитарных норм останется всегда.
Мне было неприятно, что родители ограничивают мою свободу. За каждый сантиметр своей свободы мне приходилось сражаться. Отсюда и боевой характер. Не стану рассказывать в подробностях. Приведу лишь один пример. В 2018 году я увлеклась хоккеем. Начала периодически ходить на хоккейные матчи. Чем родители были недовольны, потому что это «не подобает кавказской девушке». И мне пришлось воевать за своё право ходить на матчи по «мужскому виду спорта». Проблема была ещё и в том, что игра начинались обычно в 19:30, сам матч длился 2-3 часа, и мне нужно было ещё время, чтобы добраться до дома. А поздно домой приходить – тоже «не подобает кавказской девушке».
Таких мелочей было множество. Думаю, моим родителям не кажется, что они мою свободу ограничивают, но я с детства ощущала, что мне запрещено гораздо больше, чем другим девочкам (хотя я с 8 лет живу в Москве). И далеко не всегда эти запреты были разумно обоснованы. Кавказские девушки постоянно слышат: «Ты должна *вставить нужное*, ты не должна *вставить нужное*». И, конечно же, никаких логических объяснений тебе никто не даст. Ты просто должна, и все. Тебе просто запрещено, и все.

Где-то курсе на 2-м я поняла, что те идеи, которых я придерживаюсь, называются одним простым словом – феминизм.
Значительную роль в моем мировоззрении сыграло образование. Университет – это мультикультурная среда, в которой ты можешь общаться с людьми совершенно разных взглядов. И если у тебя гибкий ум, если ты не зашорена, то меняешь свои взгляды в пользу более оптимальных и разумных. Ты начинаешь понимать, что общество не должно никого лишать возможностей, по каким бы то ни было признакам – пола, национальности, расы. Лишать женщин возможностей означает лишать общество половины его потенциала.
Позже я начала уже задумываться о том, с какими проблемами сталкиваются другие кавказские девушки.
И тут я поняла, что моя ситуация ещё «цветочки» по сравнению с другими:
- Запрет на образование (либо «насильственное образование» — обязанность учиться по выбранной родителями профессии)
- Женские обрезания
- Отсутствие половой свободы и «культ девственности»
- Ранние браки
- Похищения невест против их воли
- Навязывание традиций, религии, обязанность следовать заранее предписанному тебе сценарию жизни
- Преследования и гонения за альтернативные взгляды на жизнь
- «Убийства чести»
- Побеги из родных семей
Все это не выдумки и не сюжеты фильмов, а реалии жизни кавказских девушек.
Мои родители никогда никого не дискриминировали, если дело касалось учебы. Каждому своему ребёнку, независимо от пола, они дали хорошее образование. И всегда говорили нам учиться и развиваться. В итоге я стала достаточно образованной, чтобы понять, что отношения в этом обществе ненормальны. В своём блоге на YouTube и инстаграме я периодически поднимаю проблемы, касающиеся прав женщин. И то далеко не все проблемы я могу осветить. Даже в этом тексте мне приходится быть максимально аккуратной.
Но я не понимаю: зачем мне дали образование, если в итоге от меня требуют соблюдения традиций, которым место в 18 веке?
Кавказское общество пытается убедить и себя, и всех вокруг, что проблем у него нет
Когда я высказываю публично свою точку зрения, часто встречаю жесткое неприятие, особенно со стороны мужчин. Оно и понятно: когда ты вырос в обществе, где женщины тебя должны обслуживать просто потому, что ты мужчина, захочешь ли ты от этих привилегий отказываться?
Неприятие есть и от женщин. И оно тоже объяснимо. Как это так, прожить столько лет по определенным правилам, а потом понять, что можно было и не жить по ним, если они тебя не устраивают? Это же сколько лет потрачено зря!
Сколько ни пытались мне привести какие-либо контраргументы, почти всегда они оказывались не убедительными. И с каждым днём я все больше уверяюсь, что я на верном пути. Я пытаюсь во всем искать логику и рациональное зерно. И существующий на Кавказе строй «хромает» во многих аспектах. Как бы ни пытались говорить, что общество у нас чуть ли ни идеальное, но это далеко не так. Здоровое общество способно увидеть свои проблемы, признать их и искать пути решения. Кавказское общество пытается убедить и себя, и всех вокруг, что проблем у него нет.
Кавказская феминистка – явление пока ещё редкое, но все меняется ведь. С каждым поколением все больше женщин уважают себя и ценят свою личность. То, что наши бабушки позволяли другим по отношению к себе, не позволяли уже наши мамы. То, что позволяли наши мамы, не позволяем уже мы. Феминизм на Кавказе появился давно, на самом деле. Просто не знали, что он так называется.
Мое окружение кавказских феминисток состоит из прекрасно образованных, умных и воспитанных девушек. Честно сказать, я горжусь тем, что именно этот контингент является двигателем феминизма на Кавказе.
Записала Асият Нурланова