Голос профеминиста: Горянка никогда не была бессловесным приложением к мужу

Руслан – студент из Кабардино-Балкарии, ему 19 лет. Будущий ученый раскрывать свою личность не готов, потому что парню быть профеминистом на Кавказе ещё страшнее, чем девушке сказать «я феминистка».

— Меня зовут… пусть будет Руслан. Я пока не готов раскрывать свое имя, потому что есть опасения нарваться на неадекватные реакции, как это происходит в соседних республиках, например. Хотя у нас с этим пока полегче, но всё же ограничусь псевдонимом. Я студент, планирую посвятить себя науке. И я профеминист. Понимаете, даже по поводу «я феминистка» волнения масс начинаются, а представьте услышать подбное от парня? Рвать на груди рубаху я и не хочу, просто живу свою жизнь согласно своим убеждениям.

Я думаю, если бы о феминизме начали говорить так много, как сейчас, но на несколько лет раньше, современная социально-гендерная картина была бы куда лучше. В особенности это было бы полезно нашей республике по понятным этническим причинам. А лично в моем утопичном мире никакого гендерного неравенства нет и в помине. Впрочем, как и понятия бинарности гендера в принципе. Мне кажется, человек куда богаче и обширнее, чем то, что умещается в эти две «гендерные коробочки».

Узнал я о феминизме, когда поднялось движение #MeToo. Я, как-никак, продукт 2000-х, а это движение было, на мой взгляд, самым громким за последнее время. Прийти к пониманию, что мне близки эти идеи было несложно, так как они давно сидели внутри, просто не находили должного выражения.

Почему нужно делать оговорки «для женщин», «для мужчин» – мне непонятно

Меня поражает тот факт, что в XXI веке люди до сих пор не пришли к некому консенсусу на этот счёт, ведь эти идеи не какие-то дикие, они про элементарное взаимоуважение людей. И почему нужно делать оговорки «для женщин», «для мужчин» – мне непонятно. Все заслуживают равного уважения, у всех есть равные права!

Мне вспомнился один случай из школы. Он меня очень удивил и опечалил. Подходил момент сдачи экзаменов в конце 11 класса. Все обсуждали, куда бы они хотели поступить учиться. В процессе разговора я понял, что почти всем парням без всяких сомнений разрешили ехать поступать в другие города, тогда как большинству девушек категорически запретили покидать республику. Мне показалось это крайне несправедливым, ведь многие из них имели больший потенциал пройти конкурс. Вот яркий пример неравенства в обществе.

Я не мог просто пожать плечами,«что поделать, таковы правила!», меня это задело за живое. Я начал больше изучать тему прав женщин, феминизма. Поскольку я человек по натуре тихий, то просто мягко «вводил какие-то вещи в обиход». Пусть понемногу, но всё же. Например, даже то, как мы говорим – я считаю, это важно. Как-то я заявил, что не вижу ничего плохого в феминитивах. На мой взгляд, многие профессиональные слова действительно имеют определенно мужскую окраску. Если женщине спокойнее добавлять суффиксы, то это абсолютно нормально и естественно. На что мне яростно ответили: «Не надо ломать русский язык этими недословами!» Это меня крайне расстроило. Выходит, даже разговаривать можно «как раньше, по-патриархальному», но стоит качнуть в другую сторону – и почему-то это уже всех задевает. Несправедливо! Я остро переживаю несправедливость. 

Я не причисляю себя к движению феминизма непосредственно, всё-таки я не занимаюсь какой-то активистской деятельностью, но всем сердцем его поддерживаю. Почему я не в активизме? Просто на Кавказе активистская деятельность сильно подавляется. У нас некое табу на эти темы. Здесь ведь обостренно относятся ко всему этому «жить по старым правилам», «ты пацан или как?», «женщина должна быть скромной и покорной»… Эта система очень бдит свои «устои», а за попытки их раскачать жестко наказывает или в лучшем случае выдавливает из себя. Честно говоря, и сам чувствую, что я «не в системе», иногда это тяготит, но и прогибаться под неё я не хочу. 

Я не сторонник радикальных мер, причём и в феминизме этого не приемлю: радикальный феминизм мне чужд, я не люблю крайности и насилие ни в каком виде, ни «за правое дело», ни за что либо другое. Но я прекрасно понимаю, почему так происходит: как-никак, уже сколько столетий ущемляли женские права, заставляли женщин молчать, а теперь прорвало. Зато «разумный феминизм» всегда за полное равенство. Никакого прибавления слагаемых по разные стороны от знака «равно».

На мой взгляд, принятие этих идей на Кавказе, к сожалению, случится совсем не скоро

Что касается моих близких – они относятся к этой теме скорее нейтрально. Не поддерживают, но и не осуждают. Видимо, смотрят с позиции «чем бы дитя ни тешилось»…

Впрочем, с отцом мы это даже не обсуждаем. У меня легче завязывается дружба с девушками, они как-то гибче по мировоззрению. Радует, что никто из них не пытался призывать меня быть мачо, как «все нормальные пацаны», хотя многих удивляло, почему у меня такой взгляд на эту тему. Но в целом относились к моей позиции скорее положительно.

Сам я при всех своих взглядах не могу сказать, что феминизм нужен всем, если говорить о нём в разрезе взаимоотношения полов. Все люди разные. Это зависит от воспитания и вложенных в человека взглядов на мир. Считаю, это нормально – иметь отличающиеся взгляды на эту проблему. Одним женщинам действительно не хочется видеть в мужчинах так называемую «токсичную маскулинность», им милее, если мужчина способен разделять с женщиной и её «женские ценности». Другим хочется жить, придерживаясь традиционных принципов патриархата, со всеми этими примочками «жена, повинуйся мужу», им так спокойнее. Что ж, это их право.

Наверняка у кого-то может сложиться впечатление, что мне тяжело живется с моими взглядами на мир: «пацаны осуждают», там, всё такое. Нет, совсем не трудно. Хотя я стараюсь не светиться лишний раз со всем этим. И «потерять мужскую власть» мне совсем не жалко, всё равно я ею принципиально не пользуюсь и не собираюсь. В моих глазах, феминизм – хороший способ достичь равенства в обществе. Для меня это важно. Так что, я не просто «белая ворона», у меня благородные цели!

Это не громкие слова. Мне действительно кажется, что мир изменился бы кардинально и в лучшую сторону, если бы идеи феминизма были приняты обществом. Сейчас из-за наличия перевеса в сторону мужской власти мы имеем некий застой в эволюции. Дай мужчины больше прав женщинам, и произошёл бы заметный рост во всех сферах жизни. Всегда нужно двигаться вперёд, а не стоять на мертвой точке, цепляясь за трон.

Но на мой взгляд, принятие этих идей на Кавказе, к сожалению, случится совсем не скоро. Здесь всё очень завязано на национальных традициях, религии, всё это сплелось в такой ком, что ещё долго распутывать. Все зависит от людей. Если они сами решат не выходить из зоны комфорта (точнее, «привычного дискомфорта») – никакого улучшения и роста не произойдёт. Но если они поверят в то, что принятие взглядов феминизма способно многое изменить в лучшую сторону, культурный и этнический облик не будет испорчен, а напротив – станет куда более ценен и живуч. Сейчас ведь толком и не сохранилось ничего, видимость одна. И так давно уже всё изменилось, но из-за того, что какие-то вещи мы в упор не желаем признавать, многое доходит порою до абсурда. Не уверен, что это приносит какую-то пользу нашей культуре и национальному самосознанию в целом. И, кстати, хотя в нашей патриархальной культуре и было жесткое разделение гендерных ролей, было главенство мужчин, но горянка никогда не была бессловесным приложением к мужу. Женщина имела право голоса, женщину уважали. 

Да, мне жаль, что я пока мало чего делаю на этом поприще. Ну, по крайней мере, я решился высказаться. Это уже большой шаг для меня. Надеюсь, что мои слова кого-то воодушевят и может быть, немного поменяют отношение людей к этому движению.

Записала Асият Нурланова