Много на себя брала или Как «реальные горцы» горянку усмиряли

Популярный дагестанский блог «Дневники горянки», один из немногих блогов правозащитной тематики, заблокировали в в инстаграме. У блога более 140 тысяча подписчиков, его ведет правозащитница Марьям Алиева, автор книг «Не молчи» и «Не слушай». Жалуются на ее страницу не в первый раз.

Та, что портит имидж

До недавнего времени блог Марьям можно было назвать краеведческим: она писала об обычаях, традициях, ритуалах, ремеслах, одежде и фольклоре крупных и малых этнических групп, населяющих Дагестан. И даже тогда находились недовольные. Они считали, что молодая женщина, к тому же мусульманка, не должна рассказывать о том, что «портит имидж Дагестана». В этот список попадали как посты о женских татуировках-оберегах или этнографические заметки о ритуале похорон в Кубачи, откуда родом отец Марьям, так и тема женского обрезания.

Недовольных стало больше, когда вышла первая книга Марьям «Не молчи» с монологами женщин, которые в детстве или в юности стали жертвами сексуализированного насилия, в том числе и со стороны родственников. Твердая позиция «виноват насильник, а не жертва» вызвала резкое противодействие у любителей уточнить «а во что она была одета» и тех, кто продолжал твердить «у нас такого нет».

Ей стали писать избитые мужьями женщины, спрашивая, куда обращаться или как бежать

Появление второй книги, «Не слушай», в которой слово предоставлено людям, выросшим в семьях, где физическое насилие расценивается как «воспитательные меры», увеличило число хейтеров. Впрочем, оно увеличило и число тех, кто увидел в Марьям единственную защиту и надежду на помощь.

Ей стали писать избитые мужьями женщины, спрашивая, куда обращаться или как бежать, девушки, чьи фотографии попали в руки шантажистам, неравнодушные люди, которые не знали, как быть, если в соседней квартире избивают детей, мамы, обнаружившие, что их ребенок наркоман, мусульманки, что искали поддержки и совета у сестры по вере.

«Как-то я заболела и на три дня просто отключила телефон. Когда посмотрела, там было около 70 писем и это только на одну почту», — рассказывает Марьям.

Когда нагрузка стала непомерной, появилась «Марем».

Photo by Bianca Salgado on Pexels.com

Как сестра сестре

Группа экстренной помощи женщинам, в которую входят активисты, журналисты, правозащитники, психологи и юристы, сформировалась в начале 2020 года. А в июле того же года обрела и имя – «Марем». Ее назвали в память о Марем Алиевой, молодой женщине из Ингушетии, которая пропала в 2015 году и до сих пор не найдена ни живой, ни мертвой. По словам активисток, они немного сомневались насчет названия из-за его созвучия с именем и фамилией Марьям. Но в короткой истории жизни Марем уместилось столько боли, ужаса и того самого насилия, против которого мы боремся, что ни одно другое название уже было невозможно, рассказывают они.   

В группе на Марьям легли дела, требующие особой деликатности, некоторых знаний в области исламского права, умения убеждать и готовности поднять на ноги всех в любое время дня и ночи. Когда того требовали обстоятельства, она использовала свой личный блог как трибуну. Это гарантировало широкую огласку, поскольку за публикациями в блоге «Дневники горянки» следили не только хейтеры, но и крупные кавказские паблики, а также журналисты региональных, федеральных и зарубежных СМИ.

За день могли прийти два сообщения, а могли и тридцать два

Иногда огласка давала немедленный эффект. Так получилось с историей о мужчине из Кизилюрта, который охотился на малолетних девочек, посылая им сообщения и видео порнографического содержания. Публикация наделала много шума, и мужчина был наконец-то задержан. А после ряда публикаций о группах, админы которых выкладывают компрометирующие фото и видео девушек, а затем требуют деньги за их удаление,  группами всерьез заинтересовались правоохранительные органы.

И хотя у группы «Марем» есть своя страничка в инстаграм @marem_group_, основной поток обращений по-прежнему шел через аккаунт «Дневники горянки» @dnevniki_goryanki_. Во-первых, потому что так привычнее, во-вторых, в силу огромного доверия к самой Марьям.

Чтобы понять, насколько велико это доверие, достаточно вспомнить сравнительно недавнюю историю со сбором средств для Миланы, девочки из Чечни. Через сутки с небольшим после того, как Марьям на своей странице объявила сбор, на карту родителям Миланы перевели около двух миллионов рублей.

По словам Марьям, за день могли прийти два сообщения, а могли и тридцать два, но не было ни дня, когда бы в директ «Дневника горянки» не писали с просьбой о помощи.

Photo by Eternal Happiness on Pexels.com

О тех, кому больше всех надо и Воинах Света

«И ‘Марем’, и ‘Дневники горянки’ вызывают ярость тех, кто выступает за ‘традиционные устои общества’, подразумевая под этим бесконтрольную власть мужей над женами и родителей над детьми, — объясняет Марьям. — Мы для них враждебная группировка, которая рассказывают женщинам об их светских и исламских правах и тем самым разрушает институт семьи. Ну а кто еще может хотеть, чтобы женщины в кавказских семьях не плакали, маскируя синяки, чтоб девочки не боялись со своей бедой бежать в первую очередь к родителям, чтобы уроды, изнасиловавшие 13-тилетнюю, не получали поддержку в форме расспросов о том, правильно ли девочка себя вела? Только враги!».

Активисты «Марем» через знакомых правозащитников обратились в головной офис фейсбука и с нетерпением ждут ответа. Они огорчены, но не удивлены.

По их словам, блокировка страниц правозащитной или оппозиционной направленности – обычное явление, один из методов борьбы власти с неугодными: «Под эту работу выделяются средства, нанимаются специальные люди, организуются кибер-отряды, которые по отмашке делают то, что велено – пишут комментарии, переворачивая все с ног на голову, шлют одновременно большое количество жалоб в службу поддержки. А там уже срабатывают алгоритмы инстаграма, страницу автоматически блокируют».

Никто из активистов не сомневается, что даже если Марьям придется заводить новую страничку, она наберет прежнее количество подписчиков в самые короткие сроки, но сама необходимость переориентировываться, говорят они, очень досадная вещь.

Имидж республики в глазах саратовских домохозяек им важнее судеб дагестанских детей

А еще очень тяжело думать, что у кого-то не было времени искать другие способы докричаться до Марьям. Кому нужна была срочная, срочнейшая помощь и он ее не получил.

«Из-за блокировки аккаунта Марьям мы остались без очень важной для нас площадки по приему запросов на помощь, — разъясняет активист группы «Марем» журналист Екатерина Нерозникова, — Многие чувствуют себя увереннее, когда просят помощи непосредственно у авторитетной персоны, которой они доверяют. Марьям как раз такой человек. Я уверена, что многие, кто хотел обратиться к ней со своей бедой, не решаются теперь об этом заявить. Как это выглядит со стороны? Выглядит это так — даже Марьям, которая не боится сказать о проблемах, могут заблокировать из-за каких-то анонимных жалоб. Когда люди это понимают, уровень их страха и нерешительности возрастает в разы. Поэтому это очень серьезный удар для абсолютно всех, кто хотел бы рассказать о своей беде и попросить помощи».

Отдельные комментарии под постами о блокировке «Дневников горянки» дают исчерпывающее представление о тех, кто мог этому поспособствовать.

«Так ей и надо!», «слишком много о себе вообразила», «порочит ислам!», «этих фемок гнать надо», «порочит Дагестан!», «самая умная, что ли?», «всякую грязь ищет и раздувает, можно подумать, в России такого нет».

Прокомментировал эту новость и @tut.uganda – одна из больших загадок дагестанского сегмента инстаграма, кто стоит за этим ником, до сих пор никому точно не известно, но его умение ядовито и хлестко сформулировать пока никем не оспаривалось. Вот, что Уганда ответил на вопрос о причинах блокировки аккаунта Марьям:

«Она много на себя брала. В частности:

1. Донесла на наркомана, толкавшего детскую порнографию;
2. Разоблачила педофила, предлагавшего детям секс;
3. Осудила секс-шантажиста, вымогавшего у женщин деньги;

Воины Света никогда такого не прощают. Имидж республики в глазах саратовских домохозяек им важнее судеб дагестанских детей»
.

Патимат Амирбекова, Светлана Анохина