Томе – 25, она из Махачкалы, работает в области юриспруденции. Героиня рубрики «Кавказские феминистки» подчеркивает: у женщин должны быть все права и возможности, что и у мужчин. В том числе право воспользоваться этими правами или отказаться.
Идеи феминизма мне стали близки во время учёбы в университете. Мы изучали самые разные социальные и исторические явления и именно тогда я поняла, что все эти стереотипы относительно феминизма, – ну, знаете, мол, феминистки это такие грубые, волосатые, неухоженные, злые и несчастные женщины-мужененавистницы, выступающие против детей и семьи, – полная ерунда. Тогда, как впрочем и сейчас, слово «феминистка » использовалось как ругательство, типа «недоженщина». Но как только я попыталась вчитаться повнимательнее и разобраться в вопросе, стало ясно: если бы не феминизм, у женщин до сих были бы права на уровне домашнего животного.
Для меня феминизм – это правозащита, борьба за равные, а не превосходящие права и возможности, возможность учиться, работать, развиваться так как считаешь нужным. Что в этом плохого? К тому же я могу быть женой, матерью и при этом придерживаться идей феминизма. Теперь я об этом знаю.
У женщин должны быть права на работу (в том числе и тяжелую) или отказ от нее, право на сохранность своего тела, защиты его от посягательств и побоев, право рожать или не рожать, политические права и права домохозяйки, право сказать «нет», право выходить замуж или отказаться от создания семьи вообще. У женщин должны быть права и возможности, в том числе право воспользоваться ими или отказаться.
К сожалению, мужчины Дагестана, как и все общество, увы, мыслят стереотипами. Они яро выступают против феминизма, полагая, что это наступление на их «власть», на традиционные устои общества. При этом они не отличают феминизм первой и третьей волны, не видят разницы между радикальными и интерсекциональными феминистками. В общем, совсем не в теме.
В них сидят страхи. К примеру, они считают, что феминизм сделает их «подкаблучниками», которых никто не уважает. Они не знают, что существуют мужчины профеминисты. Для них феминизм – это когда женщина «властвует», пока мужчина сидит дома и моет посуду.
Многие наши девушки так и живут: к ним относятся как к неразумному существу, с самого детства воспитывают не полноценную личность, а приложение к мужчине, внушают, что сама она ничего «не может»
Для некоторых сама идея равенства непонятна. «Как женщина может быть равна мужчине, если она создана из его ребра», да? Это то, что я слышу довольно часто от религиозных людей. И в ответ ты раз за разом напоминаешь: женщина и мужчина согласно религии равны перед богом. Что если девушка хочет учиться и работать, то в этом нет ничего ужасного, более того, сама религия поддерживает стремление к получению знаний. То есть, мужчины Дагестана, как и женщины, считают феминизм наступлением на женственность и материнство. И, разумеется, когда ты заявляешь, что женщина вправе сама решать, создавать ей семью или нет, рожать ли ребенка или нет, то тут на тебя обрушивается такое, что хочется бежать. Как я поняла, в нашем обществе вес имеет лишь женщина-мать, пусть и номинально. А пока у тебя нет ребенка, ты – никто.
Все началось еще в детстве, я была третьей дочерью и поэтому не слишком желанной. Когда я родилась, некоторые родственники со стороны отца рыдали – это была трагедия, ведь все, род отца прерван. А папа так хотел сына, даже дом огромный строил, но, так и не достроив, умер. Однако и папа, и мама меня любили, младших ведь обычно любят. При этом я почему-то запомнила или почувствовала, что мальчиком быть лучше, тебя больше ценят. И где-то с 5-6 лет я решила, что я буду мальчиком. Носила исключительно брюки, хулиганила, играла с машинками и дружила только с ребятами. Когда мы с мамой ехали в общественном транспорте при фразе «Какая у вас забавная девочка» я кричала: «Я мальчик, а не девочка!». Но это продлилось недолго, мальчишки вскоре «поняли», что я девчонка и мне не место среди них. Наверное, это и был мой первый конфликт с обществом и с самой собой.
Вообще мне повезло с семьей, мне всегда доверяли и не ограничивали. Знали, что и так никогда не сделаю того, что расстроит или «опозорит родных». Я ездила на различные мероприятия по всей стране, отправлялась в поездки по республике, училась, где хотела и сколько хотела, не каждой девушке здесь так везет. Никогда не понимала, как можно жить под постоянным контролем. Отчитываться о каждом своем шаге и терпеть столько недоверия. А ведь многие наши девушки так и живут: к ним относятся как к неразумному существу, с самого детства воспитывают не полноценную личность, а приложение к мужчине, внушают, что сама она ничего «не может».
Слишком много у нас в обществе этих «женщина должна»
Во взрослой жизни каких-то серьезных конфликтов не было, разве что в школе нас заставляли носить юбки, говоря «ну, ты ведь девушка», и я принципиально до 15 лет их не носила. В итоге постоянно вызывали и стыдили мою маму, очень сильно давили, при этом школьной формы, как таковой, у нас, согласно уставу школы, не было. И я так разозлилась, что однажды пришла в юбке. Но совсем не в той, которую имели в виду учителя. Это был февраль, на дворе лютый холод, а я явилась в тонких колготках и коротенькой юбочке. Для меня это был способ сказать, что плевать я хотела на их «правила».
Не могу сказать, что мне «тяжело», скорее, немного некомфортно, так как редко встречаю людей, разделяющих мой взгляд на мир, на отношения. Но, думаю, с этим сталкиваются все, в той или иной степени. Слишком много у нас в обществе этих «женщина должна». Люди считают, что для достижения счастья нужно жить «по правилам», «как все», терпеть и не выделываться. А любое отклонение от нормы плохо, даже если «норма» – это унижение женщины.
В данный момент я нахожу понимание среди дорогих мне людей, мне этого достаточно. Жаль, что мама меня не поддерживает, у нее у самой много стереотипов.
Это вообще для наших женщин очень характерно. Думаю, таким образом они защищают себя. Такой самообман – «если я буду все делать правильно, как от меня требуют, значит, я хорошая, меня будут любить и одобрять». Ну а что тут скажешь? Их воспитывали с такой установкой. Они хотят быть «правильными» в глазах мужчин, делают и говорят только то, чего от них ждут. «Набирают баллы», как говорится.
Записала Асият Нурланова