Свадьба для дагестанцев – это один из главных праздников и одновременно проверка на прочность. Деньги на свадьбу начинают копить с рождения ребенка. А порой влезают в огромные долги, лишь бы не ударить в грязь лицом.
Трудности выбора и порицание французского образа жизни
«Даниял женился в 27 лет, я женился в 25 лет, а наш Гаджимурад выбрал себе французский образ жизни и до 40 лет жил холостяком», — так однажды презентовал жениха тамада. «Французский образ жизни» в Дагестане не одобряется.
Есть народное поверье, что человек, который при жизни удачно женил три пары, получит за это после смерти вознаграждение и обязательно попадет в рай. Женитьба в Дагестане дело серьезное, а люди в республике живут неравнодушные и стремящиеся попасть в рай, поэтому доверить такое важное дело молодежи может не каждый.
«Парень до тридцати лет обязан жениться, потому что потом посыплются волосы и вырастет живот. А жених на свадьбе должен радовать глаз», — сказала Карчил Аминт.
«Сынок, покажи мне красивую девушку, чтобы я знала, кто тебе может понравиться!»
Этой женщине точно уготовано место в раю, на ее счету несколько десятков браков. У нее есть синяя тетрадка, в которую вписаны имена сельских девушек и парней матримониального возраста. Аминт пользуется авторитетом среди односельчан, с ней лучше поддерживать хорошие отношения. Своей характеристикой она может здорово повлиять на судьбу девушки или парня.
Однажды она сказала про Сапишку: «Хорошая девочка, умная, но какая-то унылая». И все. Этого хватило. Никто не хотел такую невестку, все хотели жизнерадостную, а забракованную девушку так и прозвали «унылая Сапишка». Ей, бедняжке, пришлось потом за француза замуж пойти, никто из своих не женился.

«Я сыну своему выбирать жену не собираюсь, ему же с ней жить! Составила список из шести невест, пусть на всех посмотрит и выберет, кого хочет», — сообщила всем либеральная женщина Алисултаниль Раист.
Ей отвечает другая: «Хорошо, если он тебя послушает, я своего никак женить не могу. Сколько девушек ему показывала красивых, беленьких, пухленьких — никто ему не нравится. Я уже говорю: ‘Сынок, покажи мне красивую девушку, чтобы я знала, кто тебе может понравиться!’. Показал! Два метра ростом, худая, как труба, черная, как шайтан, нога огромная, как у участкового Бахтияра. Женю на ком захочет, какая мать такое выберет?».
Союз тазов и платков
Есть села, в которых более жесткие порядки. В нескольких селах Дагестана брак между двоюродными братом и сестрой считается нормой. Однажды у юноши из такого села случилась большая любовь к однокурснице, но он никак не мог жениться на ней, потому что за него все давно было решено. Бабушка парня в свое время дала в приданое двум дочерям семейные реликвии: старинные, еще дореволюционные. Одной дочери достались платки, второй тазы. И тогда же было решено, что дети их должны пожениться, чтобы соединить платки с тазами.

Традиция женить внутри своего села возникла не просто так. В Дагестане дочери тоже наследовали землю, а такие браки позволяли сохранить общинные земли. К земле всегда относились очень трепетно.
Бабушка моей соседки расплакалась от обиды, когда в начале 90-х в селе начали делить колхозные земли. Ей дали только половину доли, потому что родом она была из соседнего села. Женщина к тому времени шестьдесят лет тут, все дети переженились на местных, но полностью своей она так не стала.
В Дагестане даже поговорка есть: «Хороший камень в чужой фундамент не кладут». Означает, что хорошую невесту в чужое село замуж не отдают.

Родственные распри
Но не всегда гладко проходит женитьба на односельчанках. Брат моей подруги влюбился в дальнюю родственницу из приличной семьи и думал, что проблем у него не возникнет. Но что-то пошло не так: двоюродная бабушка Барият вспомнила, что у девушки была странная прабабка Маржанат.
«Она была красивой девушкой, многие хотели на ней жениться, но после женитьбы через месяц Курбан с ней развелся, и никому не сказал, что она немножко дурная. Потом на ней женился Алибулат, и через две недели он тоже развелся, но молчать не стал. Оказывается, он спросил, чай горячий или нет, она налила чай и макнула палец в чашку, чтобы проверить. С тех пор ее прозвали абдалкой (дурочкой – прим. ред.) и она вышла замуж уже после войны за дважды вдовца. Девочка, конечно, хорошая, но гены имеют значение! Не дай Аллах, еще дочка на Маржанат похожая родится!».
Свадьба все же состоялась, а бабушка Барият, по ее собственным словам, стала «нон-грантой» в доме внучатого племянника.
«Я хотела невесте Махмуда подарить старинный кабалай, в котором моя прабабка еще замуж выходила, но теперь, конечно, не подарю».
Конечно, далеко не везде так строго держатся за традиции, много межнациональных браков, особенно в городах. Но, как правило, чтобы быть вместе, этим парам приходится проходить через серьезные испытания. Необходимо получить благословение родителей, бабушек-дедушек, а желательно еще и родственников, как близких, так и не очень близких.
Катунил Батинт, театрально хватаясь за сердце, рассказывает о своем внуке, который решил жениться вопреки воле родных и объявил ей о своем решении: «Как у этого душмана только язык повернулся мне такое сказать? Сразу небо от этой новости черное стало, и гроза с дождем! Это с неба мой покойный муж на нас смотрел и кричал: ‘Не быть этому!’. Я хотела невесте Махмуда подарить старинный кабалай, в котором моя прабабка еще замуж выходила, но теперь, конечно, не подарю. Лучше с собой в могилу заберу!».

Испытание дагестанской свадьбой или сбежавший жених
Дагестан очень разный и одна свадьба не похожа на другую. В Махачкале много банкетных залов, где играют свадьбы, куда приглашают от 300 до 1500 человек. Свадьба меньше, чем на 300 человек, здесь считается маленькой, для самых близких. Один день в зале может быть свадьба-мавлид с гостями одетыми по канонам ислама, с делением зала на мужскую и женскую зоны, с чтением молитв и пением нашидов, а на следующий день здесь же надрываются певцы и певицы, зажигают танцоры, и рекой льется алкоголь.
Так, родственница моей подруги выходила замуж за иностранца. Жених был из арабской страны и восхищался тем, что в России есть местность, в которой живут мусульмане и соблюдаются предписания религии. Но у невесты оказалась веселая родня, которая планировала хорошо отдохнуть на свадьбе.
Он с криком «Харам!» бросился вон из ресторана
В зале жених оторопел от обилия голых плеч, рук и глубоких декольте, и был добит танцем живота, заказанным для него в знак уважения к арабской культуре и традициям. А когда в середине свадьбы муж сестры невесты, открывая шампанское, залил его костюм прекрасным напитком дербентского завода игристых вин, жених не стерпел. На ходу снимая промокший пиджак, он с криком «Харам!» бросился вон из ресторана, поймал такси и сбежал со свадьбы, оставив невесту и ее родственников в полном недоумении.
Нищеброды и меркантильные змеи
После того как выбрана невеста и получено согласие, для родителей будущих молодоженов начинается «затратная пора». Сторона жениха готовит дорогие подарки для невесты: золотые украшения (желательно с бриллиантами) и деньги «на чемодан». Сумма зависит от достатка и амбиций семьи, это могут быть как 100 тысяч рублей, так и сотни тысяч долларов. Иногда свадьбы расстраиваются из-за неудачных подарков. Например, одна интеллигентная семья отказала жениху после того, как дочке соседей принесли комплект с крупными бриллиантами.
«Чем моя хуже Миясатки? Не золото принесли, а посмешище какое-то. Это неуважение к нашей семье. Где это видано, чтобы профессорской дочери бриллианты приносили мельче, чем обыкновенным девушкам? С таким золотом, как они подарили, надо сразу лупу тоже дарить, чтобы мы камни могли увидеть», — жаловалась соседкам мама обиженной невесты.
Другой жених сам отказался от невесты после того, как опрометчиво предложил ей выбрать кольцо: девушка обрадовалась и выбрала одно из самых дорогих. На семейном совете будущая свекровь заявила, что «скромная приличная девушка должна была адекватно себя оценить и выбрать соответствующее своему статусу кольцо, а эта нахальная змея пусть присматривает себе другое гнездо».
Невесты с мамами — самые желанные покупательницы в любой торговой точке Дагестана
Родители активно закупают дочери приданое. В идеале сторона невесты полностью обставляет жилье для молодых: от посуды, до мебели и бытовой техники. Как хвастала одна мама: «Я дала своей дочери все, что необходимо, вплоть до пашотниц и канделябра».
В крупных магазинах и на рынках сразу можно узнать невест с мамами: они самые желанные покупательницы в любой торговой точке Дагестана. В сезон свадеб сметается все: от инкрустированных камнями сотейников до помпезной мебели на изогнутых ножках в стиле «левашинский Версаль».
Банкетный зал желательно арендовать хотя бы за полгода до свадьбы. Тогда же нужно договориться с музыкантами, поварами, видеографами и фотографами. Обязательно нужно снять «лав-стори»: эта видео-открытка в пяти минутах показывает историю любви молодоженов, даже если никакой любви не было и все мероприятие имеет целью объединение тазов и платков. В инстаграме невесты выкладываются профессиональные свадебные фотографии от самых раскрученных фотографов. Прокат свадебных платьев, визажист, парикмахер, флорист отмечают невесту на своих страницах, видеографы и фотографы в своих профилях выкладывают ролики и снимки со свадьбы. У девушки появляется много подписчиков и если она не раззява, то может открыть инстаграм-бизнес или зарабатывать рекламой на странице.
Бабушка знает лучше
Сразу после свадьбы, если молодоженам не удалось сбежать в свадебное путешествие, начинается хинкальный месяц. В любое время дня и ночи к молодым могут прийти гости и молодая жена должна показать себя прекрасной хозяйкой. Сейчас-то проще, пока варится мясо, из морозильника достается готовый хинкал и греется в микроволновке. А вот лет двадцать назад полуфабрикатов не было, и хинкал не всегда получался пышным и красивым.
Мы как-то пришли в гости к новой семье и молодая жена, положив на стол страшные темные куски вареного теста, сказала: «Вы не смотрите, сразу ешьте — они на лицо ужасные, добрые внутри». На самом деле были добрые, тем более, за столом главное — это приятные люди, хорошее настроение и дагестанский коньяк.

Конечно, еще стол обязательно должен быть сервирован красивой посудой из приданого невесты, но здесь главное не перестараться. Майсарат через месяц после свадьбы внучки пришла к ней в гости и обнаружила, что та с подругами пьет чай из кобальтового ГДРовского сервиза. Встав посреди комнаты, бабушка крикнула: «Несите спички, сожгите меня, чтобы я больше этого не видела! Это посуда не для чая, а чтобы сервант красивый был!».
А другая бабушка отличилась отличной напутственной речью. Выйдя провожать внучку, прослезилась и сказала: «Дорогая Хадижат, ты выбрала себе в мужья видного хорошего парня. Цени его и слушайся во всем, как подобает жене! Вот мне в свое время достался твой дед, я всегда ему уважение делала, в жизни слова плохого о нем не сказала и никому сказать не дала, а ведь такой был неказистый, да еще лодырь и пьяница!».
Амина Дамадаева