В Коране все в порядке. Мифы об исламском феминизме

 

Исследовательница Наташа Тамбиева доказывает, что исламский феминизм существует, и объясняет, чем мусульманки отличаются от других женщин.

Наташа Тамбиева родилась и выросла в Краснодарском крае, а потом переехала в Петербург и приняла ислам. Сегодня она руководит аппаратом Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области, учится в аспирантуре СпбГУ и называет себя мусульманкой и феминисткой. На прошедшем в ноябре MoscowFemFest Наташа развенчивала мифы об исламском феминизме. Приводим ее рассказ с небольшими сокращениями.

– Я занимаюсь исследованием исламского феминизма в России третий год и пишу кандидатскую диссертацию по этой теме. Почему именно эта тема? В Европе и Штатах исламский феминизм – явление совершенно не новое, но у нас оно вводит в ступор не только мусульманскую аудиторию, но и далеких от религии людей.

В России об исламском феминизме (и исламе в целом) немусульманам известно очень мало. И из-за этого появляется множество мифов. Когда мы слышим слово «ислам», мы представляем себе бородатых дяденек. Если слышим «мусульманка» или «мусульманская женщина», представляем себе женщину, закутанную в черный кокон: куда-то идет, ничего не видит – и мы ее тоже не видим. А что на самом деле?

80344383_2495746097364847_462708234231218176_o
Наташа Тамбиева выступает на MoscowFemFest

Миф первый. Исламского феминизма не существует

Ислам базируется на двух источниках – Коране и преданиях о жизни Мухаммеда. Что происходило на протяжении последних 15 веков? Основными причастными к религии людьми были мужчины. И они транслировали ее в общество так, как им этого хотелось, потому что никто не мог им возразить. Если даже появлялись какие-то отважные женщины, которые занимались богословскими или другими науками, ничего радужного их не ждало.

Но в 80-х годах ХХ века в США появились женщины-исследователи, которые стали писать об активных мусульманках из арабского мира, отстаивавших свои права. Мусульманки не придумывали их; эти женщины брали представления о правах  из основных книг, в том числе из Корана. И они сказали: с религией все в порядке, с исламом все в порядке и в Коране все в порядке. Просто нам транслируют то, что удобно транслировать. Так, как удобно тем дяденькам, которые сейчас у власти, которые рулят и которые причастны к институту религии.

Для того, чтобы мусульманкам стать феминистками, им не нужно отказываться от своей религиозной идентичности, они ее сохраняют, но при при этом говорят: у нас тоже есть свои проблемы.

Миф второй. Исламский феминизм = западный феминизм

И да, и нет. Феминизм подразумевает уравнивание социальных прав мужчин и женщин, но у мусульманок все равно существует своя повестка. Это похоже на то, как в 60-е годы ХХ века чернокожие женщины Америки сказали: «У нас другая повестка, не такая, как у белых женщин среднего класса». Так появился черный феминизм.

79373658_2495743007365156_6472347421073473536_o
Наташа Тамбиева на MoscowFemFest

Право на голосование чернокожие женщины Америки получили в 60-е годы, а мусульманки Саудовской Аравии – в 2015 году. За что боролись западные феминистки в 2018 году? За бодипозитив, например. В это время женщины Саудовской Аравии получили право водить машину. В 2019 году саудовским женщинам разрешили получать загранпаспорт и выезжать за территорию государства без сопровождения мужчины. Видите, условия жизни действительно очень разные и проблемы разные. 

И еще. До сих пор во многих странах, и в России в том числе, мусульманское сообщество очень сильно ориентируется на Саудовскую Аравию, так как это оплот распространения религии и многие считают, что истинные знания о религии есть только там. Поэтому иногда, запрещая своей жене куда-то ехать или водить машину, мусульмане говорят: это потому что в Саудовской Аравии еще не разрешили.

Миф третий. Исламский феминизм существует только в теории

Что же делают мусульманки-исследовательницы исламского феминизма, чтобы качественно улучшить жизнь исламских женщин? Они берут Коран и предлагают по-другому интерпретировать те пассажи, которые затрагивают права женщин.

Например, есть такое утверждение, что свидетельство одного мужчины приравнивается к свидетельству двух женщин. Или место в Коране, где говорится, что муж может побивать свою жену, если она его не слушается. Еще положение о том, что у мужчины может быть больше одной жены одновременно.

Что делают исследовательницы? Они говорят, что:

1) такие пассажи нужно помещать в исторический контекст, то есть понимать, в какое время это происходит и какой сейчас век на дворе;

2) не забывать, что в Коране есть и другие строки, которые опровергают ущемляющие женщин положения;

3) надо вернуться к оригинальному тексту Корана и пересмотреть переводы некоторых слов. Например, слово «побивание» – daraba — имеет огромное количество значений, в том числе, «воспитывать», «наставлять», «помогать». Поэтому это место в Коране можно перевести не как «побивайте свою жену», а как «помогите ей успокоиться, если она вас не слушает», или «помогите ей научиться».

two women in white hijab veils
Photo by mentatdgt on Pexels.com

Миф четвертый. Хиджаб – апогей патриархата

С хиджабом связано сразу две важных для исламского феминизма истории.

Первая – когда по закону государства женщина не имеет права появиться на улице без головного убора. Как, например, в Иране и во многих арабских странах. Часто в таких местах мужчины, несмотря на законы и запреты, чувствуют себя очень свободно и делают все, что хотят, а женщины почему-то должны нести знамя послушания и олицетворять все хорошее, что сами мужчины не соблюдают. И у женщин возникает протест, в том числе и потому, что у них нет выбора. Уезжая из страны, эти женщины тут же снимают платок. Они устраивают митинги и демонстрации за то, чтобы его не носить. Потому что главный столп патриархата для них – это ношение платка. 

Но есть и другая история, когда женщины сами решают надеть хиджаб. И таких женщин очень много. Например, у нас в России большинство мусульманок, которые носят сегодня платок, надевают его по собственному выбору и часто вопреки мнению родственников. Они свободны в своем выборе, они сделали это осознанно, это продолжение их религии, это часть их идентичности. Поэтому возникают движения женщин, которые борются за то, чтобы носить платок. Для них он никак не связан с патриархатом.

Важно, чтобы у каждой женщины было право выбора.

Миф пятый. Все мужчины в мусульманском мире против феминизма

Это не так. Многие исследователи, историки, философы, жившие в разное время, предлагали по-новому посмотреть на положение женщины в исламе. В том числе от этого отталкивались и исследовательницы исламского феминизма, им эти идеи помогали.

В России сегодня есть два известных исламских деятеля, которые поддерживают такое направление мысли. Это Дамир Мухетдинов, у него докторская диссертация по теологии посвящена обновлениям в исламе, в ней есть глава об исламском феминизме. И Шамиль Аляутдинов — он единственный, кто в своем богословском переводе смыслов Корана раскрывает положение женщины. На русском языке до него это точно никто не делал.

Вот такая ситуация с исламским феминизмом. И это, конечно, только некоторые связанные с ним мифы. Исламский феминизм существует, мы это подтверждаем. Если права мусульманок нарушены, мы готовы исправлять это. Но у нас есть особенные проблемы и для них нужны особенные решения.

Записала Зинаида Бурская

Что можно почитать по теме:

Дамир Мухетдинов. «Исламская феминистская герменевтика: история становления и основные идеи» (2019)

Ирина Тартаковская. «Права женщин в дискурсе исламского феминизма» (2008)

Альбина Михалева. «Исламское обновление Сейран Атеш: Теологические аспекты» (2019)

Riffat Hassan. Feminism in Islam (1999)

Amina Wadud. «Qur’an and woman. Rereading the sacred text from a woman’s perspective» (1999), «Inside the gender jihad: Women’s reform in Islam» (2006)

Fatema Mernissi. «Islam and Democracy: Fear of the Modern World» (1992), «Beyond the Veil: Male-Female Dynamics in a Muslim Society» (1975)

Leila Ahmed. «Women and Gender in Islam: Historical Roots of a Modern Debate» (1992), «The Veil Debate Again: a View from America in the Early Twenty-first Century» (2005)

Asma Barlas. «»Believing Women» in Islam: Unreading Patriarchal Interpretations of the Qur’an» (2002)

 

logo1_SS