В 2017 году чеченской молодежью было создано интернет-движение «За очищение вайнахского народа», впоследствии станица которого во «ВКонтакте» была заблокирована Роскомнадзором за экстремизм. Травлю девушек и пропаганду насилия в отношении женщин администраторы прикрывали стремлением к морали и «очищению народа».
Не прошло и нескольких лет, как ингушская молодежь пошла по тем же стопам. В ингушском сегменте соцсетей появились добровольческие группы молодых ребят, которые борются с разного рода «проблемами общества».
В число проблем включены следующие: торговля психотропными и наркотическими веществами, борьба с колдунами, борьба с девушками, «выставляющими себя напоказ» в «Инстаграме», и парнями, носящими узкие брюки, стильные прически, преследование за нарушение адатов и норм ислама в одежде и в поведении.
Админы порой не чураются прибегать к совсем не одобряемым исламом поступкам.
По словам администратора одной из таких групп, они советовались с некоторыми имамами и получили одобрение на такую деятельность. В «деятельность», как правило, входят: жалобы на не понравившиеся страницы, преследование неугодных, видеосъемки на местах «преступлений», а порой похищения и избиение (в частности наркоторговцев).
В числе «результатов» можно отметить множество заблокированных страниц профессиональных артистов, специалистов салонов красоты (визажистов, парикмахеров и т.д.), разоблачение наркоторговцев.
Число подписчиков, одобряющих идеи и поступки групп, с каждым днем растет и переваливает уже за десять тысяч человек. Несмотря на благовидные предлоги создания таких объединений, приверженность религиозным принципам, админы порой не чураются прибегать к совсем не одобряемым исламом поступкам.
Например, к национализму, разжиганию ненависти к другим верующим. Есть среди них и симпатизирующие к террористам из ИГИЛ.
Общество в целом одобрительно относится к такого рода объединениям, за исключением некоторых пабликов и телеграм-страниц, которые понимают, что такой активизм может приводить только к процветанию преступности.
По словам тех, кто знает некоторых админов лично, это люди, которые сами «должны удалить себя и свою семью с планеты, если хотят очистить ее», потому что «ни разу не соответствуют своим принципам», напротив: противоречат им.
Несмотря на то, что ребята утверждают, что их деятельность одобрена некоторыми имамами, имен которых они не называют, не все богословы согласны с этими методами и деятельностью.
«По моему мнению, ребята допускают несколько ошибок, потому что во-первых, они не имеют на это полномочия. Мы живем в светском государстве, где есть структуры, которые должны следить за порядком. Что касается духовной стороны вопроса, то мы, конечно, может организовывать какие-то движения, инициативы, но только в рамках закона. Иначе получается, что нарушая закон, мы подвергаем риску репутацию ислама, не думая о последствиях. Во-вторых, может, у ребят есть добрые намерения, но они не уполномочены и методы у них не исламские. Например, призывы к насилию, преследование, применение телесных наказаний. Другое дело – если вести деятельность в рамках ислама, призывая по-доброму «уважаемый брат», «уважаемая сестра». Мы не несем ответственности, слава Аллаху, за чужие дела. Изменятся они или нет, это их личное дело. Мы не имеем права позорить человека», — говорит один из имамов, не одобряющий сомнительных инициатив.
Но что толкает молодых людей на вовлечение в подобные группы и их поддержку? По мнению социолога, причин для такого поведения может быть множество: «желание пнуть слабого (того, кого заведомо общество, в принципе, готово травить – женщины, наркоманы, ЛГБТ), выглядеть в своих и в чужих глазах нравственным, выставив кого-нибудь безнравственным, хоть в чем-то почувствовать себя значимым и реализованным при острой нехватке способов самореализации».
Другими словами, создаются подобные группы не от избытка нравственности, а из желания самореализации.
Но несмотря на ответственность самих создателей подобных групп, которые вперемешку с «добрыми делами» разжигают ненависть к другим группам людей, с государства не снимается задача как по предотвращению подобной самодеятельности, так и задача по созданию условий, в которых молодежь могла бы реализовать себя безопасно (для себя и других), творчески и продуктивно.
Ну а пока «проблемами» общества занимаются непрофессиональные безработные «экстремированные» молодые люди, бог знает, к чему приведет их деятельность: к решению проблем или к созданию новых. Вероятней последний вариант.
Асият Нурланова