Почему лучше выйти замуж, чем умереть?
Впервые приехав в Дагестан, я пробиралась сквозь толпу окруживших меня малознакомых женщин, едва уворачиваясь от разговоров о женихах. О них мне намекали долгими рассказами все состоявшиеся матери, случайно услышавшие, что я — мусульманка из Москвы, которая, по нелепому стечению обстоятельств, так и не вышла пока замуж, хотя уже третий день здесь, в горах.
Женихи предлагались сразу после вопросов о погоде. Это были не самые лучшие варианты, конечно, но девушке после двадцати, сами понимаете, уже не до сантиментов: высокие и красивые лоботрясы – лучшее из зол, дальше идут лоботрясы пониже, дважды разведенные среднего возраста и даже вполне благополучно женатые. Все – с удобствами, то есть с сельским домом, плотно набитым родней. Все равно из Москвы придется уезжать, а здесь и воздух чище, и люди добрее.
Вечером мы с подругой присели на веранде, и я призналась, что вовсе не собираюсь замуж и не понимаю, к чему эти разговоры.
— Как это «не собираешься»? – она подпрыгнула.
— Да не хочу я пока, — отмахиваюсь.
Тогда подруга придвинулась поближе:
— Только не говори тут об этом никому. Не поймут.
Под присмотром
«Не поймут» — это очень дипломатично. Разберут на молекулы и отправят переучиваться правильному раскладу женских приоритетов.
«Не хочет замуж только больная! Больная!» — кричали мне вполне здоровые незамужние дамы, проводя немногословный экскурс в человеческую историю. Все женщины, от прародительницы Евы до первой леди Франции, с рождения, так сказать, мнили себя женами и матерями. Впрочем, если кто-то не мнил, всячески помогало общество, которое, даже будучи развитым, однозначно определяет миссию женщин на земле: замуж и рожать.
Миссионеры эти бывают мужчины и женщины. Мужчины объясняют так: у настоящей женщины только два состояния: замужем или в поисках мужа.
Так считается во всех «традиционных» обществах, где женщина, как ценная бандероль, передается строго от отца к мужу, от мужа к сыну. Она лишена какой-либо самостоятельности и полноценности (для ее же блага, между прочим). Ведь это что произойдет с галактикой, если женщины вдруг массово начнут отказываться от брака с мужчиной?!
– А что произойдет? – переспрашиваю я.
– Так тебе-то что? Ты нормальная, уже замужем, — говорят мужчины.
На самом деле, если вам интересно, произойдет непременный разврат: женщины тут же поменяют сексуальную ориентацию, либо начнут вступать в беспорядочные связи с мужчинами, там недалеко до алкоголя и наркотиков, конечно… А потом просто все вымрут, потому что без брака нет детей, хотя они, конечно, есть, но это неправильно.
В любом случае, женщина «не под присмотром» — это жди беды. Слабый пол. Отсюда экстраполяция с массовых развратных женщин на одну такую нежелающую замуж: что за блажь у нее в голове?
Миссионеры-женщины и вовсе впадают в гипнотический транс: замужество, замужество, замужество, дети, много детей, очень много детей – вот примерный перечень их мантр, повторяющихся из года в год, из поколения в поколение. Без аргументации, без размышления, без вариантов – нет времени объяснять.
И здесь вспоминается анекдотичная «женская логика», когда отсутствует связь между запросом и откликом, между проблемой и решением, между пунктом А и пунктом Б:
Нет образования и работы? Выходи замуж!
Негде жить? Выходи замуж!
Нечего надеть? Выходи замуж!
Так плохо, что хочется умереть? Замуж! Срочно!
Хорошая ваза, плохая ваза
«Хотим мы этого или нет, дай Аллах нам праведных мужей», — говорят сами женщины, подразумевая, что, согласно исламским нормам, в муже сокрыто великое благо, великое счастье и великий смысл. А хочешь или не хочешь, ты обязана быть счастливой.
К тому же, муж – это, как известно, половина тебя. Даже не половина, а процентов девяносто, потому что муж, во-первых, отвечает за все, а ты только за семью, детей, хозяйство, образование и мир на планете, а во-вторых, он все решает, а ты не решаешь ничего, «ты же девочка, ты хочешь платьице».
Народная мудрость, которая, скорее всего, не народная, а мужская, гласит: чем раньше девушку «пристроить», тем меньше у нее претензий к мужу, поскольку в столь раннем возрасте она еще не научилась «иметь свое мнение» и муж вполне заменит ей и разум, и инстинкты.
Стать женой – цель, которую ставят перед девочкой с самого ее раннего возраста.
— Женщина – это глина для скульптора. Бывает очень мягкая глина, а бывает очень жесткая – такую выбрасывайте немедленно, дальше будет только хуже. Выбирайте только мягкую глину, которая будет с годами черстветь, но, может, хотя бы вначале вы успеете вылепить хорошую вазу, — наставляет свою немногочисленную паству интернет-проповедник Абдалла Муслим, в миру Андрей Колмогоров.
— Жену свою надо воспитывать, — подтверждают старшие мужчины в разговорах с младшими. – Я вон свою как надрессировал, — и смеются.
Дрессировать – это, конечно, перебор. Приказывать ей, запрещать, наказывать — это понятно, но иногда надо и побаловать, и похвалить, в этом и есть мудрость. Пригодится известный хадис о том, что женщина сотворена из ребра, сильно будешь гнуть – сломаешь. А вот немного погнуть не помешает. Хотя оно и так кривое, что уж.
Из таких мудрых браков вырастают чудесные образцы, воспетые в литературе и кинематографе: «любящий тиран и терпеливая жертва», «великий наставник и праведная затворница», «щедрый благодетель и благородная бесприданница». «Гумберт и Лолита», в конце концов… Как ни крути, женская судьба тесно переплетена с мужчиной, если и вовсе не срежиссирована им.
Поэтому стать женой – цель, которую ставят перед девочкой с самого ее раннего возраста. Без замужества женщина не состоится, не произойдет. «Вот вырастешь – и замуж», а дальше – всё. Конечная, выходим.
Мужчины и пустота
В «традиционном» обществе все лишнее от девочки отсекается – ваза лепится сразу. Музеи и выставки – рассадники либерализма, литература и искусство – пропаганда разврата, даже старшая школа – под большим вопросом: чему там научат будущую «хорошую жену»? Воспитывать детей и лечить им насморк – вот лучшая компетенция.
— Подскажите, куда поступить после 9-го класса? Только не педагогический или медицинский колледж, надоели уже эти советы!
— А кем ты сама хочешь стать?
— Разумеется, я хочу стать хорошей женой и матерью. Как любая нормальная девочка.
— Тогда педагогический. Или медицинский.
Выбирать будущую профессию, не планируя работать? Сложно, но возможно. Достаточно провести несложный мониторинг среди соседей и земляков: какие жены больше в цене? Какое у «правильной жены» должно быть образование? Если предпочитают неграмотных – прощай, школа. Если в моде акушерки – придется зубрить химию и биологию, никуда не денешься.
В замужестве заключен смысл всего, что делает девочка. Она с малых лет учится прибираться в доме вовсе не для того, чтобы содержать дом в порядке и чистоте, а для того, чтобы быть в будущем «хорошей женой». Она учится лепить из теста не потому, что ей нравится проявлять фантазию, и уж конечно не для развития этой вашей моторики, а для того, чтобы стать «хорошей женой».
Скромно одевается – потому что «хорошая жена» скромно одевается. Нянчит младших братьев и сестер – потому что «хорошая жена» непременно «будущая мать». Не перечит родителям – в будущем не перечит мужу: «хорошая жена» – молчаливая жена.
Нет никаких других мотиваций. Они не просто лишние, но и опасные. Удовольствие, интерес, естественное детское любопытство – это баловство: к труду надо приучаться с пеленок, тогда и жить в браке будет легче. Ведь в браке, как известно, нет ни удовольствия, ни интереса. Брак – это неизбежность, обязанность и пропуск в Рай.
А чтобы жене не подстраиваться под мужа, как это происходит в «демократических» семьях, где к тому же и муж подстраивается под жену (позор!), проще жене изначально соответствовать заданным критериям.
В религиозных первоисточниках, на которые опирается «традиционное» общество, женщина уподобляется «хрупкому сосуду» ввиду своей нежности и незащищенности. Но современные «знатоки» добавляют: сосуд этот должен быть пустым.
Эту-то пустоту и должен наполнить настоящий мужчина. Без мужчины – никакой она не сосуд, а бесполезный хлам.
Старуха с косой
Девочку не просто «настраивают» на брак. Мужем ее пугают: что подумает о тебе будущий муж? Что он о тебе скажет? Как он отнесется к этому твоему невинному развлечению? Решения будущего мужа описываются в мрачных красках: выгонит из дома, бросит, разведется, побьет, накажет. И будет прав. Потому что мужчине лучше знать. Потому что с того момента, как девушка вышла замуж, она больше не принадлежит себе.
Разумной границы здесь, в общем-то, нет. Самостоятельно принимать решения девочку не учат, потому что ей это не пригодится. Ее учат только нести ответственность – за решения других. Инфантильные и запуганные невестки лишь через много лет получат возможность принимать решения за других невесток, которых приведут сыновья. И эти решения будут точной копией предыдущих. А завтра повторится сегодня.
Поэтому-то так пугает перспектива «никто замуж не возьмет такую». Такую недостаточно послушную. Такую слишком умную. Такую слишком глупую. Остаться одной – это выпасть из круга, хлебнуть нирваны и утонуть. Замуж должны хотеть все. И всем страшно. Замужество уже не мечта и не праздник, это судьба, которую надо принять безоговорочно.
В «традиционном» обществе мужчине нечего бояться. Потому что он сам дает женщине эти права.
А судьба безжалостна к юным дарованиям, которые смекнули, что без образования и профессии рано «выскакивать замуж», судьба их не слышит.
— Помогите, мне 15 лет, меня отдают замуж, но я не хочу! Я хочу дальше учиться и получить профессию. Я боюсь своего будущего мужа! Он ужасен! Что мне делать?
— Ты с ума сошла? Это же твой будущий муж, просто найди в нем что-нибудь хорошее! Что? Он пьет и гуляет? Зато не бьет тебя! Ругается матом и курит травку? Зато намаз читает! Пойми, тебе его сам Бог пожелал. Муж – это судьба!
А судьба не любит слабых и трусливых.
Судьба не слышит вдов, которые скорбят об ушедших любимых мужьях, и выталкивает их в любой другой брак – неприлично быть одной, да и как жить-то без мужа, пустым сосудом? Она не слышит разведенных женщин, терпевших насилие от «бывшего» и поставивших свою жизнь на паузу, чтобы прийти в сознание, — нечего халтурить, пора возвращаться в круг.
Истина, что счастье – в браке, стара как мир, она косит всех, не щадит никого.
Но, знаете, нет худа без добра. Состоявшиеся жены, в конце концов, делятся и своими радостями:
— А мне муж не разрешает одной в магазин выходить.
— Надо же, какой заботливый!
— А мне муж каждый месяц покупает со своей зарплаты шоколадку!
— Вот это любовь!
— А мой муж разрешил мне окончить вуз!
— Не может быть?!
Да-да, не надо думать, будто мужчины боятся, что образованная женщина «начнет качать права». В «традиционном» обществе мужчине нечего бояться. Потому что он сам дает женщине эти права. Если захочет.
Аиша-Галина Бабич