Третья в пятом ряду

Понятие «многоженство» хоть и было совсем недавно экзотикой для дагестанцев, но теперь оно прочно вошло в нашу жизнь.

Еще несколько лет назад слова «многоженец» и «вторая жена» дагестанцы употребляли разве что, пересказывая зарубежные фильмы про богатых шейхов и их гаремы. Сегодня эти понятия прочно вошли в нашу жизнь и превратились из экзотики во вполне привычные реалии.

Кто-то к институту многоженства относится категорически плохо, кто-то не видит в такой модели семьи ничего дурного, а для кого-то – это выход из ситуации, когда развод, как говорится «не вариант». Но ясно одно – как бы дагестанцы ни относились к многоженству, этот факт имеет место у нас. Причем с каждым годом приобретает все более массовый характер.

Мнимая идиллия

Можно рассказать массу историй про вторых жен и про то, как от них пострадали первые. Историй счастливого многоженства в республике практически нет. Даже те семьи, где жены между собой общаются, счастливыми только кажутся. На самом деле, женщины лишь смиряются, идут на поводу у  мужчины, за которым замужем. И нет никакой гарантии, что завтра эта семья не развалится и мужчине не придется выбирать, с кем оставаться.

Подобная история произошла в семье Ахмеда и Джамили. Им обоим уже было немного за сорок, когда муж стал проявлять интерес к исламу. Он съездил в хадж, посещал мечеть и вообще старался вести образ жизни правоверного мусульманина. В семье было четверо детей. Источником доходов семьи служил магазинчик в центре города. За прием на работу продавщиц отвечала сама Джамиля. Она рассказывает, что отмела кандидатуры всех молодых, красивых и СВОБОДНЫХ девушек и отдала предпочтение хоть и молодой, но замужней Саиде. И вот эту солидную женщину-мать Ахмед и привел к Джамиле в дом в качестве второй жены спустя некоторое время. Ахмед увел Саиду от первого мужа, дочь от него Саида отправила к матери, а новому мужу родила сына.

Дело было в конце 90х. Тогда редко кто из мужчин, даже самых авторитарных, решался демонстративно приводить в дом еще одну жену, и требовать от своих женщин дружбы и взаимопонимания. Однако Ахмед пошел на это. Джамиля прошла с мужем огонь, воду и медные трубы, вырастила его детей, терпела безденежье в трудные времена и наличие соперницы восприняла, видимо, как очередное испытание. Она взяла себя в руки, собрала волю в кулак, и скрепя сердце приняла в свою, и так немаленькую семью, Саиду.

Обязанности жены между собой разделили. Саида по-прежнему работала в магазине, а Джамиля обеспечивала тылы – трудилась на домашнем фронте. Саида родила Ахмеду болезненного и капризного сына. И самое интересное, что Джамиля возилась с ним больше, чем родная мать. Джамиля заботилась о нем, выхаживала и лечила, растила, как родного.

Соседи и родственники судачили, что Ахмед совсем забыл верную и сильную Джамилю. Все внимание уделял «молодухе», а Джамиля из хозяйки в доме превратилась в домработницу, няньку и кухарку. И, возможно, в какой-то момент чаша терпения Джамили переполнилась. Она просто ушла, уступив дорогу Саиде. Сейчас Джамиля и не помнит, что именно явилось причиной ухода из семьи, но о своем поступке не жалеет. Живет отдельно, с мужем и его, теперь уже единственной, женой не общается. Счастье нашла в детях и внуках.

«Ни одна женщина не сможет спокойно воспринять желание мужа завести, кроме нее, еще одну жену. И те дурочки, которые говорят, что ради любимого мужчины, вытерпят все, просто не знают, на что подписываются. Меня поедали обида и боль. И вместе мы жили только потому, что я почему-то думала, что должна это терпеть», — вспоминает Джамиля.

 

f8c06cecd5d7e6d0f1dc7a3980ccf984

Удобный брак

Большинство дагестанок негативно относятся к перспективе стать одной из жен, однако, находятся и те, кто смело заявляет о своей готовности принять решение мужа завести еще одну жену. Они даже видят в многоженстве плюсы. Говорят, что им будет спокойнее, если будут знать, с кем именно проводит время их муж. Уверены, что уж лучше брак, чем просто походы налево. Спорить об этом мне пришлось со своими соседками по палате в махачкалинском роддоме. Я уж было собралась философствовать о том, что в Дагестане многоженство прижилось потому, что браки в основном заключаются без согласия самих молодых, поэтому после свадьбы мужчина продолжает искать любимую женщину, а женщина легко отпускает законного мужа к другой. Со мной не согласились. «Люблю своего мужа больше жизни, именно поэтому разрешу ему взять вторую, третью жену, если он захочет», — смело заявила мо новая знакомая Заира. «И я не против! Наша религия разрешает мужчинам иметь несколько жен, значит, и мы должны это принять», — поддержала Заиру еще одна молодая мама. Я давила на чувства, на то, что это нормально ревновать любимого мужчину и не подпускать к нему чужих женщин, но меня не хотели слышать, упорно повторяя одно и то же: «Если он решит, слова поперек не скажу!»

Есть и женщины, готовые сами стать вторыми женами. В основном это разведенные молодые женщины, которых, как они сами говорят, устраивает гостевой брак. Сабина видится с нынешним мужем раз в неделю.

«Иногда я по нему скучаю. А временами довольна тем, что не нужно каждый день удивлять мужа кулинарными изысками, принимать его друзей, общаться с его родственниками. У меня был неудачный первый брак. Горя с первым мужем и его семьей я хлебнула сполна. Единственная радость от первого замужества – это мой сын. Я вовсе не стремилась стать второй женой. На заключении брака настоял муж. Он мне дорог. Наверное, это любовь, а, может быть, боязнь одиночества. Я не содержанка, я сама в состоянии обеспечить себя и ребенка. Мужчина в Дагестане нужен больше в качестве защитника, потому что у нас неприлично быть разведенной. И многие мужчины приравнивают этот статус к статусу распущенной и легкомысленной женщины. Так что пусть все остается так, как есть. Я сочувствую его жене, но предпочитаю не думать об этом. Муки совести тут неуместны», — заключает Сабина

Вместе не навсегда

История сорокалетней Кабиры чем-то похожа на предыдущую, с той лишь разницей, что сейчас женщина свободна. Она прожила второй женой больше десяти лет. Недавно они с мужем расстались. Кабире стала звонить первая жена, угрожать и оскорблять. Муж повел себя более, чем странно. Сказал, что Кабира сама во всем виновата, хлопнул дверью и ушел. Сейчас иногда звонит, но домой не приходит. Кабира дважды была замужем. Оба брака были неудачными. Первый раз на свадьбе настояли родственники. Второй раз, ей разведенной, тоже особо выбирать не приходилось. В итоге к 30 годам, она вернулась в отцовский дом с маленькой дочкой. А потом появился он…Красиво ухаживал, привозил дочке сладости, катал малышку на машине, был всегда к услугам Кабиры. Кабира знала, что мужчина женат, думала, что все закончится коротким приятным романом, но роман затянулся аж на 12 лет.

«Мне жаль, что мы расстались, с ним я действительно была счастлива, чувствовала себя женщиной. Я дважды была замужем, но только, будучи, второй женой, поняла, что такое когда мужчина забоится о тебе. Он не прятался по углам, мы с ним вместе ходили на свадьбы и другие мероприятия. И для меня стало большим удивлением то, что его жена только сейчас догадалась о моем существовании. Он меня разочаровал, но за один день выбросить его из головы и забыть о нем я не могу», — говорит Кабира.

Когда развод – не вариант

Часто, стараясь завоевать расположение понравившейся девушки, мужчины идут на обман. Просто обещают взять девушек в жены, но дальше слов их действия не идут. Так случилось с Аленой. Несколько лет назад она устроилась на новую работу, и там за ней практически сразу стал ухаживать ее сотрудник. Мужчина приглашал Алену в рестораны, дарил подарки. То, что женат не скрывал, но и отступать не думал. Наоборот говорил, что хочет познакомиться с семьей Алены и попросить разрешения у ее брата на заключение брака. Алена практически согласилась и даже рассказала подругам, что выходит замуж второй женой. Позже Алена забеременела. А муж отреагировал коротким «Не может быть». И исчез! Сыну Алены сейчас около года, и она говорит, что ни о чем не жалеет.

«Еще неизвестно, когда бы я нашла мужчину, за которого хотела бы выйти замуж. С этим сейчас в Дагестане напряженка. А у нас, женщин, как говорится, биологические часы тикают. Зато у меня есть сыночек, моя радость и смысл жизни!», — рассказывает Алена.

Когда Мадина познакомилась с Магомедом, то и не догадывалась о том, что он может быть женат. Мадине было 25, за плечами недолгая семейная жизнь и ранний развод. Муж не работал, бил, обижал и изменял. Терпеть издевательства Мадина не захотела и после очередного скандала с мужем на пятом месяце беременности, ушла к родителям. После рождения ребенка по настоянию родственников она сделала еще одну попытку помириться с мужем, но вместо извинений и обещаний исправиться получила новую порцию синяков. Так, в 19 лет Мадина стала разведенной матерью-одиночкой.

Мадина вспоминает: «Я впала в депрессию. Я, конечно, была рада, что избавилась от такого мужа, но мне казалось, что жизнь моя закончилась».

Со временем жизнь потихоньку наладилась. Родители помогали с ребенком, Мадина закончила учебу, устроилась на работу. И там познакомилась с Магомедом. Он просто ходил по пятам, вспоминает Мадина, отвозил домой, дарил цветы, ухаживал. Мадина была счастлива до тех пор, пока подруга, узнав о том, с кем Мадина встречается, не сказала ей, что мужчина давным-давно женат.

Магомед очень разозлился, когда узнал, что его тайна раскрыта, отнекивался, но в итоге признался, что женат, но жену не любит, как впрочем, и она его. По его словам, их поженили родители, поэтому ни о каком разводе и речи быть не может. Мадина предпочла расстаться с Магомедом, но он буквально преследовал ее. Говорил о любви, просил о встречах. И вот однажды предложил заключить мусульманский брак, сказал, что другого способа завоевать Мадину у него нет.

«Я прекрасно понимала, что он не потянет содержание двух семей, кроме того, моя самооценка не позволяла делить мужчину еще с кем-то, поэтому от брака и сожительства я отказалась. Другое дело, как мне далось это решение! Мы расставались несколько лет, эта несчастная любовь меня уничтожала. Он пропадал, появлялся вновь, рассказывал, что жить без меня не может. Однажды я просто сменила номер телефона и  обрубила все концы. Сейчас все позади, я забыла о нем, он сменил работу, и исчез из моей жизни навсегда, слава Богу. Я думаю, что быть второй женой – это не для меня. Я не хотела тратить свою жизнь на мужчину, который не мог бы мне предложить ничего, кроме тайных редких встреч, съемной квартиры и полного отсутствия будущего. Если бы он не обманул меня в самом начале наших отношений, то мне не пришлось бы так тяжело», — объясняет Мадина.

 

pexels-photo-590491.jpeg

Жена по секрету

К сожалению, не всем женщинам удается вскрыть обман еще до замужества. Историю Аминат рассказала мне моя коллега Аида. В 2002 году на квартиру к Аиде, где она жила с семьей и мужем, попросилась молодая женщина Аминат с сыном-подростком. Хозяевам  она сказала, что иногда к ней будет приходить муж, у которого она вторая жена. Действительно, к ней стал приходить мужчина-таксист, гораздо моложе неё.  За квартиру Аминат платила самостоятельно.

Али, муж, объяснил своё желание заключить с ней мусульманский брак тем, что его жена больна, много лет прикована к постели, а поскольку она его двоюродная сестра, то и развестись с ней – это значит рассориться с родственниками. Но ему, как мужчине, нужна женщина, а он, как мусульманин, не хочет впадать в грех прелюбодеяния. На том и решили. К слову сказать, Аминат была женщина религиозная, серьёзная.

Однажды вечером, вернувшись с работы, хозяйка квартиры увидела, что весь двор усыпан перьями и пухом от вспоротых подушек. На вопрос Аиды о том, что случилось, свекровь рассказала, что утром Аминат вынесла сушить на солнце подушки, а чуть позже во двор ворвалась группа женщин, которые стали ругаться с Аминат, бить ее и таскать по двору за волосы. В порыве гнева компания разодрала все подушки, сушившееся во дворе. Первая жена Али, вполне ходячая и ничуть не прикованная к постели, прознав, что у мужа завелась еще одна жена, тут же примчалась на разборки со своими родственницами.

Больше Аминат с Али даже не разговаривала, прогнала. Его такси ещё долго дежурило на улице, где жила шариатская жена, но безуспешно.

Была второй – стала первой

Переживая за свою квартирантку, Аида и представить себе не могла, что буквально через пару лет, сама столкнется с такой проблемой как «вторая жена». После десяти лет замужества Аида ушла от мужа, потому что стала не единственной его женой. Вернее, вторая захотела быть единственной.

Замуж Аида выходила не по любви, а потому что родственники сказали «надо», предварительно заставив Аиду разорвать отношения с тем, кого любила.

Муж любил рукоприкладствовать, любимым его выражением было «Я прав в любом случае, ты виновата в любом случае!» Свекровь тоже была не подарок.

Сейчас Аида может со смехом рассказывать о своей второй маме: «Любила попрекнуть тем, что отец у меня умер, мать болеет, а брат – «вшивый студент», что нет у меня богатых и влиятельных родственников. Все время подчеркивала, что мне безумно повезло, что её сыночек оказал мне величайшую честь и женился на мне, задрипанной профессорской дочке».

Но женщина терпела, скрепя сердце, «ради детей, ради статуса замужней женщины». Работала на двух работах, дети были маленькие, помочь было некому. Муж перебивался случайными заработками, то перевозил грузы, то таксовал, но чаще сидел дома.

В 2004 году муж решил открыть магазинчик. И для открытия семейного бизнеса Аида отдала ему все свои небольшие сбережения.

Прошло два года, магазинчик работал. За это время сменилось несколько продавщиц. В мае 2006 году пришла Она. Звали её Асият. Ей было 20 лет. Аида  в свободное от двух работ, детей и домашних дел время приходила ей помогать. Аида даже взяла на себя роль профсоюзного работника и всячески отстаивала права молодой работницы и искренне возмущалась тем, что у девушка маленькая зарплата.

С мужем отношения становились всё хуже и хуже, он раздражался по каждой мелочи. Аиду насторожило, что он вдруг перестал ужинать дома.

После очередного скандала, когда муж и его мать обвинили Аиду в краже денег, женщина забрала детей и ушла.

В случае развода, как правило, вторые жены остаются ни с чем

Этого-то он и добивался. Оказывается, у него уже давно был бурный роман с Асият, которая на 20 лет моложе него. Это она кормила его ужинами. Это она уговорила его взять ее второй женой, но потом осмелела и поставила условие, что она будет только единственной.

Аида признается, что была бы не против, если бы у мужа была вторая жена, которая живёт где-то отдельно.

«Я его не любила и боялась. Мне было бы легче, если бы он где-то сбрасывал свою негативную энергию, а я бы спокойно жила с детишками. Но поклонница «Дома-2» Асият решила строить свою любовь несмотря ни на что. Бог ей судья», — говорит Аида.

Эксперты говорят

Содержать двух и более жен – дорогое удовольствие, поэтому многоженство по идее должно быть прерогативой только состоятельных мужчин. Ислам, который дозволяет многоженство, требует от мужчины полного содержания своих женщин. Согласно шариату мусульманин имеет право иметь до четырех жен одновременно, однако при условии, что будет справедлив ко всем и во всем: в обеспечении жильем, пищей, одеждой. Но еще важнее, чтобы женщина была счастлива.

В Коране говорится, что многоженство не является преследованием мирских целей и удовольствий. Каждое решение взять в жены еще одну женщину должно быть взвешенным, осознанным. И мужчина должен быть готов оберегать и защищать свою жену до конца своих дней, а не думать о том, что в случае возникновения каких-то проблем, можно будет сразу с ней развестись.

Многоженство, по словам исламских ученых, защищает общество от разврата, ограждает людей от прелюбодеяния, а также дает шанс обзавестись семьей вдовам и взрослым женщинам, которые до этого замужем не были.

За помощью женщины могут обратиться лишь в мечеть, надеясь, что духовные наставники смогут вразумить мужа, который несправедлив к своей жене.

В Дагестане же все не так благостно. В большинстве случаев мужчины несправедливы к своим женам, они не обеспечивают их жильем, отказываются содержать женщин. Многие даже запрещают вторым женам рожать детей, опасаясь дополнительных расходов. Такое ощущение, что браки в большинстве случаев заключаются исключительно из-за плотского влечения к женщине.

В случае развода, как правило, вторые жены остаются ни с чем.  Светское российское законодательство вторых жен и их детей, защитить никак не может.

Опытный юрист Елена Денисенко объясняет: «У вторых жён никаких прав нет, так как по российским законам такой брак не признается действительным. Дети же будут иметь какие-то права только после того, как вторая жена признает, что ребенка родила именно от него, если отец сразу не усыновил (удочерил) ребенка. В права дети смогут вступить только после смерти отца, и если нет завещания. И то там есть кое-какие нюансы».

Если отец, к примеру, собственник дома, то он может вселить ребенка, как члена своей семьи, но ребенка без матери он не вселит, а она по законам России никто. В общем, через наше действующее законодательство у них очень мало прав».

За помощью женщины могут обратиться лишь в мечеть, надеясь, что духовные наставники смогут вразумить мужа, который несправедлив к своей жене.

Семейный психолог Мадина Расулова считает, что появление второй жены легче принять тем женщинам, которые воспитывались в такой атмосфере, то есть там, где многоженство, к примеру, практикуется в нескольких поколениях, или тем, кто не просто в религии, а истинно верует и принимает все постулаты веры без ропота и сомнения.

«Мне приходилось работать и с первыми женами, и со вторыми, и с теми, кто выходил замуж второй женой, а оказывалась третьей. Но ни разу не приходилось работать с мужчинами, страдающими от своего многоженства. Кажется, их все устраивает», — говорит психолог.

По словам Мадины Расуловой, помимо обычной (но от этого не менее тяжелой и травмирующей) ревности, в ситуации многоженства женщин ранят необходимость, требование мужа общаться со второй (третьей) женой, дружить с ней, общаться с ее детьми.

В ситуациях появления второй жены, у некоторых женщин снижается самооценка, появляются депрессивные настроения, такие же, как  и при измене со стороны мужа. За последние годы к Мадине за психологической помощью не раз обращались женщины, столкнувшиеся с проблемой многоженства. Вторые, третьи жены иногда жалуются на нехватку обеспечения со стороны мужей, на жесткие условия (типа – не рожать детей, не требовать жилья (кроме съемной квартиры).

Сценарий развития событий может быть разный: кто-то смиряется,  принимает (искренне, осознанно или просто подавляя себя), кто-то воюет или отступает – так же, как  во всех других стрессовых ситуациях.

Лана Вартанова
Фото: islamdag.ru