Село, кизяк и хинкал

Корреспондент «Даптара» сходила на кастинг реалити-шоу для девушек по-дагестански.

Я надела платье в стиле 60-х (нарядное, белое), туфли на каблуках, уложила волосы, накрасила губы красной помадой, надушилась дорогим парфюмом и благоухающая, нежная, воздушная отправилась на кастинг. А все для того, чтобы 20 дней рубить дрова, доить коров, печь хлеб – то есть жить самой настоящей сельской жизнью.  Дагестанское телевидение объявило кастинг в реалити-шоу для девушек «Возвращение».

Об образе, в котором появлюсь на кастинге, я начала думать за две недели до него. Подруга говорила, нужен сценический образ: джурабки и бубен. Где взять бубен? А вдруг спеть попросят или сыграть на нем? Нет, не подходит.

Потом решила, что нужен халат, платок и домашние тапочки. Образ дополнили бы дочка, подушка, подложенная под халат, и скалка в руках. Но для такого образа нужен был сценарий, а я его не придумала. К тому же, как поведет себя на кастинге в присутствии незнакомых людей трехлетний ребенок, сложно предугадать. Вдруг сорвет мне интервью?

***

Вообще, мы с сестрой – четвертое поколение городских. Когда в сентябре одноклассницы рассказывали, как проводили летние месяцы у своих бабушек в селах, то мне кроме бабушкиной квартиры в Буйнакске и вспомнить нечего. За всю свою жизнь в селе я была, наверное, в общей сложности 2 месяца – в гостях.

И свою сельскую прабабушку не видела никогда, только слышала от тети рассказы о ней, мол, была боевая, в обиду себя не давала, ругалась так, что не каждому мужчине под силу и курила трубку. Вспомнив о ней, я решила — «Смогу!» — надела то самое белое платье и пошла на кастинг.

 

dsc_0045Претендентки на участие в шоу заполняют анкеты

 

***

Согласно задумке авторов «Возвращения», журналистов Назиры Алиевой и Патимы Магомедовой, участницам реалити-шоу предстоит обустраивать жилище, готовить еду, ухаживать за скотиной, осваивать ремесло своих предков. Для максимального погружения в реалии участницы будут лишены возможности пользоваться мобильной связью, интернетом. Да и орудия труда будут не современные, а те, давнишние, аутентичные, как говорится.

— Мы работаем по формуле «развлечение+информация». В работе над проектом нам помогают историки, эксперты, психолог. И формат необычный для дагестанского телевидения: реалити-шоу с испытаниями, с человеческими характерами, — говорит Алиева.

— А переименуйте его в «Саклю-2»!

Девочки смеются, но говорят, что цель все-таки не любовь построить. Точнее: любовь, но к дагестанской культуре.

— Мы думаем, что благодаря этому шоу молодежь больше будет интересоваться историей и начнет изучать культуру и традиции народов Дагестана с удовольствием. Но мы не «Дом-2». Мы стараемся избежать параллелей с этим проектом. У нас тоже будет площадка для обсуждения и голосований, но от названия «лобное место» мы отказались и придумали свое,- рассказывает Магомедова.

***

За два дня в кастинге приняли участие около 100 девушек. Все такие разные: по возрасту, социальному статусу, семейному положению, интересам. Вот, заходит девушка в хиджабе. А следом за ней другая, в спортивном костюме с надписью «Хасавюрт» на всю спину. Сидит – блондинка, длинные ноги и воооот такие каблуки! А рядом – участница кастинга, которая пришла в аварском традиционном платье.

Зайнаб Булачова спортсменка. На кастинг приехала из Хасавюрта. По словам Зайнаб, жизнь в селе ее совсем не пугает.

— Я выросла с бабушками, с дедушками. Могу и коров доить, и дрова рубить. Мне очень нравится тот быт, который был у наших бабушек, — говорит она.

Глядя на нее, я чувствую себя аленьким цветочком, который сломается при первом же дуновении ветра. Видимо, такое впечатление сложилось не только у меня.

— Вы можете представить себя без косметики, парфюма, без каблуков, рядом с коровой? – спросил член жюри, психолог Гаджи Шамов.

Если бы я была в жюри, для всех этих испытаний в селе выбрала бы городских девочек. Все-таки авторам нужно шоу, а смотреть, как справляются с трудностями сельской жизни неумелые городские девочки куда интереснее, чем наблюдать, как лихо доит, прядет и рубит дрова та, у кого уже есть такой опыт.

 

 

***

До начала кастинга участницам раздали анкеты. Вопросы стандартные: ожидания от проекта, ваши сильные стороны, слабые стороны, почему мы должны взять именно вас и т.д.

Также организаторы провели лотерею: каждая участница перед тем, как заполнить анкету, вытягивала ручку из органайзера. Всего 100 ручек. В колпачок одной из них вложена записка «Вы в проекте!» Вытянувшая эту ручку девушка попадает в проект, без конкурса.

Обладательницей такой ручки стала Аминат Галимова.

— Я просто вытянула две ручки: для себя и своей знакомой. Увидела, что в колпачке что-то есть. От волнения разломала его. А там оказалась бумажка, — Аминат сильно волнуется, но уверенно говорит, что к участию в проекте готова.

Какими бы милыми девочки ни хотели казаться, все равно небольшие разборки начались уже на кастинге. Каждая считает себя лучшей, все напряжены и даже по их спинам понятно, что в обиду себя никто не даст. В кабинет, где проходил кастинг, девушки заходили по одной и садились напротив жюри и видеокамер. Спор начался из-за очереди. Пока в фойе велась «бумажная» очередь, у дверей в кабинет образовалось «живая». Приезжим не хотелось долго ждать, так как «еще обратно ехать», некоторым местным не хотелось уступать, потому что они раньше пришли. До драки, правда, не дошло.

 

dsc_0069Одна из претенденток на участие в шоу

 

***

Увидев, сколько красивых и ярких  девушек станут бороться за право участия в шоу, я поняла — надо срочно избавляться от потенциальных конкуренток.

— Девочки, а вы готовы отказаться от телефонов и интернета на целых 20 дней? – спрашиваю тех, кто ожидает своей очереди у двери в кабинет.

— Да, конечно, — отвечает одна.

— Я с радостью отключу свой телефон и отдохну от всех, — добавляет другая.

Я не сдаюсь:

— И коров доить готовы?

— Ну, да, — говорят. – Если надо будет, подоим.

— А если заставят с кизяком возиться?

— Да ладно, ничего такого!

— Что? И с кизяком надо будет возиться? – проснулись некоторые.

— Что такое «кизяк»? – вдруг кто-то удивил меня вопросом.

Стоя за дверью, в ожидании своей очереди, девочки делились эмоциями. Толпа бежала к той, что выходила из кабинета после собеседования, интересовалась, какие вопросы задавали, страшно ли было. Прям как студенты во время экзамена.

Самой младшей претендентке 18 лет, старшей – 48. Победительница проекта получит главный приз – 100 тысяч рублей. Большинство девушек говорят, что не за деньгами сюда пришли, а за эмоциями.

— А мне деньги нужны! Это самый легкий способ за 20 дней заработать 100 тысяч рублей, — призналась одна.

***

По словам авторов «Возвращения», мужчины часто интересуются, почему проект для женщин и когда будет для мужчин.

— Все будет. Правда, не в рамках именно этого шоу, а в будущем. Но для мужчин тоже что-нибудь придумаем, — говорят организаторы.

Имена девушек, прошедших кастинг, станут известны совсем скоро. Реалити-шоу же начнется после окончания священного для мусульман месяца Рамадан (примерно, в конце июня).

Аида Мирмаксумова