Как объяснить ребенку, кто такие «чернож***е»? Колумнист «Даптара» рассказывает о своем опыте.
– Папа, а кто такие чернож***е?
Я ждал этого момента. Знал, что он когда-то наступит. Мысленно готовился к такому вопросу, репетировал свой ответ, рассудительный и лишенный каких бы то ни было эмоций. Но накипело так, что чуть было не сорвался, чуть было не начал рассказывать дочке, как те, с кем воевали ее прадеды, на самом деле не сдохли…
Все же взял себя в руки. Стараясь казаться как можно более равнодушным, поинтересовался, где она это слово услышала. И облегченно вздохнул, узнав, что пейоратив употреблялся не по отношению к ней. Молодая супружеская пара, проходя мимо Дины, ругала громко и за глаза ремонтирующих их квартиру таджиков.
Пожалуй, пора. Тут, как и в процедуре исполнения завета Авраама с ее братом: чем раньше, тем безболезненнее и скорее заживет.
Понимаешь, Дина. В мире, если ты заметила, живут люди с разным цветом кожи, волос и глаз. Да, она понимает и заметила, она каштанка… ой, шатенка, а глаза у нее карие. Верно, дочка, а еще у тебя смуглая кожа. Сейчас объясню. Вот ты же африканцев встречала на улицах не раз? Африканцев Дина встречала, но они ей не нравятся, их плохо видно по ночам. Ну, они в этом не виноваты, так вот, африканцы – темнокожие, а вот все твои подружки в садике, кроме Златы, – они со светлой кожей. Это она знает, папа, у Златы еще и глаза такие узенькие (необычное имя для узбечки, согласен). Да, и еще ты и она, вы – смуглые, это и не белая кожа, и не черная, а что-то посередине. Ты недавно говорила, что кроме тебя и Златы все в садике носят на шее крестики, и узнала, почему не носишь крестик. Да, потому что мусульманка. Так вот, это не единственное отличие. Очень многие здесь тебя считают чужой, потому что ты родом с Кавказа.
Дальше – уже по накатанной. Про то, что человек устроен так, что ему свойственно объединяться в группы (да, как у вас в садике, только без помещений и игрушек, но с воспитателями, если их так можно назвать). Объединившись в группы, человек ищет, против кого ему дружить. Находит непохожих на себя, по внешности или по отношению к жизни, по мыслям, и дружит против них вместе с себе подобными. А те, в свою очередь, делают то же самое по отношению к этим. И тут меня все-таки прорывает…
– Джамал (меня так забавляют эти нарушения семейной субординации), ты что?! Ты же говорил, что фашисты погибли, наши солдаты их победили? Мы еще на праздник ходили, когда нас на Красную площадь не пустили смотреть этот… как его… да, парад?!
– Ну, вот так. Они погибли в той стране. А в этой появились…
Почему орел на гербе – двуглавый? Потому что одна его голова смотрит в Россию, а другая в Махачкалу!
«Вот глупые! Их же Бог накажет. Людей нельзя убивать», – с тревогой говорит Дина. Господи, если такую простую истину знает даже моя пятилетняя дочь, то почему эти фанатики слепо верят обратному? Какой же фарш религиозной пропаганды крутится у них в голове?
Пытаюсь объяснить это соперничеством. В случае с «чернож***ми» – соперничеством за рабочие места, за больше кислорода, за место в детском саду, которое достается далеко не каждому и отнюдь не сразу. Настаиваю на том, что чаще всего именно нетерпимость к другим мыслям, образу жизни и внешности и является причиной многих войн, которые происходили, происходят и, увы, еще будут происходить.
Предупреждаю, что любители делить мир на черных и белых, могут относиться к ней несправедливо, когда повзрослеет. Могут ставить низкие оценки в школе, хамить в администрациях или не брать на работу. Она ничем не хуже их, она первой из всей группы начала читать, она уже сама читает отцу небольшие сказки, тогда как ее ровесники еще и алфавита не знают. Но она должна быть готова к тому, что, скорее всего, рано или поздно услышит что-то подобное и в свой адрес. И пусть не реагирует остро. А ответит что-нибудь остроумное, продемонстрирует всю глупость того, кто использует цвет задницы другого человека как веский довод.
– Конечно, смогу. Ты же знаешь, я – смышленая и смешная.
P.S. Открытый урок по дошкольной подготовке в первый день сентября. Ровные ряды празднично одетых светловолосых детей с серьезными выражениями лиц. Среди них где-то там, на камчатке, ярко выделяется счастливая и не способная скрыть свою улыбку девочка. Та, за жизнь которой я, ни секунды не думая, готов принять смерть.
– Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь изображен герб нашей великой страны. Герб России – это двуглавый орел. А кто из вас знает, почему у него две головы, и они смотрят в разные стороны?
Тишина и недоумение. И только где-то там, на камчатке, тянется кверху маленькая ладошка.
– Дина знает? Отвечай, Дина, почему у орла две головы, и куда они смотрят?
Смуглая девочка поднимается и, справившись со смущением, уверенно и громко произносит:
— Потому что одна его голова смотрит в Россию, а другая в Махачкалу!
Пауза. Улыбки. Смех воспитательницы, заместителя заведующей и всего ареопага этого мероприятия…
P.P.S. Ужин в узком кругу семьи:
– Ну, ты же сам мне так сказал, папа!
– Я?!
– Да. Ты что, забыл?
Внезапно вспомнил. Чтобы доступнее ей объяснить, что подразумевается под Востоком и Западом, под Азией и Европой, я так и сказал: одна башка смотрит туда, где ты гостила у бабушек, в Махачкалу, а другая – сюда, во всю остальную Россию. И добавил, что одна голова – нормально, а две – гораздо лучше.
Ну и кто у нас смышленый и смешной? А у кого отличная память?
Джамал Рабаданов