Мама, папа, я – кто лишний?

«Даптар» попытался разобраться с кем из родителей лучше остаться ребенку после развода.

На почту нашего сайта пришли два письма, авторы которых рассказывают о том, как после развода остались без детей. «Даптар» публикует эти письма, а также приводит комментарии экспертов по затронутой проблеме.

Патина Алиева, г. Буйнакск: «Так получилось, что мой брак не сложился. Раннее замужество, семейные обязанности, а в завершении всего еще и ребенок — все это выбило меня из колеи. В то время как мои подруги только вступали в студенческую жизнь, мне приходилось с ней прощаться. А дальше — беременность, к которой я оказалась не готова, роды, ребенок. Что с ним делать и почему он постоянно плачет – эти мысли постоянно крутились в моей голове.

Как же мне хотелось самой умчаться к маме! Может быть, хватило бы всего пары часов полноценного сна, отдыха, но и их не было. Если я жаловалась мужу, то в ответ слышала, что мне не на что жаловаться и не от чего уставать, ведь я всего лишь смотрю за ребенком. После чего муж трепал дочку по щечке и, с чувством исполненного долга, передавал ее обратно в мои уставшие руки.

Изо дня в день график был один и тот же: пеленки, памперсы и сопли. Это отнимало все время, забирало все силы, занимало все мысли. Как я сейчас понимаю, у меня даже не было возможности полюбить своего ребенка. Хотелось одного — чтобы дочка спала, и я могла отдохнуть.

Постепенно  стали сдавать нервы. Меня раздражало все, начиная от голоса мужа, заканчивая запахом молока. И все больше я думала о разводе. Поделилась своими мыслями с подругами и мамой. А дальше все как в тумане: подруги твердившие, что малышку лучше на время оставить отцу, родственники, которые стояли на своем, мол, выйдешь замуж снова и родишь еще.

…Сейчас я прекрасно понимаю, что я должна была решать сама, все взвесить и взять на себя ответственность, но мне было всего 19, я была сбита с толку, растеряна. Я думала, что оставляю Амину мужу ненадолго, доучусь и заберу обратно. Я ошибалась.

Мой бывший муж вскоре женился и сделал все, чтобы я больше не могла видеть ребенка. Он запретил встречаться с ней вообще, сказав, что  я сама оставила ему девочку. И самое печальное, меня не поддержали родители. Их волновало одно – как сбыть меня с рук, снова пристроить замуж. Я просила, чтобы они помогли мне вернуть дочку, а в ответ слышала «Кто тебя, дуру, с ребенком возьмет!»

Я понимаю, что виновата сама, но мне понадобилось совсем немного времени, чтоб измениться и повзрослеть. Я окончила институт, устроилась на работу, я хочу вернуть мою девочку! Понимаю, что шансов у меня немного, ведь я одна, но отступать не собираюсь. Понимаю, что будет сложно, возможно я так и не смогу добиться своего, но я не оставлю попыток. Я знаю, что не столько привязан к ребенку, сколько зол на меня и ему доставляет удовольствие видеть мое отчаянье».

Эльмира Гасанова, г. Махачкала: «…Мой сын сам решил с кем он хочет жить. И выбрал он отца. Через год после развода мой муж выкрал наших детей и увез их в другой город. Попытки поговорить с ним по телефону ни к чему не привели, ответом на каждое мое слово был мат и крик. По классической дагестанской схеме мы с моими родственниками поехали «на разборки». Уже на месте было все: и ругань, и драка, потому как бывшая свекровь тут же бросилась в наступление, проклиная всех и вся.

В итоге мне удалось забрать только дочку, сына не оказалось дома. Как мне сказали, он в это время играл в каком-то клубе в компьютерные игры. После моя девочка рассказала, что он пропадал там почти каждый день. И на сегодняшний день у меня практически нет связи с сыном. Ребенок даже отвечать на телефонные звонки не хочет, что уж говорить о встречах. На вопрос, чего бы ему хотелось в свой день рождения, я услышала холодное – «забери меня из школы».

Я очень встревожена. Сыну 12 лет, это такой сложный возраст, время становления характера. И я в этот трудный момент не могу быть рядом с ним, не могу ему ничем помочь. И на помощь со стороны его отца, моего бывшего мужа рассчитывать не приходится. Мы и развелись-то поскольку я не могла мириться с тем, что он фактически бездельничал (занимал незначительную должность в одном медицинском учреждении, получал мизерную зарплату, зато имел возможность ничего не делать и шататься по городу целыми днями) да еще и покуривал травку.

Я пыталась защитить своих детей от такого примера, а вышло все наоборот – сын остался с отцом, который выдает ему деньги на компьютерные игры, чтобы тот не приставал и совсем не интересуется ни тем, сделал ли ребенок уроки, ни тем, как он закончит школу.  Я лишена возможности помочь сыну и это очень мучает меня, ведь он не глупый мальчик, просто с ним нужно заниматься, иногда и заставлять его заниматься. Я обращалась к юристам, но мне объяснили, что в 12 лет ребенок имеет право сам решать, с кем из родителей он хочет жить.

Я вижу, что мой ребенок гибнет и прекрасно понимаю, что его нужно оттуда вытаскивать, как можно скорее, но ситуация сложилась патовая. Вроде все и по закону, а на самом-то деле один беспредел. Ситуация усугубляется еще и тем, что у меня нет пока своего жилья (я живу у мамы) и работаю я на частном предприятии, в то время, как у бывшего мужа есть собственная квартира и он числится государственным служащим. А это дает ему существенные преимущества в случае судебного разбирательства. Я не знаю, как быть, остается наверно поступить по-ихнему, выкрасть сына и увезти подальше…».

_________________

Эксперты прокомментировали «Даптару» ситуации, изложенную в данных письмах.

«Вряд ли кто-то сумеет однозначно ответить на вопрос «с кем должен остаться ребенок при разводе, — считает психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям Алиасхаб Мурзаев. — Каждый случай индивидуален. В каждом нужно тщательно разбираться, оценивать не только экономический фактор, но принимать в расчет и морально-нравственный компонент. Но вместе с тем, есть некоторые общие закономерности становления личности ребенка и в первые два-три года ему предпочтительнее оставаться с мамой. Тут и вопрос грудного вскармливания и женской заботы. Дальнейшее воспитание может быть обусловлено полом ребенка. Считается, что для мальчика предпочтительнее воспитываться отцом, поскольку от него он сможет перенять мужскую модель поведения, тогда как девочка по тому же принципу будет воспроизводить поведение матери».

Но насколько же верно мнение, что независимо от того какая мать, ребенку все же необходимо ее участие  в жизни?

«Конечно, для него важна материнская любовь и ласка, но, например, что может дать женщина, которая всячески желает поскорее избавиться от ребенка, как от жизненной обузы? Но ситуации, конечно же, бывают разные. Если мать ведет себя, скажем так, аморально, то лучше ребенка от нее все же оградить. Если же нет, то все же ребенку лучше общаться с матерю», — пояснил эксперт.

Семейный психолог Мадина Магомедова заявила «Даптару», что очень часто в семьях развод заканчивается конфликтом и делением детей именно назло, чтоб сделать больнее: «Чаще всего сам ребенок бывает не так важен, как важно выместить свою обиду. Отмечу лишь то, что выяснение отношений между супругами посредством детей всегда имели печальные последствия. Ребенок скорее всего вырастет с покалеченной психикой. Говорить, конечно, легко, но бывшим супругам рекомендую в данном вопросе исключить личные обиды и злость на неудавшийся брак и постараться как-то договориться о том, кто и как будет участвовать в жизни ребенка».

В качестве аргумента в споре «с кем должен жить ребенок после развода» иногда бывшие мужья обращаются к адатам — традиционному праву. По словам историка Марко Шахбанова, адаты стояли на стороне мужчин: «В своем большинстве именно адаты и определяли, с кем и как будет устраивать свою жизнь ребенок. И, как правило, это был отец. Это такое в негласное правило, которое не требовала никаких объяснений. Если складывалась такая ситуация, что семья распадалась, то дети в этом случае, чуть ли не с колыбели переходили к отцу. Конечно, бывали какие то исключения, но они были столь незначительны, что их можно и не учитывать. Сейчас же ситуация  изменилась и мы видим, что конституция и шариат просто смещают адаты. Постепенно та же картина складывается и в селах.  То есть, люди им уже  не следуют  слепо, ведь  история, как мы знаем, хранит уйму как благородных, так и абсурдных адатов».

Шариат же предполагает, что ребенок остается с мамой до восьмилетнего возраста, затем решение с кем быть принимают сами дети, рассказал имам джума-мечети Махачкалы Магомедрасул Саадуев.«А что касается материального обеспечения, то оно полностью ложится на мужские плечи. Соответственно, мать занимается воспитанием, а отец ребенка создает для этого необходимые финансовые условия», — пояснил имам.

Юрист Али Исламов отметил, что в подавляющем большинстве случаев закон будет на стороне матери: «Если спор о том, с кем должен жить ребенок после развода, до суда, то суд, уверен, примет сторону матери. При этом суд будет учитывать и возраст ребенка, и степень привязанности к каждому из родителей, а также их личностные качества. Понятно, что отец-наркоман или же мать-алкоголичка не дадут достойного воспитания ребенку, поэтому прерогатива в этом вопросе более достойному из родителей. Помимо этого, ребенок в возрасте десяти лет уже сам может выбрать с кем он хочет жить. Но и тут его ответ не может быть решающим. Суд в учет возьмет такие факторы как занятость, материальное положение, состояние здоровья, график работы родителей. И лишь рассмотрев все эти нюансы суд принимает окончательное решение».

Раисат Халикова