Напористая, цепкая, уверенно идущая к своей цели, чемпионка мира по вольной борьбе среди женщин, олимпийка, Замира Рахманова предстает в совершенно ином амплуа.
Титулованная дагестанская спортсменка, в активе которой кроме всего прочего, золото Чемпионата Европы (в 2007 году) и Чемпионата мира (в 2011 году), Замира, четвертая российская спортсменка в истории вольной борьбы среди женщин, ставшая чемпионкой мира, рассказывает о кардинальных переменах в своей жизни. Девушка, еще не так давно бросавшая на лопатки одну соперницу за другой, сегодня познает все радости материнства, воспитывая сына Юсуфа.
— Замира, такие перемены в твоей жизни: замужество, материнство. Как себя ощущаешь в новой роли?
— Вполне гармонично.

Замира с сыном / Фото из личного архива спортсменки
— В одном из интервью ты говорила, что на сборах перед серьезными соревнованиями тренироваться приходилась три раза в день. Как тебе дался переход к обычному образу жизни?
— Однозначно восприняла это как долгожданный и очень своевременный отдых. Я, знаешь, настолько устала.. От физических нагрузок, сборов, поездок, переживаний на Чемпионате мира у меня закончились силы, мне была необходима передышка. Так что, возможности отдохнуть и пожить спокойной размеренной жизнью я была очень рада. Оказалось, что при необходимости я не только могу стать домоседкой, но и удовольствие от этого получаю! Мне даже лишний раз не хочется выходить из дома, пойти к кому-то в гости, я отдыхаю.
— Но для многих женщин период беременности связан с определёнными сложностями. Да и потом не легче – бессонные ночи, плачущий малыш, эмоциональные перегрузки.
— Многие мои знакомые, ставшие мамами, очень жаловались, охали, рассказывали, как это тяжело. В этом смысле мне повезло больше. Беременность проходила легко: не было токсикозов, да и проблем с лишним весом у меня никогда не возникало. Сейчас вотмой вес 52 кг. Кроме того, не было особых трудностей и после рождения ребенка. Правда, мальчик напрочь отказался от соски и бутылочки. Из-за этого в первые месяцы после рождения пришлось помучиться. Но на фоне всех нагрузок и тренировок, через которые я прошла, материнство не показалось мне чем-то сложным.
— А имя для сына кто выбрал?
— Да нам с мужем обоим нравилось имя Юсуф. Так что, это наше общее решение.

«У меня всегда на первом месте были тренировки». / Фото: www.wrestrus.ru
— Чем себя занимала в период беременности?
— Я, можно сказать, до последнего посещала спортзал. Конечно же, не тренировалась, зато помогала мужу в его тренерской работе. Ко мне дети, кстати, больше прислушиваются, даже иногда побаиваются.
— Я слышала, что вы вместе с мужем Багаудином Магомедэминовым тренируете детей из детского дома.
— Да, у меня давно была эта идея. Но раньше все никак не получалось, была слишком занята подготовкой к соревнованиям. Уже позже мы с мужем отобрали в каспийском детском доме пятерых ребят, имеющих, на наш взгляд, потенциал. Бага сам их отвозит на тренировки и привозит обратно. Занимаются они уже с сентября прошлого года. Пока у ребят все получается. Сейчас тренировки проходят в Махачкале, но в будущем мы планируем открыть свой зал здесь, в Каспийске.
— Замира, а ты собираешься продолжить спортивную карьеру?
— Да, я уже начала тренироваться. Как ребенку исполнилось 6 месяцев, я снова стала посещать спортзал, ходить на тренировки. Пока делаю это не так часто. Езжу через день в Махачкалу. За мальчиком в это время присматривает свекровь. Сейчас сама удивляюсь, как раньше мой организм выдерживал такие интенсивные тренировки. За это лето надо восстановить физическую форму, все-таки полтора года не тренировалась.Затем уже планирую побороться на кубке России.
«Никогда ни навыки, ни силу не применяла вне борцовского ковра». / Фото: www.ria.ru
— Как тебе вообще это удается? Ведь ты грудью кормишь, да? Такое не передоверишь.
— Ну есть, конечно, определенные трудности. Стоит усилить тренировки, как молоко пропадает. А мне бы этого не хотелось. Я за грудное вскармливание. Поэтому пока нагрузку на тренировках увеличиваю постепенно. Вот исполниться ребенку годик, тогда можно и от груди отрывать.
— Ну а муж как относится к этому?
— С полным пониманием. Он мне задал только один вопрос: «Ты справишься?» Сказала, что постараюсь. Пока получается, ну а дальше время покажет.
— Как считаешь, было бы возможным такое понимание, если бы твой муж сам не занимался борьбой?
— Не знаю. Но я считаю, что создавая семью, два человека должны понимать и осозновать с кем связывают свою жизнь.
— А что насчет сынишки? Ты хотела бы, чтобы Юсуф повторил путь своей прославленной мамы?
— Успехов и достижения каких-то высот своему ребенку желают все родители, но если говорить про мой путь, то затрудняюсь ответить. Я ведь сама прошла через все это, и отчетливо понимаю, какие физические и психологические нагрузки могут ожидать сына. Что касается нас, родителей, то мы конечно приложим усилия, чтобы Юсуф занимался тем или иным видом спорта. Каким именно, выбирать в свое время придется ему самому.

«Два человека должны понимать и осозновать с кем связывают свою жизнь». / Фото из личного архива спортсменки
— А кто тебе привил любовь к спорту?
— Спортсменом любителем был отец, профессионально боксом занимался мой брат. Но больше внимания моему спортивному развития уделял двоюродный брат Славик. Мне тогда, думаю, было лет 6-7. Он заходил за мной, чтобы забрать на пробежку. И каждый раз, утром в 7 часов, я искала место, куда могла бы спрятаться от Славика. Уж очень мне не хотелось бегать и особенно подтягиваться. Во дворе дома, где мы жили, был куст малины и я за ним пряталась. От тренировок это меня не спасало. Брат, знавший все мои уловки, всегда меня находил.
— Как ты оказалась впервые на борцовском ковре? Чья это заслуга?
— Это интересная история. Эльвира Мурсалова, выдающаяся спортсменка по вольной борьбе, училась с моей старшей сестрой. И как-то сказала сестре: «Я у вас во дворе вижу бойкую шуструю девочку. Вот бы записать ее на борьбу». При этом она и не знала, кто я. А однажды мы столкнулись нос к носу. Прибегаю домой, — мне лет 10 было, — а в гостях взрослая девушка, увидела меня и кричит: «Вот же она!». Я даже перепугалась немножко, стала припоминать, что такого натворила в последнее время, решила, что жаловаться на меня пришли. Ну вот Эльвира и записала меня на вольную борьбу. Я столько раз порывалась бросить, но она всегда меня отговаривала, старалась подбодрить. Благодарна я за поддержку и своему бессменному тренеру и прекрасному человеку Эльмире Магомедовой: женская поддержка многого стоит.
«Я иногда приходила домой настолько вымотанной, что могла прилечь прямо в прихожей, с рюкзаком на спине». / Фото: www.volnitsy24.ru
— Приходилось использовать борцовские навыки вне спортзала?
— Нет, никогда ни навыки, ни силу не применяла, не приходилось. Стараюсь решать проблемы словами, а не кулаками.
— Замира, твоя победа на Чемпионате мира была долгожданной для России. У нас не было золота в вольной борьбе с 2002 года. Наверняка, на тебя сейчас равняются многие девчонки. Чтобы ты им посоветовала?
— Главное это желание самого человека. У меня всегда на первом месте были тренировки. Я никогда ни на чьи свадьбы не ходила. Даже на свадьбе своей родной сестры не была, готовилась к Чемпионату мира. Я-то отпросилась у главного тренера, но он посчитал, что я психологически собьюсь с нужного настроя и посоветовал не ехать на свадьбу. Я послушалась. Теперь понимаю, что это было правильным решением.

С сыном. / Фото из личного архива спортсменки
— А твои родственнки, та же сестра, например, не обижались на тебя, на такое отчуждение от родных?
— Они еще худо-бедно понимали, а вот многие мои подруги обижались, говорили, что я совсем не провожу с ними время. Я так уставала, что порой не в состоянии была поесть, сразу засыпала. Но иначе никак нельзя было. Недостаточно поставить перед собой цель, нужна еще и самодисциплина, надо уметь отказывать себе любимому во многом. Жестко, но это приносит результаты.
Я иногда приходила домой настолько вымотанной, что могла прилечь прямо в прихожей, с рюкзаком на спине, думала, сейчас вот отдохну минут 10 и встану. И засыпала прямо там. Домашние не упускали возможности поиздеваться надо мной: наступали, проходя мимо, легонько пинали, чтобы разбудить. Единственно, отец поднимал на руки и относил в мою комнату. Особенно тяжко было, когда просыпалась зимой в 6 часов утра, когда на улице еще совсем темно, а дома тишина, которую прерывает только храп домашних. А я вставала из теплой постели и собиралась на тренировку.
— Как считаешь, у тебя есть возможность попасть в Олимпийскую сборную России?
— Да, конечно, это вполне достижимо. Меня уже звали. Но я пока не решилась оставить ребенка, он все-таки еще маленький. А подрастет, возможно, буду возить с собой на сборы. Но это все еще впереди.
Зайнаб Ибрагимова
Фото: www.dagstadion.narod.ru