«Жен у тебя может быть много, а мама – одна». Нередко такую фразу можно услышать от матерей сыновей. Они часто участвуют в выборе супруги для своего отпрыска, а потом некоторые из них не упустят возможности указать место невестке. А оно, уверены свекрови, уж точно не на первых позициях в семье. Корреспондентка Даптара записала рассказы кавказских женщин о свекровях – а там, как говорится, и смех, и грех.
Латифа
– Утром после первой брачной ночи я поняла, что попала в какую-то странную семейку. Когда я вышла из душа и зашла к себе в комнату, на моей кровати полулежала свекровь. Рядом лежал с голой спиной мой муж. Она гладила его по спине и, когда я вошла, сказала: «Невестушка, ты не думай, что мой сынок теперь твой. Я не для тебя его рожала. Он всегда будет мамин. Да же, мамина тинотик?». На что мой муженек промычал: «Да, мамочка».
Я даже передать не могу свои эмоции в тот момент: шок, ярость, даже противно стало от этого слюнтяя, сразу же захотелось сбежать. Слава богу, это уже мой бывший муж и бывшая свекровь. Примерно через год после свадьбы я сделала от них ноги.
Марьям
– Мне всегда хотелось, чтоб мой муж был свободных взглядов, не строгий, но уважающий и себя, и меня, и сам институт семьи. Когда мой на тот момент жених познакомил меня со своей мамой, она мне понравилась. Я думала: она такая же легкая и веселая, как я, мы можем с ней подружиться.
Первые несколько месяцев после свадьбы мы жили в квартире со свекровью. Свою нелюбовь ко мне она показала сразу после свадьбы. Мы сидели на кухне, пили чай, а она говорит своему сыну, который несколько часов назад официально стал моим мужем: «Ты видел, какая у Марьям красивая подруга Тахмина? Нет, ты видел, какая у нее фигура? И высокая к тому же. А глаза какие красивые! Она мне так понравилась!». У меня низкий рост, а муж высокий. Я полная, а муж – худой. Я сижу, слушаю ее и думаю: «Она сравнивает, что ли? Ну ок, а мужу моему зачем говорить все это?».
Через несколько дней после свадьбы свекровь (кстати, она уже бывшая свекровь) стала смеяться, глядя в свой телефон. Я спросила, над чем она так смеется, и она показала мне картинку: на ней маленький мальчик обнимал живую обезьянку и была надпись: «Как видит свекровь свою невестку».
А через пару недель после свадьбы она подошла и прямо сказала: «Раньше я всегда обижалась на свою свекровь за то, что она меня не любила, а сейчас я сама свекровь, и очень хорошо стала понимать ее чувства! Думаю, ты тоже меня поймешь, если у тебя будет сын». Сына я не родила, мой брак распался через четыре года после свадьбы.
Моя свекровь, когда живая была, имела привычку укладываться в постель между мной и моим мужем, ее сыном
Салихат
– Я в браке больше пяти лет. Первый год замужества мы жили в квартире у свекрови. Хотя моя мама ей говорила, чтоб она продала свою четырехкомнатную и купила нам отдельную квартиру, а себе отдельную. Но свекровь не захотела этого делать, поэтому нам пришлось жить с ней. Мой первый шок был, когда через пару дней после свадьбы, рано утром, свекровь без стука и предупреждения открыла дверь нашей комнаты и прошла с тазом постиранного белья на балкон.
В квартире было два балкона: один выходил на северную сторону, другой – на южную. Выход на второй балкон был с нашей с мужем спальни. И вот свекровь постоянно вешала белье там. Она говорила, что однажды повесила белью на северном балконе, и у нее улетела какая-то кофта. С тех пор она тем балконом больше никогда не пользовалась.
Почему-то она всегда входила в нашу комнату, когда мы с мужем вдвоем были в постеле. А вдруг мы голые? Нет, ее это не смущало, она делала вид, что не смотрит на нашу постель, и сразу с тазом белья идет к балкону.
Когда я сказала мужу, что мне так некомфортно, он сказал: «Ну, мы же в ее квартире живем, она делает так, как привыкла».
Примерно через год я разговорилась с одной взрослой женщиной, ей на тот момент было около 60, и она поделилась, что ее свекровь тоже без стука входила в их с мужем спальню, и даже могла сесть на кровать и разговаривать с ними, пока они голые накрывались одеялом. В тот же вечер я рассказала своей свекрови об разговоре со знакомой и добавила красок: «Ну, как же можно так бесцеремонно. Неужели ее саму не смущала голая невестка?!».
С тех пор свекровь перестала входить к нам спальню, когда мы с мужем оставались вдвоем. Но с рождением нашей дочки она умудрялась раздражать меня уже по-другому. Когда ей очень нужно было узнать вес ребенка, которому было несколько месяцев от роду (я не знаю, зачем, просто ей так хотелось), она укладывала ребенка в целлофановый пакет и взвешивала его безменом, как кусок мяса.

Зарема
– Моя свекровь имела привычку укладываться в постель между мной и моим мужем, ее сыном. Не знаю, что больше меня возмущало: ее бестактность или его слабость. Я ничего не могла сказать. Если бы я позволила себе возмутиться, меня могли бы с позором выгнать из дома и забрать детей. Я удивляюсь, как мы детей сделали в таких условиях. Но муж никак не мог защитить ни меня, ни себя, ни нашу приватность. В какой-то момент я думала: это не муж, это сын своей мамочки.
Мне даже маме моей стыдно было сказать, что у нас такое происходит. Но свекровь всегда была между мной и моим мужем в прямом смысле. Ее старший сын жил на Севере. Я, конечно, пыталась как-то оправдать ее поведение: наверное, ей не хватает сыновей, у которых теперь свои семьи. Но, конечно, со своими невестками я такое никогда не допущу, я даже представить себе не могу, что способна на такое. Только когда свекровь постарела, заболела и уже лежала в своей постеле, тогда это прекратилось.
Амина
– Про свекровь ничего такого сказать не могу, зато свекр сильно нервировал. Мы с мужем жили в селе, в доме с его родителями и с родителями его отца. То есть, в этом маленьком доме было три семьи, и мне как молодой невестке постоянно приходилось обслуживать и своих свекрови и родителей моего свекра.
Вы знаете, какая слякоть бывает в кавказских селах. Сени приходилось мыть каждый день. А мой свекр как по расписанию каждый день заходил туда в грязных галошах. Не снимал их, не думал о том, что я только что вымыла пол, просто ходил туда-сюда, как будто занимался своими делами. А у меня и так дел выше крыши – готовка на всех членов семьи, уборка в доме, дети. Но мне снова приходилось брать в руки тряпку и мыть сени.
А иногда, бывало, ходил по дому после того, как я сделаю уборку, пальцем проводил по тумбочке, по подоконникам, проверял, насколько чисто я убрала. И всегда говорил: «Здесь еще раз протри. Тут пыль осталась».
Я уходила от мужа, потому что не чувствовала себя «за мужем». Я была замужем за сыном моей свекрови
Хадижа
– Мой бывший муж сидел на наркотиках. Я приняла ислам, чтоб быть с ним, мои родители были против, но я пошла против всех. Поэтому, когда начались проблемы с мужем, я боялась жаловаться своей маме.
Однажды было уже совсем невмоготу, и я решила поделиться с его сестрой. Она была в шоке. По ее словам, в их семье никто не знал, что он что-то употребляет. Моя золовка плакала вместе со мной, обнимала и говорила, как ей больно и обидно за меня. Она обещала поговорить со своей матерью и подумать, как они могут мне помочь. У меня появилась надежда.
На следующий день бывшая свекровь буквально залетела ко мне в квартиру и стала кричать на меня: «Я тебя убью! Я тебя убью, если ты еще хоть одному человеку скажешь, что мой сын наркоман! Если тебе что-то не нравится, уходи от него. Но пока ты с ним живешь, ты не имеешь права говорить кому-то плохо о моем сыне!».
Я была в шоке. Как же так? Мне так нужна помощь, наш сын растет, видит отца в таком состоянии, а вместо помощи я получаю крики и угрозы. Я ушла от него, но часто думала, почему она тогда меня не поддержала. Наверное, потому что боялась, что если люди узнают, что ее сын наркоман, все будут говорить, какая она плохая мать, не смогла достойно воспитать сына.

Загра
– Я уходила от мужа, потому что не чувствовала себя «за мужем». Я была замужем за сыном моей свекрови. Он не работал, ночами играл в компьютерные игры, спать ложился под утро, а вставал к 3-4 часам дня. Личной жизни у нас не было, мы спали в разных комнатах. Я каждое утро просыпалась с мыслью: «Что я тут делаю, среди нелюбимых мне людей?». Мы жили с его мамой, потому что моей зарплаты не хватало, чтобы снимать квартиру, питаться и растить ребенка. Жили мы, можно сказать, совсем не богато. Работала только его мама, и мне было стыдно, что мы, женщины, зарабатываем хоть что-то, а он только в танчики свои играет на компе.
Когда я все же решила уйти, я стала продавать свои вещи, чтоб протянуть как-то первое время. Это было что-то по-мелочи: кастрюли, детский столик, коляска. А вот вся моя мебель до сих пор у них в квартире. Не стану же я разбирать встроенную кухню, пусть пользуются. Хотя моя бывшая свекровь до сих пор считает, что я эту кухню не на свою зарплату купила, а на их деньги.
Когда я собирала вещи, она меня обвинила в краже какой-то вазы 19 века, которая якобы ей досталась от ее покойной свекрови. Моя свекровь была уверена (может, до сих пор так думает), что я продала эту вазу вместе с остальными вещами. Самое смешное, что я знать не знаю, о какой вазе она говорила, никогда в глаза не видела. Конечно, она мне не верила.
Я уже десять лет в разводе, но до сих пор смеюсь, когда вспоминаю про эту вазу. Поэтому сейчас, когда слышу, что какая-нибудь женщина говорит, что ее бывшая невестка, уходя из дома, украла у них что-то, я смеюсь. Даже если они бедные и у них нечего красть, все равно бывшая свекровь придумает и поверит в то, что невестка что-то унесла с собой: вазу, кольцо, да хоть газету со стола. Это просто классика.
Амира
– Моя свекровь – большая сплетница. Классический пример того, как в лицо другим женщинам улыбается, а за спиной скажет «У нее пыль была на тумбочке» или «Она уже второй год эту юбку носит, совсем бедная что ли, на новую денег нет?».
Насчет одежды она прям маньячка. Однажды она без спроса вошла в мою спальню и вывалила из шкафа всю мою одежду. Я говорю, что вы тут ищите? А она мне: «Выброси весь этот мусор! И чтоб я не видела на тебе даже юбки дешевле 5000 рублей. Я не хочу, чтоб люди сказали, что моя невестка бедная и плохо одевается».
Было бы замечательно, если б я могла дорого одеваться, но дело в том, что ее сын, мой муж, не работает, деньги в дом не приносит, а только выносит. Я живу на свой заработок и на то, что моя мама помогает. Свекровь прекрасно об этом знает, но ей в голову не приходит наставить своего сына, сказать ему, что это он должен красиво и дорого одевать свою жену, а не ее мама.
По вечерам, когда я пыталась набрать номер мужа, чтоб узнать, когда он придет, свекровь говорила: «Оставь дитё, пусть погуляет».
Яха
– У нас, у чеченцев, после развода дети остаются в семье бывшего мужа. Я десять лет не могла общаться со своими детьми: после развода мои сын и дочь остались там, их воспитывала бабушка. Эта женщина даже не родная бабушка моим детям: она вторая жена их родного дедушки. Но я все равно считала ее своей свекровью, потому что другой у меня не было.
Десять лет эта женщина не давала мне общаться с моими детьми, препятствовала нашим встречам, не передавала им мои подарки. Только, когда они стали совершеннолетними, я смогла наладить с ними контакт. Сейчас я всячески поддерживаю своих детей, у них уже свои семьи, но я с ними на связи, мы каждый день общаемся.
Недавно я оформила дарственную своей квартиры на сына. Для всех этих бюрократических дел ему понадобилось его свидетельство о рождении, он попросил его у своей бабушки, которая хранит все семейные документы. Когда она отдала его свидетельство о рождении, он увидел, что в графе «мать» написано не мое имя, а имя этой женщины. Это поддельные документы, я никогда от своих детей не отказывалась. Она сделала это все, чтоб получать детские пособия на моих детей, плюс у нее четверо своих родных.
Как я разозлилась, когда узнала об этом! Сын мне говорит: «Больше всего обидно, что она получала наши деньги, а я, когда в школу ходил, завидовал своим одноклассникам, у которых были портфели и рюкзаки. Я все книги и тетради держал подмышкой, у меня никогда не было портфеля».
Я сейчас планирую подать на нее в суд за подделку документов. Считаю, что настало время, когда я могу отомстить за все страдания, что она мне причиняла все эти десять лет.

Ямуна
– Я вышла замуж в 22 года. Жили мы в трехкомнатной квартире вместе с его родителями. По ночам он часто отсутствовал, говорил, что на дежурстве, но мы все знали, что он гуляет в барах с другой женщиной. По вечерам, когда я пыталась набрать номер мужа, чтоб узнать, когда он придет, свекровь говорила: «Оставь дитё, пусть погуляет. Сиди молча, смотри со мной телевизор». И я послушно откладывала телефон.
Он приходил под утро. И днем, когда я хотела войти в комнату, чтоб побыть с мужем наедине, свекровь мне не разрешала этого делать, говорила: «Что ты все время туда идешь? Оставь дитё, пусть поспит, отдохнет».
Я долго не беременела. Однажды посадила его напротив и сказала: «Если ты хочешь быть с той женщиной, я все пойму. Давай я уйду, пока у нас нет детей». Сама предложила. Но он сказал: «Если бы я хотел на ней жениться, я бы это сделал. Все это несерьезно. Я хочу, чтоб именно ты была матерью моих детей». Так красиво проехался мне по ушам, убедил меня, что я должна остаться и дать ему шанс.
Позже я забеременела, через пару месяцев умер свекр, и мы остались втроем: я, беременная, он и его мама. Я видела, как после смерти отца он изменился: стал больше времени проводить со мной, уделял мне внимание, заботится стал. А свекровь перестала со мной разговаривать. Я до сих пор не знаю, почему. Может, ревновала. А может, просто не нравилась я ей, и она считала меня плохой.
У меня был седьмой месяц беременности, когда мы обедали вместе, он не выдержал и сказал: «Мама, ну что это такое? Сколько еще будет продолжаться это напряжение? Мне тяжело, когда вы не разговариваете». Свекровь стала с ним ругаться, на меня жаловалась.
Прошло пару дней с той ссоры, он отвозил меня утром на работу и в машине сказал: «Все, я понял, что больше не хочу быть с тобой. Ты можешь возвращаться к своим родителям».
У меня началась истерика. Как так? Мне рожать через два месяца. Я что, вещь, которую можно вернуть?
К вечеру свекровь сама вызвала большую машину, куда рабочие погрузили все мое приданное. Моя мама пришла на разговор: «Объясни, в чем дело? Моя дочь воровка или наркоманка? Что случилось?». Свекровь сидела, смотрела сериал, пока мужчины погружали мои вещи в машину, и с моей мамой даже говорить не хотела. На каждый мамин вопрос, она указывала на вещи и говорила: «Собирайте, собирайте».
И вот, я помню, спускаюсь по лестнице, плачу. Мой бывший муж спускается с нами и тоже плачет. Потом он меня обнял и сказал: «Я надеюсь, у нас с тобой еще все наладится». Это был последний раз, когда я его видела.
Родила я одна и подняла дочку одна. Потом я уехала из страны и вышла замуж за другого человека. Я благодарна им только за то, что у меня есть такая красивая и хорошая дочка, которой уже 20 лет.
Женщины часто говорят: «Свекровь не дала нам жить, из-за нее мы развелись». Но на самом деле, если мужчина сильный, если у него есть характер, и он действительно любит свою жену, он никогда ее не оставит. Никогда.
Записала Аида Мирмаксумова