В Чечне развод для женщины часто оборачивается не просто эмоциональной травмой, но и полной потерей материальной базы. В отличие от общероссийской практики, где имущество, нажитое в браке, подлежит разделу, в местных семьях преобладает иная логика: все, что женщина заработала или приобрела, остается в доме бывшего супруга.
Поэтому для многих женщин развод означает не просто конец брака, а начало новой жизни, в которой им приходится начинать все с нуля, оставаясь ни с чем и обладая только статусом «жеро». Так на чеченском языке называется «разведенка», которая воспринимается как легкомысленная и доступная особа.
Несколько чеченок рассказали Даптару о своем опыте развода. Их истории поразительно похожи.
В карман свекрови
Выйдя замуж, Тамара стала частью небольшой по чеченским меркам семьи: свекрови, брата мужа, его жены и четырех детей. И по традиции ей пришлось подстраиваться под новые порядки.
– С первого дня мне дали понять, что все доходы семьи собирает свекровь, которая выделяет деньги каждому на свое усмотрение, – вспоминает девушка. – Я понимала, что пришла в новую семью, поэтому старалась принимать те правила, что уже сложились. Хотя понимала, что это ненормальная ситуация. Одна глупость тянет за собой другую. Со временем мы начали строить дом, ремонтировать с нуля квартиру. Так как бюджет вроде как общий, то и вложения получились общими. В итоге наша квартира даже как-то «отошла» брату мужа, который ее экстренно продал, вероятно, опасаясь, что я могу на что-то претендовать.
Когда при разводе Тамара спросила, что полагается ей и троим детям, включая новорожденного, ей ответили, что ничего. «Ты ничего не сделала, дом строила мама, мой брат и я», – заявил бывший муж. Хотя в течение всего времени, что она провела в браке, в «общий» бюджет, а точнее, в карман свекрови шла не только ее зарплата, но и декретные, детские и так далее.
Что бы с нами ни случилось, я знаю, что могу только уповать на Аллаха и рассчитывать только на своих братьев, маму и себя
– Я разводилась не единожды, но снова и снова возвращалась в эту семью, – рассказывает девушка. – Однажды, будучи в разводе, я узнала, что по соседству с нами продается хорошая квартира с ремонтом. Она стоила 450 тыс руб. Как раз можно было покрыть стоимость маткапиталом. Моя мама сказала, что это плохая идея, так как бывшие родственники мужа нас не так поймут. В итоге после четырех лет развода я вернулась с этим материнским капиталом к мужу. Что он сделал в первую очередь? Вложил эти деньги в строительство фермы. Что мне досталось от фермы? Ничего!
После развода Тамара осталась ни с чем. На ее попечении остались две дочери младшего школьного возраста и новорожденный сын. И хотя чеченские традиции предписывает, что дети буквально «принадлежат» отцу, и он должен их обеспечивать, ни один человек из семьи бывшего мужа не посчитал нужным хоть как-то поддержать Тамару и собственных племянников.
– Когда мы с детьми переселялись в новую квартиру, которую по большей части оплатили мои братья, бывший муж через детей передал, что купит нам холодильник и стиральную машину, – говорит Тамара. – Моему счастью и благодарности не было предела, так как мы заселялись практически в пустую квартиру. Но и тут не сложилось! Тема с покупкой техники так и осталась на словах.
Сегодня дети Тамары выросли: девочки заканчивают школу, а сын пошел в первый класс. И хотя их дальнейшее обеспечение также требует материальных затрат, женщина уверена, что рассчитывать на бывшего мужа он не может: «Что бы с нами ни случилось, я знаю, что могу только уповать на Аллаха и рассчитывать только на своих братьев, маму и себя».

Ислам против традиций
Главными доктринами, в соответствии с которыми живут чеченские семьи, являются ислам и неписаный кодекс национальных традиций. Зачастую они могут противоречить друг и другу. И, хотя каждый мусульманин понимает, что религиозные нормы важнее обычаев, некоторые чеченские мужчины в этом противоборстве могут выбрать те правила, которые им удобнее.
В исламском праве разделение имущества между супругами в случае развода регламентировано предельно ясно. Все личное имущество, будь то недвижимость или иные предметы, принадлежащие человеку, остается за ним и после расторжения брака.
Несмотря на то, что религия обеспечивает статус мужчины как главы семьи, она не дает ему права распоряжаться собственностью жены. Если у пары есть совместно нажитое имущество и есть заранее оговоренные доли, при его разделе разводящиеся обязаны придерживаться взаимных соглашений. Если условия раздела не были оговорены изначально, такая собственность делится пополам.
В чеченском обществе этих норм не очень придерживаются. Жену, которая, будучи в браке, хотя бы заикнется о своей доле в имуществе, посчитают меркантильной. Считается, что хорошая жена – это та, что несет все в дом, а не задумывается о том, как бы обезопасить себя от материальных проблем в случае развода.
Возможности распоряжаться крупными суммами денег у женщины нет: даже материнский капитал здесь считается отцовским. Проблема усугубляется материальной зависимостью супруги от главы семьи. Многие чеченские женщины не работают, посвящая себя дому и семье. В случае развода они оказываются без средств к существованию и вынуждены полагаться на помощь родственников.
Мама, извини, но, если мне вдруг придется покинуть этот дом, я не смогу забрать с собой плинтуса и обои
Инвестиции в семью
Даже если женщина зарабатывает, львиную долю собственных средств она тратит на обустройство быта. В чеченском обществе есть своеобразный культ богатого дома. Люди могут жить в среднем достатке, но при этом у них есть роскошная мебель, современная бытовая техника, дорогой текстиль и модная посуда. Если доход семьи этого не позволяет, люди играют в «котел». В социальных сетях в Чечне очень популярны мемы про начисление детских пособий, из которых женщины ежемесячно отдают деньги, чтобы по частям оплачивать набор кастрюль, комплект постельного белья или гладильную систему.
Кроме того, в республике очень большое внимание уделяется опрятному внешнему виду. Поэтому чеченские женщины тратят много денег на то, чтобы ребенок был одет с иголочки. И поскольку отец детей не всегда разделяет такого стремления наряжать детей, женщина тратит на это большую часть своего заработка.
Хотя исламские богословы единогласны в том, что обязанность по содержанию ребенка всецело лежит на его отце, вне зависимости от материального положения мужчины или действительности брака, далеко не все отцы соблюдают это правило. Если женщина осталась после развода с детьми, она заботится о них сама. А деньги, которые она вкладывала в обустройство быта в доме мужа, ей никто не возвращает.
– Я в какой-то момент перестала тратить собственные деньги на ремонт в доме мужа. Свекровь это заметила и выразила недовольство. Я ответила: «Мама, извини, но, если мне вдруг придется покинуть этот дом, я не смогу забрать с собой плинтуса и обои», – рассказывает Зара из Ведено.

Или право имею?
Ситуация осложняется отсутствием четких правовых механизмов, учитывающих специфику региона. Российское законодательство, безусловно, распространяется на Чечню, но его применение на практике сталкивается с сильным сопротивлением со стороны традиционных устоев.
Хотя практикующий адвокат Хеда Ибриева считает, что неверно утверждать, что жена «часто» или «обычно» оставляет все имущество мужу. По ее словам, это было бы упрощением. В реальности, рассказывает она, поведение женщины зависит от множества факторов. Знания своих прав и доступа к правовой помощи, поддержки со стороны семьи, характера конфликта. Немаловажное значение имеет желание завершить отношения максимально быстро, иногда в ущерб материальным интересам.
– Встречаются случаи, когда женщины из-за страха, давления или незнания законов отказываются от своей доли, – объясняет Хеда. – Но есть и обратные примеры, когда женщины активно отстаивают свои права через суд.
При этом важно учесть очень важный нюанс. Хеда может рассуждать лишь о тех клиентках, которые обратились к ней за юридической помощью. На самом же деле большая часть чеченских женщин даже не обращается в суд. Потому что и родственники из отчего дома, и родственники бывшего мужа стараются как можно скорее урегулировать процесс, не доводя его до судебного разбирательства.
В конце концов я заявила, что ни на что не претендую. Сказала им, чтоб оставили себе все, только покажите мне детей
В чеченском обществе бытует установка, что вопросы между людьми нужно решать между собой, не прибегая к помощи правоохранительных структур. Особенно когда речь идет о таком «житейском» деле, как развод. Обращение в суд в таких случаях считается «недостойным» делом, доказательством того, что у человека не хватило мужества договориться «по-людски» и он трусливо побежал искать защиты закона.
– Наиболее болезненными в бракоразводных процессах в Чечне становятся вопросы, связанные с детьми, – отмечает адвокат. – И на их фоне имущественные споры, хотя и случаются, порой отходят на второй план. В Чечне главной и наиболее острой проблемой при разводе чаще всего является не раздел имущества, а определение места жительства детей и порядок общения с ними.

Манипуляция детьми
В большинстве случаев женщины не обращаются за юридической помощью, опасаясь общественного давления. Они боятся последствий, особенно того, что их действия повлияют на возможность видеть детей.
Элиза выходила замуж, будучи руководителем в крупной компании. Получала хорошую зарплату. Накопила деньги, купила квартиру. Отпускные по беременности и родам девушка потратила на машину для бывшего мужа. Материнский капитал за первого ребенка направила на ремонт в совместно нажитом жилье. Выплаты за второго и третьего ребенка также были направлены на обустройство быта. Но когда супруг начал употреблять запрещенные вещества и даже продал ее фамильные драгоценности, она вернулась с тремя детьми домой.
Детей у Элизы забрали в первый же день. А потом она не видела их долгих два месяца. Звонила бывшему мужу, просила родственников решить этот вопрос – все было бесполезно.
– В конце концов я заявила, что ни на что не претендую. Сказала им, чтоб оставили себе все, только покажите мне детей, – делится девушка. – В итоге они продали квартиру и через три дня привезли детей.
Судиться за «совместно» нажитое имущество Элиза не стала. «Поднимать» это разбирательство на уровень родственников-мужчин тоже.
Бойся молитвы притесненного
Развод в чеченском обществе воспринимается как личная неудача женщины и доказательство ее личной неспособности сохранить очаг. Оспаривание имущества бывшего мужа считается проявлением неуважения к нему и к традициям. Это не принято. Общество осудит. «Не сумела сохранить семью – сама виновата». Лучше уйти, чем позорить себя и свою семью.
– Отец говорил мне: «Никогда не порть отношения с людьми из-за материальных вещей. Аллах вернет тебе это все рано или поздно, а у тебя останется имя», – объясняет Элиза свое поведение. – Но справедливости ради скажу, что сейчас, несколько лет спустя, бывший супруг и его семья лишились фактически всего. Машину они продали, деньги раскинули на азартные игры, да и уважения людского лишились из-за своих пагубных привычек. В нашей религии говорится: «Бойся молитвы притесненного человека – ведь между ней и Аллахом нет преграды». Свои дочерям, если им суждено будет с таким столкнуться, я также скажу не унижаться до раздела имущества. Всевышний все равно в итоге расставит все по своим местам.
Поэтому я своей девочке говорю: получай образование, работай. И всегда откладывай деньги, чтобы иметь свою финансовую подушку
Но, видимо, в Чечне становится все меньше женщин, готовых согласиться с Элизой. Нынешние мужчины считают, что женщины стали меркантильными и думают только о деньгах.
– Я работаю учителем, и родственники мужа неоднократно намекали мне, чтобы я стала преподавать в сельской школе, чтобы получить выплату по государственной программе «Земский учитель», – рассказывает Раиса. – Тогда она составляла около миллиона рублей. Они, скорее всего, рассчитывали, что я буду пахать в глуши, чтобы этот миллион получить, а они построят на него дом. А потом может случиться такое, что под каким-нибудь предлогом отправят меня пинком под зад домой и сами будут в нем жить.
– Моя золовка периодически сильно ругалась со своим мужем, – вспоминает Хеда. – И понимая, что ее брак трещит по швам, она обналичила материнский капитал, чтобы купить квартиру. Недостающую сумму добавил мой муж, ее брат. В конце концов золовка развелась. И после этого все родственники начали требовать от нее, чтобы она оставила жилье мужу и пришла домой. Она отказалась и поселилась в купленной квартире со своими двумя детьми. Одевала их, воспитывала, оплачивала учебу, а бывший так и остался в стороне. Его родные поворчали и успокоились.
Наши женщины при любом раскладе оказываются в крайне уязвимом положении, заключает Хеда: «Поэтому я своей девочке говорю: получай образование, работай. Если покупаешь недвижимость – записывай ее на себя. И всегда откладывай деньги, чтобы иметь свою финансовую подушку».

«Купи себе чайник и пей на здоровье!»
Дочь Петимат украли сразу после того, как она окончила школу. Девушка прожила в браке 15 лет. Муж попался буйный: систематически ее избивал. А потом даже угодил в тюрьму за разбойное нападение. Деньги для взятки, чтобы он мог отделаться более мягким наказанием, собирал его тесть, супруг Петимат. Посуду и постель в дом своей дочери Петимат покупала сама. Женщина долго наставляла дочь, чтобы она сохранила брак хотя бы ради детей. Но последней каплей стало зверское избиение дочери. Петимат отправилась помогать дочери собирать вещи. Заказала бортовую газель.
– Я ходила по дому и медленно собирала все, что было куплено на мои деньги: подушки, одеяла, набор кастрюль, – рассказывает она. – На кухне стоял чайник, который тоже подарила я. Вылила из него кипяток, вышла во двор и бросила его на платформу. Зять возразил: «А я пить чай не должен, по-вашему?». «Купи себе чайник и пей на здоровье!», – отрезала я. Потом отвезла весь скарб во двор к сестре, перебрала, сожгла все ненужное, а оставшееся отвезла на квартиру, которую мы сняли для дочери с ребенком.
На развод дочка Петимат подала только несколько лет спустя. Единственное, что сказал ей супруг в здании суда: «Госпошлину оплачивай сама».
Ая Центроева