Недавно чеченка Тамара Ахмадова, живущая во Франции, презентовала свою коллекцию на Парижской неделе моды. Она рассказала Даптару, как начинался ее путь.
Юная невеста
– Мне было лет 10-11, когда бабушка подарила мне детскую швейную машинку, и я на ней экспериментировала. Вообще стать швеей я мечтала с детства, – делится Тамара.
Но детство у нашей героини было недолгим. Она вышла замуж в 20 лет – по ее словам, по большой любви. Спустя пару лет в Чечне началась война, и она вынуждена была стать беженкой. Так Тамара оказалась с двумя детьми на руках в совершенно чужой стране. Она не знала ни языка, ни того, как жить даже. О самореализации и творчестве в таких условиях думаешь в последнюю очередь.
– Мы еще в начале 2000-х уехали из Чечни, поскитались по другим странам и в конце концов осели во Франции, – рассказывает Тамара. – Здесь я живу уже 17 лет. Самой большой проблемой было незнание языка, из-за этого нам с мужем было очень сложно, а вот дети втянулись сразу. К концу учебного года моя старшая дочь была лучшей в классе, через три года вторая получила грамоту за самые высокие оценки в регионе по результатам итоговых экзаменов. Муж поначалу работал по профессии – он тренер по боксу, а я занималась домом и детьми, параллельно настойчиво изучала язык: посещала курсы, занималась дома по учебникам. Через пару лет получила первый языковой диплом, закончила курсы переводчика, но очень быстро поняла, что это не мое. Искала работу портнихи, но все было либо очень далеко, либо не подходило мне по часам работы. Детей нужно было отводить и забирать из школы, заниматься домашними делами, поэтому устроиться на полный рабочий день я не могла.
Она написала мне в директ с предложением поучаствовать в показе молодых дизайнеров в июле. А я отправила это сообщение в спам!
«ГIабли» в Париже
Как оказалось, все было к лучшему. В 22 года Тома покупает первую «настоящую» швейную машинку и возвращается к своему призванию. Будучи домохозяйкой, она смогла уделять больше времени любимому делу: шить по эскизам, выдумывать новые модели. А еще подрастали дочери, так что недостатка в моделях у начинающей швеи не было – она оттачивала свое мастерство на детях.
– Я часто бывала на свадьбах и посещала мероприятия, которые устраивались нашей диаспорой, – продолжает собеседница. – И всегда обращала внимание на то, что наши девушки одеваются в европейские вечерние наряды. Все было очень красиво, но, глядя на них, я не видела никакой идентичности. Зачастую на одной и той же свадьбе можно было встретить несколько девушек в абсолютно одинаковых образах. Уже тогда я стала задумываться о том, что было бы прекрасно, если бы девочки надевали наши традиционные костюмы хотя бы для таких торжественных случаев.
Как-то Тамара приехала домой в Чечню и увидела у своей тети нагрудники и пояс – и влюбилась в них. Тетя училась на ювелира, работала мастером по металлу и изготовила их еще во время учебы в институте. Чуть позже они стали основой для первого национального платья, которое Тамара сшила для старшей дочери. В этом «гIабли» («платье» в переводе с чеченского) ее дочь Айша блистала на одной из свадеб.
– Крой был достаточно простой: нижняя туника черного цвета и верхний кафтан бордового с разлетающимися рукавами, без вышивки и других украшений, – вспоминает Тамара. – Все гости на свадьбе наперебой расспрашивали, откуда у нее этот наряд и где она его купила. Дочь раздала всем мой номер. Так на меня посыпались заказы, в том числе и из других городов. Единственная проблема была в том, что я не знала, как поставить это на поток, потому что тогда еще не знала, где можно найти пояса и нагрудники. Те, кто мог, доставали их сами — привозили из дома или спрашивали у бабушек. А кто не мог найти, так и остались без гIабли. Тогда я не вела социальные сети и нигде ничего не публиковала.

От спама до подиума
Пару лет назад Тамара начала вести инстаграм (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ. – Даптар). Сначала для себя, а потом, по совету дочерей, начала активно использовать формат коллабораций. Отшила пару костюмов известным кавказским блогеркам. Рилсы стали вирусными, и к Тамаре потянулись новые подписчики, появилось много заказов. Популярность в инстаграме росла, заказов становилось все больше. Но настоящий прорыв случился, когда один из ее рилсов заметила влиятельный продюсер из модной индустрии, более 20 лет занимающаяся продвижением молодых талантов.
– Она написала мне в директ с предложением поучаствовать в показе молодых дизайнеров в июле. А я отправила это сообщение в спам! – смеется Тамара. – Представляешь, люди годами бьются, чтобы туда попасть, а я, даже толком не вникнув в предложение, решила, что это какой-то развод и не стала отвечать.
Продюсер, однако, не сдавалась. После нескольких неудачных попыток достучаться через директ, буквально за три дня до показа она раздобыла номер Тамары, позвонила и повторила свое предложение. Тамара согласилась не раздумывая. Ей требовалось подготовить 8-9 костюмов. За три дня она сшила три совершенно новых образа, остальные выбрала из уже имеющихся. «Я ехала, совершенно не представляя, что меня ждет», – признается Тома.
Показ прошел на ура! Эффект превзошел все ожидания, но главное – именно там на нее обратили внимание представители официального союза Недели моды во Франции, работающие с именитыми кутюрье.
На Кавказе мой показ, возможно, и не вызвал бы такой резонанс. Но здесь на это посмотрели иначе
Приглашение в Париж
Предложение стать участником парижской недели моды Тамара получила на следующее утро. Она даже не поверила звонившему.
– Сначала мне хотелось сказать, чтобы не прикалывались, и бросить трубку, но я стояла и слушала, хотя сейчас ни одного слова вспомнить не могу, – рассказывает Тамара. – После моего невнятного «Да!» человек на том конце провода пожелал удачи, сказал, что агентство свяжется со мной для подписания контракта, и положил трубку. А я стояла и плакала, то ли от радости, то ли от волнения.
Времени было всего два месяца. Нужно было создать 10-12 совершенно новых образов, которых никто еще не видел. И если у большинства дизайнеров в такой ситуации есть целый штат портних, то Тамара должна была сделать все сама. Ей так и не удалось найти единомышленников, готовых работать за небольшую плату в надежде на будущий успех. И она с головой ушла в работу.

Вышитый код
В своей коллекции Тамара хотела передать богатство чеченской культуры и ее «вышитый код» – уникальные старинные орнаменты, которые когда-то украшали войлочные ковры «истанги».
– Я хотела не стилизацию, а именно настоящие узоры, – объясняет модельер. – Но это оказалось непросто. Пересмотрев кучу сайтов, перевернув гугл вверх дном, я смогла найти всего четыре орнамента!
Книг и доступных библиотек во Франции не было, поэтому Тамара стала искать не сами орнаменты, а людей, которые могли бы ей помочь в их поиске. Одной из таких хранительниц традиций стала Раиса Садаева, которая познакомила Тамару с людьми, приславшими ей эскизы. «Теперь у меня их много, хватит на несколько коллекций», — радуется дизайнер.
На этапе подготовки многие советовали Тамаре адаптировать задумки под европейский стиль: добавить прозрачные рукава, разрезы или декольте. Я же хотела показать, что даже скромно, не вызывающе одетая девушка или женщина может выглядеть шикарно», – поясняет Тамара.
Но главной идеей было показать, что национальный костюм – это не пережиток прошлого, а новый виток будущего в мире моды: «Я знаю, что я не первая, кто работает в этно-направлении, и на Кавказе мой показ, возможно, и не вызвал бы такой резонанс. Но здесь на это посмотрели иначе».

На грани отмены
Больше всего Тамара переживала за реакцию публики: «Находясь за пределами Родины, я представляю свою нацию, а не только свой бренд». Узнав о списке именитых дизайнеров-участников, она даже подумывала все отменить, ведь ставки были невероятно высоки. Но в итоге отмела все сомнения: «Многие годами добиваются такого шанса, а я даже заявок никуда не отправляла – меня пригласили сами». По окончании показа Тамару вызвали на сцену, чтобы представить публике.
Триумф был оглушительным. Тамара получила несколько приглашений на будущие показы в Милане, Лондоне, Нью-Йорке, Дубае и даже одно в Каннах, в рамках кинофестиваля в мае. Французское телевидение пригласило в программу в прямом эфире.
Начали поступать заказы от иностранцев, не имеющих никакого отношения к Кавказу. Итальянка заказала платье на свадьбу подруги, американец – в подарок дочери. Одна француженка честно призналась: «Пока не знаю, куда я в нем пойду, но оно должно быть у меня в гардеробе».
Конечно, не обошлось и без критики, традиционно исходящей от соотечественников. «И модели не те, и ходят не так, и лица у них не такие. Да я уже привыкла, если честно», – с легкой улыбкой говорит Тамара.
Сейчас, спустя годы, я благодарю Всевышнего за то, что старшие у меня дочери, а не сыновья
Мы с Тамарой – вдесятером
Сегодня у Тамары Ахмадовой девять детей: семь дочерей и два сына. Она как никто знает, каково приходится чеченской женщине, которая долго не может родить наследника: первый мальчик у нее появился после шести девочек.
– Сейчас, спустя годы, я благодарю Всевышнего за то, что старшие у меня дочери, а не сыновья, – делится Тамара. – Они такая опора для меня! Не знаю, как бы я без них справлялась! Рассказывать можно часами, но у нас не принято хвалить своих детей. Я просто скажу, что каждая мама дочерей поймет, какая она счастливая, только когда они вырастут.
Детей Тамара старается воспитывать в соответствии с народными ценностями: «Для меня очень важно сохранить язык, да и в целом, чтобы они соответствовали кодексу нохчалла (свод неписаных этических правил жизни каждого чеченца. – Даптар). Я хочу, чтобы они понимали, кто они и откуда, чтобы понятие «гIиллакх» (этикет, благонравие. – Даптар) не было для них пустым звуком».
Дети – это еще и первые критики, зрители и ценители ее работы. «К тому же, благодаря им, я всегда в курсе основных модных тенденций. Очень часто, при создании какого-либо образа, я советуюсь с ними, так как понимаю, что то, что нравится моему поколению, может не подойти девочкам их возраста».

Чеченские башни во Франции
Тамара утверждает, что сохранить связь с Родиной сейчас не очень сложно: «В интернете ты можешь найти любую интересующую информацию. К тому же, здесь, во Франции, очень большая чеченская диаспора, поэтому мы никогда не чувствовали себя полностью оторванными от корней. С возрастом я словно заново влюбляюсь в наши традиции. Гостеприимство, почитание старших, уважение к мужчине как к главе рода, семьи – все это для меня не пустые слова».
Сейчас Тамара изготавливает платья, сумки и платки, украшенные национальным орнаментом. Одним из хитов продаж стали вышитые на одежде старинные чеченские башни.
– Люблю бывать в старинных кварталах нашего города, – говорит она. – Там все здания и даже улочки вымощены из камня. Прогуливаясь по ним, я вспоминаю горы любимой Чечни и непоколебимые башни, которые словно охраняют их покой. Одна из таких прогулок и вдохновила меня на то, чтобы башня красовалась на одном из моих образов. Вот так какие-то мелочи выливаются в интересные задумки. Самые сумасбродные идеи приходят по ночам и тогда я долго ворочаюсь без сна, продумывая и прорабатывая каждую деталь. Очень часто случается так, что образ складывается у меня в голове, и уже никакие эскизы мне не нужны, я заранее знаю, что и как сделаю. Иногда вдохновение приносит сам материал, который я вижу, уже складываясь в определенный образ, но чаще, мне приходится подыскивать ткани под определенную задумку. И тогда я жалею, что во Франции нет «Берката» (главный рынок Грозного. – Даптар). Живущие тут портнихи знают, как здесь сложно найти нужную тебе ткань – вот такая столица моды! Походы по местным магазинчикам, поиски по сайтам, поездки в Париж в большие стоковые магазины – очень часто я неделями не могу найти то, что мне нужно. Вот такое хождение по мукам.

«Я это сделала!»
Тамара говорит, что самым пугающим на ее пути оказался страх быть непонятой. Но именно эта инаковость стала ее сильной стороной.
– Понимая, что начинаю свой путь в чужой стране, я опасалась, что никому, кроме выходцев с Кавказа, это не будет интересно, – делится она. – Как оказалось, зря. Именно это «не как у всех» и стало моим преимуществом. Не буду скрывать, поначалу я переживала по поводу того, как мою коллекцию воспримут люди, абсолютно чуждые нашей культуре, а потом, когда пришло осознание того, что даже попасть туда удается не каждому, я испытала невероятную гордость: «Я это сделала!».
Большую часть своей жизни я посвятила семье и воспитанию детей. Мне немало лет, а я всего лишь в самом начале этого пути. Но я считаю, что такое начало – это уже неплохо и я буду стараться добиться всего, о чем мечтаю.
Ая Центроева
Фото из архива героини