В Чечне, где кажется, что все правила уже написаны и закреплены веками, объявился один бесстрашный предприниматель. Зовут его Шамиль Арсмерзаев – он открыл первую в городе кофейню, куда мужчинам вход строго воспрещен.
Свободно встречаться с подругами
– Мы с друзьями давно обсуждали идею, чтобы открыть что-то необычное среди моря однотипных ресторанов и кафе, которые есть в Грозном, – рассказывает Шамиль.
К женской кофейне ребята «подобрались» незаметно. Сначала узнали о том, что в Дагестане аналогичное заведение пользуется большим спросом.
– У нас возник вопрос: почему у нас такой до сих пор нет? Менталитет же сам этого просит! – почти восклицает Шамиль, словно обвиняет город в нерешительности. – У меня много родственников и знакомых часто говорили, что в Грозном требуется пространство, где женщины могли бы свободно посидеть, выпить кофе или посмотреть фильм, не ощущая на себе тяжелого взгляда «смешанной аудитории».

Для многих чеченских женщин, особенно тех, кто следует строгим традиционным устоям, посещение смешанных заведений, где присутствуют мужчины, может быть нежелательным или даже запрещенным мужьями или старшими родственниками. Тем более, что чеченское общество крайне отрицательно относится к эмоциональным проявлениям со стороны женского пола: громко разговаривать или смеяться здесь считается неприличным.
Womenicana стала для чеченок местом, где они могут свободно встречаться с подругами, проводить время вне дома, общаться и чувствовать себя комфортно, не нарушая устоявшихся правил и не испытывая дискомфорта от присутствия посторонних мужчин.
У нас очень много «серьезных» девушек и женщин, которые не могут позволить себе пойти в общее кафе

В розовом цвете
Здесь начинается самая комичная часть саги о розовой кофейне: Шамиль в свое собственное детище попасть не может. Он прокрадывается в свою кофейню под покровом ночи или на рассвете, когда последний бариста уже спит, а первый еще не проснулся. Проверяет столики, поправляет салфетки, осматривает кухню, чтобы убедиться, что его розовое царство функционирует без сучка, без задоринки. А потом спешит исчезнуть до открытия.
– Самое сложное – это когда ты не можешь контролировать ничего в процессе работы, – жалуется Шамиль. – Днем я просто не могу туда зайти. А вечером, когда все уже разошлись, сервис и не проконтролируешь. Мы проверяли качество работы с помощью «тайных покупательниц»: родственниц, подруг, знакомых. Просили их быть максимально объективными.
«Агенты» оказывались довольными где-то на 80%. Кому-то не улыбнулись, кому-то не так приготовили, кому-то слишком медленно убирали стол.
Женщины, по словам Шамиля, очень требовательные критики.
Интервью у Шамиля мы берем в другой кофейне.
– Что, по-вашему, делает пространство, предназначенное только для женщин, особенно ценным у нас в городе?
– Как бы это сказать правильно? – задумывается Шамиль. – У нас очень много «серьезных» девушек и женщин, которые не могут позволить себе пойти в общее кафе. Не поймите меня неправильно, я не имею ничего против девушек, которые ходят в обычные рестораны, но я лично знаю многих, кому дома не разрешали этого делать. И раньше постоянно звучали пожелания, что у женщин нет возможности спокойно посидеть и выпить кофе. Они прямо так и спрашивали: «Когда сделают исключительно женское пространство?».
Womenicana быстро стала одной из самых узнаваемых локаций в Грозном. Ее сложно не увидеть: и вход в заведение, и зонтики, и столы здесь оформлены в розовом цвете.
– Многие нам говорили: «О, розовый цвет для женщин – это слишком стереотипно!», – рассказывает Шамиль. – А мы и хотели сделать максимально стереотипно, доказать всем, что скептически относился, что это неправда. Тем более, это не такой кричащий цвет «барби», а что-то более нежное. В Дубае, например, есть очень крутое розовое кафе. В Лос-Анджелесе я тоже видел много аутентичных кафешек, где преобладает какой-то один оттенок. А здесь еще хотелось поиграть с розовым потому, что большинство кофеен в Грозном выполнены в уже приевшихся цветах – белом, бежевом, коричневом. У чеченских предпринимателей прямо черные пояса по копированию. Нам же хотелось чего-то нового.
При виде кофейни создается ощущение, что многое из дизайна придумано женщинами: обилие цветов, плюшевые розовые стены. Но ни в планировке помещения, ни в разработке концепции женщины не принимали никакого участия. Один из совладельцев кофейни – Мансур Мустафинов – собственник проектной организации, занимающейся разработкой проектов домов, продумал «Вуменикану» сам, вдохновляясь интерьером кафе сладостей Fairytale в Афинах.

Мишка раздора
От греческого аналога грозненскую кофейню отличает многое. «Мы здесь не для всех» – написано на стаканчике, в котором барменша подает лимонад Pink drama. А еще здесь можно заказать кофе под названием «слезы бывшего» (кисловатый «тяжелый» эспрессо), розовый урбеч или фреш Woman toxic.
Посередине кофейни красуется надпись: «Мишк чохь хилла пакет хьаба!». Это уже ставшее среди чеченцев мемом выражение переводится как «Верни пакет, в котором был мишка». Почти 15 лет назад одна из девушек записала телефонный разговор с парнем, которому сообщила о том, что хочет с ним расстаться. Разъяренный юноша гневно требовал от нее вернуть все подарки – плюшевого мишку и даже пакет, в котором он был вручен.
– Мы запустили среди подписчиц конкурс, объявили, что цитата, которая наберет больше всего лайков, будет увековечена. В итоге победил этот комментарий. Люди до сих вспоминают, как мелочно он требовал все подаренное назад. И меня радует эта ирония над человеческой жадностью, – отмечает Шамиль.
К нам не могут прийти женщины, которые выбрались в город с мужьями или сыновьями
Кофейня как из пинтереста
Womenicana работает до 22:00. Время по местным меркам позднее, особенно для чеченских женщин, но сотрудницы говорят, что дома ничего против их работы не имеют: «родители знают, что я в женском коллективе, а домой отвозят брат или отец».
В кофейне работают шесть девушек. Это SMM-специалистка, мойщица посуды, две баристки и два повара. Одна из тех, кто готовит еду – жена Шамиля:
– Она была вынуждена стать поваром, хотя надо отдать должное, всегда хорошо готовила. Начинала с кассира, потом стала баристкой, потом, когда все повара ушли, ей пришлось их заменить. Вообще с сотрудниками очень тяжело – они периодически «слетают». Зумеры все уязвимые, ранимые, могут в час ночи сказать, что они завтра не выйдут на работу.
Womenicana открылась только в феврале этого года, и говорить о том, чтобы выйти в плюс, еще рано, признает Шамиль:
– Мы очень много вложили в это заведение, и не можем тягаться по уровню дохода с остальными кофейнями как раз потому, что специализируемся на очень ограниченной аудитории. Во-первых, мы лишили себя целой «расы» посетителей – мужчин, во-вторых, к нам не могут прийти женщины, которые выбрались в город с мужьями или сыновьями. То есть мы можем рассчитывать только на соло-посетительниц или на женские компании. Поэтому ниша у нас очень трудная. Но мы не жалеем. Тем более, что наша кофейня пользуется популярностью. Не только у жительниц Грозного, но и туристок. Вначале вообще был настоящий бум, не было даже свободного места. Хотя мы не проводили никакой промо-кампании, а просто запустили ролик о том, что в Грозном открывается «кофейня как из Pinterest». Он «бомбанул», дал сотни тысяч просмотров. И даже сейчас я вижу в том же инстаграме огромное количество отметок у нас. То есть у нас, получается, слава благодаря сарафанному радио, пользовательскому контенту, который создают обычные люди, а не бренды, компании или блогеры.
Айя Центроева