Следственный комитет направляет в Чечню обращения людей, требовавших взять на федеральный контроль дело Седы Сулеймановой. Бежавшая от домашнего насилия девушка была вывезена кадыровцами в республику и впоследствии исчезла. Правозащитники опасаются, что Седа могла стать жертвой убийства по мотивам «чести». Потому была запущена кампания с заявлениями в СКР. Но, похоже, ведомству не хочется тревожить Грозный.
В 2022 году чеченка Седа Сулейманова сбежала в Петербург от насильственного брака и угроз убийством. В августе 2023 года ее задержали по ложному обвинению и передали чеченским силовикам. В Грозном Седу заставили отказаться от адвокатов. После шквала критики местный омбудсмен Мансур Солтаев встретился с девушкой и заявил, что с ней все хорошо: на опубликованных кадрах Седа не произнесла ни слова и выглядела подавленной. 7 февраля 2024 года организация «CK SOS» сообщила, что девушку могли убить.
Правозащитники и друзья Седы запускали различные кампании с требованиями расследовать ее исчезновение. Последняя из них – совместная акция проекта «ОВД-Инфо» и кризисной группы «СК SOS».
«Несмотря на то, что Следственный комитет старательно игнорирует тысячи отправленных обращений, небольшие подвижки все же есть. Например, МВД в попытке имитировать хоть какую-то активность по делу опубликовало карточку Седы в базе розыска, хотя раньше ее можно было найти только в региональных базах», – сообщили в «СК SOS».
Но при этом в организации отмечают, что отправленные в рамках предыдущей кампании обращения с требованием взять дело на федеральный контроль начали направлять обратно в республику: «Несколько человек из тысячи обратившихся в Следственный комитет уже получили ответы. В них СК России информирует, что обращение перенаправлено в СК по Чечне. То есть, СК России перенаправил просьбы забрать дело из Чечни обратно в Чечню. И при этом нам известно менее, чем о десяти подобных ответах, в то время как тысячи других обращений просто игнорируются».
Подруга Седы Лена Патяева не раз проводила акции, пытаясь привлечь внимание к исчезновению девушки. Например, в марте этого года она вышла на пикет в Грозном у памятника погибшим журналистам; ее задержали, но спустя пару часов отпустили. Патяева также запускала кампанию с целью привлечь внимание СКР.

Позиция Следкома перенаправлять обращения людей обратно в Чеченскую республику Патяеву не удивила.
«Я думаю, что СК РФ просто бессилен перед Чеченской республикой — фактически их юрисдикция туда не распространяется, – прокомментировала Даптару Лена Патяева. – Я уверена, что если бы убийство чести было совершено на территории остальной части России, то при таком уровне огласки оно уже давно было бы расследовано».
По ее мнению, у Чечни положение наполовину иностранного государства: «Вероятно, СК РФ (как и уполномоченная по правам человека в РФ, как и СПЧ при президенте, как и другие официальные органы РФ) просто не имеют фактических полномочий осуществлять свою работу на этой территории. Когда они снова и снова перенаправляют обращения в ЧР — они ровно в этом и расписываются».
«Формально у федерального СК есть власть над региональным, но реально они про эту власть не вспоминают ради сохранения дипломатических отношений с кадыровским режимом. Логика, вероятно, такая: что значат жизни каких-то там девушек по сравнению со спокойствием империи?», – заключила Лена Патяева.
ПРОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ
«Женщин с Кавказа в России не защитят»: сбежавшую от насилия чеченку Седу похитили и передали родным
«Верю, что она жива». Десятки людей в разных странах вышли на акцию в поддержку похищенной чеченки Седы
Жива ли Седа Сулейманова? Борьба Лены из Питера за подругу из Грозного
Асият Нурланова