Удачно выйти замуж в Дагестане – это иногда не столько про то, чтобы найти хорошего супруга: важно очень, какой будет свекровь. Кому-то везет с матерью мужа, а кто-то и вовсе разводится из-за нее. Несколько жительниц республики поделились с Даптаром своими историями.
Жамилат с мужем жили под Махачкалой, но проблема была в том, что их дом находился в одном дворе с жильем родителей супруга. «Первое время мне было несложно смотреть за обоими домами, – рассказывает она. – Я всегда просыпалась в пять утра, делала работу по дому, готовила завтрак. Отец мужа ко мне хорошо относился, а вот свекровь разговаривала сквозь зубы. Через года отца мужа не стало. Тогда свекровь и озверела совсем, можно сказать. То чай не тот, то хлеб не очень свежий, то убралась я не хорошо. Я на все это молчала, мужу не жаловалась. А когда забеременела, то я стала сильно уставать. Свекровь жестко стала меня отчитывать при муже. Он за меня заступился, а она перестала с нами общаться. Соседкам рассказывала, что я навела порчу на ее сына».
Муж нашей собеседницы решил вопрос – нанял домработницу, чтобы она приходила и к матери, и к ним. «Свекровь это только разозлило, стала называть меня лентяйкой, – продолжает Жамилат. – Один раз я не стерпела, вся в гормонах же была. Наорала на нее – что я ей сделала, что она хочет и все такое. Она победоносно так на меня посмотрела – ты на моей территории, должна подчиняться беспрекословно. А потом рассказала моему мужу, что я на нее орала. Слава богу, муж не поверил ей. Вот так и жили, пока я не родила. Когда увидела внука, она немного оттаяла, но напряжение всегда есть. Я для нее навечно останусь бесстыжей лентяйкой».
Они следом за мной забежали в спальню и оба начали меня бить
Рассказывая свою историю, Камила часто и глубоко вздыхает – свекровь стала причиной ее развода. «Она часто приходила к нам домой, все проверяла, – рассказывает женщина. – Доходило до абсурдного: она заходила в спальню, лазила по моим вещам. Что она там искала-то хоть? В один день я ей сказала, чтобы она так не делала. Ооо! Она такую истерику закатила! Муж поддержал ей. Говорит, что его маме можно все, что его мама главная, как я посмела вообще что-то ей сказать. И при ней же меня толкнул сильно, что я упала на диван. Она восприняла это как сигнал и влепила мне пощечину. Меня никогда никто не наказывал так, в родном доме руку на меня никто не поднимал, а тут совершенно чужая, считай, женщина. Я резко встала тогда, пошла собирать вещи, сказала, что ухожу. Они следом за мной забежали в спальню и оба начали меня бить. Я потеряла сознание. Они привели меня в чувство и оставили лежать на полу. Вечером я убежала домой к родителям».
К мужу Камила вернулась после долгих уговоров и извинений. Еще с ее мужем серьезно поговорил брат Камилы. А условие возвращения было одно: свекровь в их квартиру больше не заглянет. Четвертый год как условие выполняется. Детей к бабушке отводит муж.

Амина вышла замуж по любви. Она говорит, что ей очень повезло – в их семье мало кому такая удача улыбнулась. Одна беда – ее муж является единственным сыном одинокой женщины.
«Так как он единственный, то изначально было понятно, что с нами жить будешь его мама, – говорит она. – Я не возражала. Он очень серьезный мужчина, голос на меня никогда не повысил. Но лучше бы проявлял что ли агрессию: вместо того, чтобы со мной поговорить о чем-то, он делился со своей мамой. И эти было настолько тупо! Ему не понравились мои духи! Не понравилось, как я застилаю постель! Вы думаете это самое смешное?! Я сильно ошалела, когда свекровь мне сказала, что жена в постели не должна сильно шуметь! Да-да! Я пыталась с ним поговорить об этом, но разговор весь сводился к тому, что он не хочет это обсуждать, что все нормально. Да ненормально же это! В остальном он хороший муж, говорю же. Не запрещает работать, не ревнует, какие-то тупые требования типа «с той подругой не ходи, долго на задерживайся в гостях» не предъявляет. Но как заколебала его мама! И она же все это мне высказывает таким нежным голосочком! «Амина, у тебя посуда тут грязная, воду же не отключали. Мой Мурадик не любит, когда грязная посуда». «Амина, ты забыла пропылесосить сегодня. Мой Мурадик любит, когда нет пыли». «Амина, пойдем купим тебе нижнее белье зеленого цвета. Это любимый цвет моего Мурадика». Не знаю, что будет дальше. Я не удивлюсь, если она в один прекрасный зайдет к нам ночью и скажет, что ее Мурадик любит другую позу».
Она как встала, подбежала ко мне и оплеуху отвесила – «будешь ты со мной спорить!»
Айшат, наверное, жалобы Амины показались бы детским лепетом. Ее отношения со свекровью быстро стали напряженными и перешли в побои. «Через месяц после свадьбы в гости приехали свекровь с дочерь, – вспоминает Айшат. – Муж ушел куда-то с друзьями, а мы сидели, пили чай после обеда. Золовка встала и начала на кухонных полках переставлять посуду – говорит, что она не любит, когда посуда неправильно стоит. Я ей сразу же сказала, что она в моем доме находится и я решаю, что где стоит. И она запустила стакан мне в лицо, а свекровь как схватит меня за волосы. Я, конечно, отбивалась, но они меня победили. Избили как собаку. Я чуть сознание не потеряла. Ушли, сказав, чтобы я знала свое место. Когда муж вернулся, я ему рассказала все. А он такой – маме ничего не скажу, а вот с сестрой поговорю. Конечно же, не поговорил! Я маме своей рассказала, а она попросила на первый раз простить. Прошло несколько месяцев, как не видела их. На тазияте (похоронах – прим. Даптара) их родственника столкнулись, а они меня как ни в чем не бывало стали обнимать. Я решила смолчать».
Свекровь приехала к ним в гости, когда узнала про беременность Айшат. И начала говорить, что они ждут мальчика, что невестка должна постараться. «А как я должна постараться была, знаете? – смеется собеседница. – Должна была читать в день тысячу раз дуа на рождение мальчика, потом сходить к гадалке одной, чтобы она наложила на меня какое-то заклинание, а потом еще съездить на какой-то зиярат и дома держать ореховую траву. Я, конечно, не выдержала и сказала ей, что ни по исламу, ни по традициям она не права. Она как встала, подбежала ко мне и оплеуху отвесила – «будешь ты со мной спорить!». Муж просто встал между нами и начал успокаивать свою мать и заставил в итоге меня попросить прощения, что перечила ей».

Хамсу долго сватали. Родственники ее будущего мужа несколько раз приходили к ее отцу, но он настаивал на том, чтобы сначала его дочь отучилась в университете. Мать парня клялась, что не будет ограничивать учебу Хамсы, что она спокойно сможет продолжать учиться. В итоге ее отдали замуж. «Мне было 20 лет, ему 23, я сама не понимала, зачем ему так рано жениться, честно говоря, – делится Хамса. – Он всегда был какой-то навеселе что ли, позитивный. На учебу я действительно ходила, успевала за квартирой следить. Его родители ко мне хорошо относились, с его сестрами и братьями у меня были прекрасные отношения. Через год у него в постели перестало получатся. Он злился, говорил мне, что я виновата, что я не так пахну, что не так делают что-то. Я пыталась выяснить что, а он тупо уходил, возвращался утром. Иногда через день. Потом пропал на месяц. Привез его старший брат. Он был избит сильно. Тогда же прибежала свекровь, стала старшего отчитывать. Они стали при мне ругаться и так я выяснила, что мой муж употребляет наркотики. А женить они решили потому, что думали, что исправиться с женой. И свекровь такая начала меня отчитывать, что я виновата, что у нормальной жены муж бы не ушел наркоманить, что я должна была о нем заботиться. Сейчас он в клинике лежит, мой папа дал ему время исправиться. Если не вылечится, сказал папа, то заберет меня».
Его мать начала говорить, что у него просто джинны, ничего страшного, что имаму снова покажут, Коран над ним почитают и все будет хорошо
Отец другой нашей собеседницы – Асмы – ждать не стал: забрал ее в первую же брачную ночь. «Я ждала отца в ванной, где заперлась, когда у мужа начался какой-то бешеный припадок, – вздыхает она. – Свадьба прошла хорошо, мы поехали домой, гости ушли. Легли в кровать, он начал меня трогать, потом стал рычать, потом смеяться, стал рассказывать какие-то несвязные дикие истории, потом там внизу стал меня бить, ударил еще по лицу, а глаза у него какие-то бешеные стали. А потом он стал себя укрывать подушкой и типа душить. Я убежала с телефоном в ванную и позвонила отцу. Он приехал быстро. Конечно, его заметила родня жениха. Когда они толпой забежали в квартиру, то увидели жениха, который головой бьется о стену, кричит что-то нечленораздельное. Его мать начала говорить, что у него просто джинны, ничего страшного, что имаму снова покажут, Коран над ним почитают и все будет хорошо. Когда я заорала, что ему нужна помочь психиатров, она так злобно на меня посмотрела и громко заявила – «Мой сын не больной!». Спасибо огромное отцу, что забрал меня. Никогда в жизни не забуду этого».

Есть, конечно, истории, когда свекровь кому-то стало второй мамой или родным человеком. Например, махачкалинка Самира считает мать своего мужа близкой подругой: «Мой муж – соблюдающий мусульманин, благодаря ему и я стала делать намаз, носить платок. Его мама же светская женщина. Она сразу же заявила, что платок на невестке – хорошо, а замоташку в хиджабе она не хочет. Сын, конечно, ей сказал, что не ее дело, но ругаться с мамой он не может. Она замечательная женщина, вырастила четверых детей безо всякой помощи со стороны бывшего мужа или же родни. Мы с ней любим сидеть по вечерам за чаем и разговаривать то ни о чем, то делиться разным. Она прекрасно рассказывает, прекрасно слушает. Говорит, чтобы я своему мужу особо не давала расслабляться, пусть работает и все такое. Знаете, я от родной матери столько поддержки и заботы не получала».
Роза – по национальности русская. Вышла замуж за аварца и уехала в горы. «Я сначала сильно переживала, как примет меня его семья, – рассказывает она. – Он же у меня весь такой серьезный, суровый. Когда мы приехали, все меня хорошо приняли. Его мать на русском говорит с сильным акцентом, но я ее понимаю, а это же главное. Они все – женщины с его стороны – в платках ходят, хиджаб носят многие. Свекровь мне подарила несколько платков, попросила, чтобы я надевала, когда в доме чужие мужчины или я на улицу выхожу. Если я начинаю убираться по дому, она сразу начинает помогать, хоть и говорю ей, что не нужно, что справлюсь. Но ее не остановить. Как-то раз при всех за что-то муж меня отчитывать стал громко. Она его остановила там же, мол, ваши разборки оставьте между вами, мы не хотим этого слышать. А потом мне при всех там же сказала, что если я почувствую, что со мной кто-то несправедлив, то могу к ней прийти».
Ханика Магомедалиева
Иллюстрации созданы с использованием ИИ