В начале января блогерка из Дагестана Камилла рассказала, что ее избил бывший муж Эмир. Он в ответ стал угрожать ей, оскорблять и, конечно, оправдывать свои действия. В соцсетях Камиллу поддержали – и это дает надежду на то, что в нашем обществе снижается терпимость к домашнему насилию.
Что произошло
9 января популярная дагестанская блогерка Камилла (инстаграм – 253 тысячи подписчиков) выложила рилс. Сначала показаны видеокадры со свадьбы Камиллы и Эмира в 2024 году. Затем – скриншоты переписок с оскорблениями и лицо Камиллы со следами побоев. Между этими событиями прошло меньше года.
В сторис Камилла рассказала историю подробнее. По ее словам, еще до свадьбы ей в комментариях и личных сообщениях писали, что Эмир – «бабник», «обещает девочкам жениться, а потом сливает их фотки интимного характера», «обманывает на деньги». Камилла не верила – думала, завидуют. Но в браке она, как утверждает, столкнулась с подтверждениями: Эмир неоднократно изменял ей и поднимал на нее руку. Она «не выдерживала и уходила», но потом возвращалась – верила, что он пока «не созрел, не понимает, но поймет».
Как-то Камилла пошла гулять с подругами на Буйнакского. Это старейшая улица в Махачкале с кафе, магазинчиками и широким тротуаром, место для прогулок. В своем видео Эмир скажет, что на эту улицу никакой достойный мужчина свою сестру не отпустит; на чем основано такое мнение, нам неизвестно.
На Буйнакского Камиллу попросили дать интервью, запись потом увидел Эмир. Из-за этого, по словам блогерки, «произошел небольшой конфликт» и муж сказал ей собирать вещи и уходить. Спустя пару дней он помог Камилле переехать к ее знакомой, и они развелись (по исламу для этого мужчине достаточно трижды произнести слова «я развожусь с тобой»).
На следующий день Камилла уехала в Дубай. Пока она была там, Эмир писал и предлагал возобновить отношения, но женщина отказалась. Вернувшись в Махачкалу, Камилла приехала к знакомой, у которой планировала пожить, и узнала, что у той с Эмиром близкие отношения: «Он помогал ей финансово и прочее. Думаю, вы поняли, о чем я»
Камилла заехала к бывшему мужу за оставшимися вещами. Во время разговора выяснилось, что после расставания с Эмиром она переписывалась с другим мужчиной.
«Да, я неидеальная, и в этот период я позволяла себе вести переписки со старыми знакомыми, так как уже разведена. Но хочу подметить то, что это был первый и единожды случай, в браке я себе не позволяла даже посмотреть на чужого мужчину», – написала Камилла в соцсетях.
В припадке ревности Эмир избил ее, затем заставил раздеться до белья, на камеру признаться в измене, оскорблять себя и извиняться. «Я не осознавала из-за боли всей серьезности и чувствовала только страх, – делилась женщина своими переживаниями позднее. – Он бил меня и руками, затем повалил на пол продолжил своими мерзкими ногами. Такой диагноз мне поставили: сотряс (сотрясение мозга. – Даптар), ушиб бедра левого, правого и гематомы».
Камилла приложила фото лица с синяком под глазом и видео из больницы, где она сидит на кресле-каталке. Блогерка утверждает, что сняла побои и подала заявление в полицию.

По словам Камиллы, после избиения Эмир сказал, что они все равно продолжат жить вместе. Она просила отпустить ее, шутила про синяки – лишь бы он успокоился, и планировала, как скрыться от бывшего мужа. В итоге ей это удалось.
В переписке она просила Эмира и его друзей, которые тоже писали ей, оставить ее в покое, но бывший муж стал угрожать: не вернешься – выложу видео.
И тогда Камилла решила предать огласке то, что происходило у них в браке. Блогерка отметила, что «до последнего хотела молчать и не выносить эту грязь в соцсети», но не осталось выбора: она чувствует, что ее жизнь под угрозой, Эмир не оставлял в покое, а также рассказывал знакомым и всему ее окружению «выдуманные истории» про нее.
«Я это все буду рассказывать и выкладывать, чтобы девочки были осторожны. Знаю, таких случаев в Дагестане много, но не все осмеливаются это рассказывать и просто молчат», – написала Камилла.
В основном люди поддерживают женщину… Благодаря таким людям появляется надежда на то, что терпимость к насилию снизится
Эмир
Эмир тоже решил взять слово. У себя в инстаграме он опубликовал сторис, суть которого сводится к следующему: до ее уровня я падать не хочу, обсуждать все это не буду и другим не советую, пусть Всевышний поставит ее на правильный путь. «Счастливой жизни тебе и побольше веры. Всем мирного неба над головой и добра в сердце братья и сестры», – заключил он.
Но этим дело не кончилось. Видимо, разозленный резонансом, который вызвала публикация Камиллы, Эмир как минимум дважды выходил в прямой эфир со своей страницы. И если в первой сторис он заявлял о решении «не позорить» себя и бывшую жену, в эфирах его высказывания уже не были такими снисходительными и миролюбивыми – Остапа несло.
Сам он эфиры не сохранял, но записи разлетелись по дагестанским телеграм-каналам и инстаграм-аккаунтам.
«Раз она до такого докатилась, я щас по всем фронтам ее опозорю», – сказал Эмир. И поведал, что Камилла неверующая, мол, она говорила, что хочет снять хиджаб, а когда съехала от него, оставила в квартире только намазный коврик, намазник и Коран.

Также он обвинил Камиллу – «девочку с очень ужасным прошлым» – в том, что она вышла замуж якобы не девственницей, до этого жила с мужчиной без никяха (исламский брак), употребляла мефедрон, а будучи в браке, постоянно его обманывала.
«Я закрыл глаза на многое и поставил ей свои запреты, так как она умоляла дать ей шанс, – написал он, – запретил ей общение с подругами, которые тесно связаны с мефом, и максимально пытался поменять этого человека».
Эмир заявил, что Камилла, когда еще была за ним замужем, «позволяла себе общение с другим парнем»: «общение идиотского рода, на интимные темы, про плетку, как эти девочки умеют делать». «Как любой уважающий себя мужчина, кавказец, узнав об этом, я ей это предъявил», – оправдал избиение бывшей жены Эмир.
«Последнее предупреждение я ей сделал. Я ей максимально советую закрыть варежку и просто там сидеть на одной точке спокойно, иначе ничем хорошим это для нее не закончится, – сказал он в эфире. – Мне нечего терять – у меня тут шестьсот подписчиков, можно сказать, с деревушки выскочил. Она много чего может потерять (очевидно, Эмир имеет в виду, что Камилла зарабатывает рекламой в блоге и дурная слава может снизить ее заработок. – Даптар). По шариату нужно было ее камнями закидать, убить. Здесь мусульман мало, я так понимаю».
Чаще обращаться за помощью уроженки Северного Кавказа и с тех пор количество заявок не снижается
Реакция
История вышла за пределы дагестанских пабликов и попала в медиа, про это написала правозащитница Алена Попова. Кейс сравнивали с историей Салтанат Нукеновой, погибшей после избиения мужем Куандыком Бишимбаевым в Казахстане в 2023 году (история имела огромный международный резонанс, убийцу приговорили к 24 годам лишения свободы; на законодательном уровне было ужесточено наказание за домашнее насилие).
В инстаграме дагестанки запустили тренд: в своих видео они просят на махр чтобы их не били.
Все увеличивающийся резонанс, по всей видимости, Эмира напугал. Он выложил новые сторис, в которых уже не так бойко гарцевал на ретивом скакуне истинно верующего, оскорбленного в лучших чувствах джигита, защищающего свою честь. Наоборот, поджав губки, стал взывать к сочувствию подписчиков (но вряд ли преуспел в этом, потому что походя принижал женщин).
«Да, я неидеален, я поддался эмоциям и эфиру, о котором вообще пожалел, – написал он. – Но вы поставьте себя на мое место, неужели вы думаете, что там жертва сидит и ей так тяжело жилось со мной».
Эмир отметил, что не хочет выставлять напоказ все и гневить Всевышнего и Эмир заявил, что Камиллу все посчитали идеальной, а его назвали «самым падшим человеком», выслушав только одну сторону (похоже, он забыл, что записи его эфиров разошлись очень широко?).
Сбивчивый текст этих сторис показателен, если мы говорим о логике абьюзера. Приведем некоторые из них со своими комментариями.
«Я не хочу воевать и соперничать с женщиной, вставать на одну ступень с ней» (ведь женщина изначально слабее, ниже и грязнее, очевидно?).
«Я не говорю, что я прав, что поднял на нее руку, но в этой жизни ничего не происходит просто так», «Камилла, если бы не твой острый язык, ты бы не довела меня до белого колена (правильно: каления; отметим, что текст сообщений обеих сторон редакция не меняла. – Даптар) и этих матов тоже бы не было» (переводим: «самавиновата, потому что спровоцировала». На самом деле – нет!).
«За что я это сделал, другие бы вообще убили» (то есть он еще и молодец!).
В конце этого сумбурного текста Эмир прямо попросил Камиллу прекратить распространять информацию и хайпиться, а также не искать поддержки и сочувствия у людей: «Камилла, я делаю сабур (терплю, проявляю выдержку. – Даптар) в силу твоего возраста и в силу того, что ты была моей женой, заканчивай этот цирк и эту драму, если ты хочешь пожаловаться на меня, то жалуйся Всевышнему, а не рассчитывай на несчастную поддержку людей, ты говоришь, что ты в религии, но при этом ищешь спасение в Инстаграмме, а не в Аллагье».
Бросаясь обвинениями, Эмир хотел навредить Камилле и не ожидал, что его бывшую жену многие поддержат, а навредит он в первую очередь себе.

Такая реакция «обиженного мужа» неудивительна. Такой «логике» наверняка учат в учебниках для абьюзеров (если он существует). Но что вызывает надежду, так это реакция в соцсетях – Камиллу поддержали, даже несмотря на то, что для кавказского общества те обвинения, которые ей предъявил Эмир, действительно серьезны.
В правозащитной организации «Марем» проанализировали комментарии под постами про историю Камиллы и Эмира: «…Что нас приятно удивило – это комментарии. Да, встречаются те, для кого «все неоднозначно», «она его довела», «раз бил – было за что». Но в основном люди поддерживают женщину… Благодаря таким людям появляется надежда на то, что терпимость к насилию снизится».
Такой же вывод сделали в центре по работе с проблемой насилия «Насилию.нет», отметив, что с сентября прошлого к ним стали чаще обращаться за помощью уроженки Северного Кавказа и с тех пор количество заявок не снижается.
Марха Ахмадова