Новость о том, что мужчинам-осетинам не продают прокладки во Владикавказе, облетела множество СМИ. Издание «Сапа» опубликовало фотографию из минимаркета с объявлением – «Мужчинам осетинам прокладки не продаем» – и процитировало сотрудницу магазина Залину. Та рассказала, что в своей инициативе исходила из собственных представлений о том, как должна быть устроена осетинская семья и о роли мужчины в ней. «Вы себе представляете, что в этом доме может происходить, если женщина, будучи на ногах, абсолютно здоровая, просто по лени или по какой-то легкомысленной причине может сказать мужчине: «Иди, принеси мне прокладки?» Мы хотели чуть-чуть напомнить мужчинам-осетинам, что их предки так не поступали. Мы со стороны патриотизма подошли к этому. Мы не хотели никого задевать, просто хотели напомнить мужчинам, что они осетины», – сказала женщина.
Корреспондентка Даптара поговорила с женщинами и мужчинами из Северной Осетии, чтобы узнать, как они восприняли новость о локальной инициативе и почему «женская тема» в республике до сих пор считается стыдной.
В комментариях под публикацией мнения разделились. Многие соглашались с авторами объявления: «Зашквар такое покупать», «А потом женщины возмущаются что нет настоящих мужиков, все какие-то не такие, вот они и не такие – покупают прокладки, ходят на роды и делают по дому женские дела», «Это не мужчина, это чмо болотное. Кто бы ты ни был, если ты опустился до того уровня, ты в натуре прокладка».
Были и те, кто недоумевал или выражал несогласие: «Что за чушь! Приобретая такую покупку, мужчина заботится о своей женщине!», «Ситуации разные бывают это всего лишь средство гигиены, которым пользуется половина населения. Ничего постыдного в естественном биологическом процессе нет. Наоборот, хорошо, что женское здоровье перестало быть табу».
В личной беседе люди оказались далеко не такими категоричными.
Зарема, 26, учитель
– В моей семье было не принято открыто говорить о месячных. Мама со мной это обсуждала лет в 12, но к тому времени я уже все выяснила из книги для девочек. Она подчеркивала, что это все очень личное и никто даже не должен догадываться, что у тебя месячные. И была недовольна, если прокладки случайно оказывались на видном месте. В общем такая стыдная тема. Даже с сестрами мы это особо не обсуждали. Младшая сестра лет в 9 как-то увидела кровь в ванной и подумала, что я умираю. Причем, почему-то от чахотки. А я не знала, как ей все объяснить.
Помню, как я в первый раз протекла в школе. Очень было страшно и стыдно. Сейчас я понимаю, что было бы сильно проще, если бы к этому было более адекватное отношение. Как к нормальному естественному процессу. В жизни женщин и без того хватает напряжения.
Ситуация с магазином возмутительная. По мне это нормальное проявление заботы со стороны мужчины, если женщине плохо. Почему такое отношение к этому в обществе, не знаю. Это же не наша уникальная особенность. Во многих культурах к этому относятся, как к чему-то нечистому. К беременности и родам такое же отношение. Это никак никогда не аргументируется. То есть, вот это ощущение стыда передается из поколения в поколение, а какого-то рационального объяснения не дает никто. Все объясняется тем, что это «худинаг» («стыд» с осетинского; прим.ред.).
Я бы назвал это маскулинностью из фикс-прайса, мужским достоинством с алиэкспресса
Георгий, 30 лет, работает в сфере рекламы
– Я слышал об истории с магазином, но не понял как покупка средств гигиены может влиять на ценности. Среди мужчин есть такое отношение к этому, что «западло», подразумевая, что это женские штучки. Для меня во всем этом есть момент смущения, но не более того, назвать это позорным я не могу.
Ирина, 36 лет, экономистка
– Моя семья не особо традиционная, но тема менструации была у нас табуированной. Мне никто не объяснял, что это такое. Я росла в 90-е, тогда по телевизору было очень много рекламы прокладок. Я спрашивала, для чего они нужны, но ни мама, ни старшие сестры мне не отвечали. По их реакции я понимала, что задаю какие-то неуместные или стыдные вопросы. Помню как-то с тетей смотрела телевизор, показали рекламу – по сюжету девушка приходит на совещание и замечает, что на ее стуле чернила, которые разлили коллеги. Она выходит из ситуации, промокнув их прокладкой. Тетя тогда сказала, что для таких случаев и нужны прокладки. Какое-то время я в это верила, потому что в рекламных роликах всегда использовали синюю жидкость.
Дома была энциклопедия для девочек, которая состояла из двух разделов – «девочкам помладше» и «девочкам постарше». Мама велела не читать раздел для «постарше». Я знала, что ответы на мои вопросы в той части, но была очень послушным ребенком и не читала, наверное, год. Потом все же прочитала, любопытство взяло верх. Там без деталей объяснялся физиологический процесс менструации, был схематичный рисунок. Примерно тогда же я прочитала роман, который нравился всем девочкам в то время «Поющие в терновнике». Там была сцена, когда девочка обнаруживает у себя на белье кровь и решив, что умирает, приходит к священнику. И тому приходится объяснять, что происходит с ее телом, мысленно сетуя на ее мать, которая не потрудилась поговорить с ребенком. Из таких обрывочных сведений и состояли мои знания о том, что должно вот-вот произойти с моим телом. Поэтому совершенно не понимала, как справляться со всем этим, когда месячные уже начались. Уже гораздо позже от подруг и из женских журналов я узнала как отслеживать цикл, чтобы это каждый раз не было сюрпризом, как быть с недомоганиями, болью и так далее.
А когда мои сыновья в возрасте 11-12 лет спросили меня, хихикая над рекламой, для чего нужны прокладки, я спокойно рассказал им что происходит с половиной людей на планете. Они, кажется, заскучали и потеряли интерес к шуткам на эту тему.

Игорь, 25 лет, студент
– Эта история пример даже не токсичной маскулинности. Я бы назвал это маскулинностью из фикс-прайса, мужским достоинством с алиэкспресса. Не могу понять, где корреляция ирондзинада, лагдзиназада осетинского («качества, присущие осетину, осетинскому народу; традиционный осетинский характер», «относящееся к мужскому, «быть мужчиной» в традиционном понимании для осетин»; прим.ред.) и покупкой прокладок.
Почему нельзя продавать прокладки мужчинам осетинам, почему они должны лишаться чего-то мужского из-за этого?
Я не назвал бы себя консервативным человеком, но я также далек от человека с так называемыми «прогрессивными взглядами». Но я не вижу ничего позорного для осетина в том, чтобы пойти и купить средства женской гигиены. Я бы, если честно, даже понял, если бы запретили продавать презервативы. Точнее, не то, что бы понял, но это выглядело бы логичней.
Чем дальше в лес, тем больше запросов в обществе на двухкопеечные аналоги чести и достоинства. Я вижу сейчас какие-то попытки косплея жестких романтизируемых времен, «когда осетины были великими». И на фоне того, что осетинское общество дезинетегрируется, нуклеаризируется и это необратимые процессы, все чаще и чаще такие инциденты будут возникать.
Алла, 38 лет, домохозяйка
– Тех женщин из магазина я не берусь осуждать – понимаю, они это сделали, потому как росли с пониманием, что все, что касается вопросов женского тела, очень стыдно. Скорее всего они из того поколения, которые стесняются обсуждать это даже со своими дочерями. Я думаю, что это проблемы прошлых поколений, все это постепенно теряют свою актуальность, что подтверждает и факт появления этого самого объявления».
Максимально постараюсь не связать это со стыдом, объяснить доступным для ребенка способом физиологию
Диана, 40 лет, домохозяйка
– Мои мама и папа были выходцами из сел, поэтому тема менструации была очень табуированной, нормально мне никто ничего не объяснял. Но мама сделала, на мой взгляд, одну важную вещь, она купила книжку, где в доступной для подростков форме было примерно описано, как все происходит, что бывает такой процесс, идет кровь и так далее. Я была читающим ребенком, поэтому все это прочла, запомнила, впечатлилась и отнеслась очень серьезно.
Но как ребенок я не совсем правильно поняла прочитанное и мне казалось, что «это» происходит все время. Лет в 11-12 думала, что придется каждый день пользоваться прокладками.
Мне было очень страшно, что «это» начнется по пути в школу, я помню, ехала в трамвае и боялась, что у меня потечет по ногам. Когда это началось, то я, естественно, поняла, что все бывает совсем не так. Я знала, что отношение у всех к этому какое-то такое – вслух об этом не говорят, но сама сразу поняла, что это естественный процесс и по большому счету стыдиться нечего. Я уже не помню, как покупка прокладок происходила тогда, но сейчас ни я, ни мой супруг абсолютно не стесняемся этого делать.
У нас в обществе отношение к этому всему как к чему-то постыдному, все физиологические процессы, относящиеся именно к женскому телу – тема табуировнанно-стыдненькая и относится к категории «по-женски». Все заметается под этот термин, который произносят шепотом. Думаю, что многие женщины в мире и у нас не понимают, что с ними происходит, не знают, почему в эти дни так больно, не понимают вообще физиологию самого процесса.
Думаю, администратор магазина добилась противоположного в итоге. Слова «прокладки» и «великие предки осетин» теперь немножко связались в медиапространстве. Это ее истерическое объявление возможно было попыткой показать, что нужно быть менее европизированными. В объявлении говорилось, что не продают прокладки именно осетинским мужчинам, то есть, на русских и мужчин других национальностей уже махнули рукой, а вот осетины, вы-то хотя бы постыдитесь. Вышло немножко так по-националистически и очень некрасиво. Думаю, зря она это сделала.
Со своей дочерью я постараюсь начать эти разговоры очень сильно заранее. Я за подход, когда ребенку в раннем возрасте объясняют такие вещи. Я максимально постараюсь не связать это со стыдом, объяснить доступным для ребенка способом физиологию. Годам к восьми планирую объяснить, что это такое, как это происходит и что нужно делать, как за собой ухаживать, чтобы страха к теме менструации не было в принципе. Попытаюсь не передать дальше эту «поколенческую травму».

Сослан, 50 лет, предприниматель
– Я покупал прокладки жене без проблем, это было, кажется, сразу после рождения ребенка. Обычно я не делаю этого, потому что в принципе покупками у нас в семье занимается жена. Но если надо будет, я куплю, не вижу в этом ничего позорного. То объявление в магазине, я посчитал глупостью и не меньшей глупостью то, что это распространили в интернете и раздули из этого скандал.
София, 22 года, безработная
– Даже если опустить тот момент, что невежество в вопросах физиологии женской само по себе вызывает много проблем, бывает же элементарно, что женщине плохо, лень или у нее нет возможности дойти до магазина и надо попросить мужчину помочь.
Зарина, 33 года, врач-эндоскопист
– Отношение к теме менструации в нашем обществе как к чему-то запретному. А запретное оно потому, что «грязное» и «стыдное». В церковь не сходишь во время менструации – женщина грязная, намаз не сделаешь – женщина грязная. А сами менструации у женщин между собой принято называть болезнью – «Я заболела».
Изменения отношения к менструации в нашем обществе я, возможно, и не заметила бы, если бы не ситуация с магазином некой Залины, вывесившей запрет истинным патриотам-аланам на покупку прокладок для своих спутниц жизни. К слову сказать, такого стыда я давно не испытывала. Но меня очень порадовала реакция в соцсетях, отреагировали даже мужчины. Конечно же, в меньшей степени, ведь именно они внушили женщинам, что те, менструируя, являются чем-то неподобающим, забывая о том, что способность женщины к менструации – это знак, что она может рожать детей и, благодаря чему, собственно, когда-то их родила мать. И это ли не чудо – способность родить!
Не могу сказать, что это было запретной темой в нашей семье. Но, когда случились мои первые месячные, я не сказала своей маме. Я стеснялась и вообще очень грустила, что этот день настал. Но через несколько дней мама узнала и поговорила со мной.
Информированность об этом важна для того, чтобы девочки не чувствовали себя «плохо», не стыдились, не закрывались, не думали, что с ними что-то не так; чтобы взрослые женщины не городили чушь, с гордостью связывая покупку прокладок с патриотизмом; чтобы и мужчины не стыдились и могли спокойно купить средства личной гигиены для своей жены.
Сабина Васильева