То, что произошло 22 марта в «Крокус Сити Холле» в Москве, – не только чудовищный теракт, унесший жизни 144 человек. Эта трагедия повлекла за собой новый всплеск ксенофобных настроений. Когда были установлены личности нападавших, их национальная принадлежность и вероисповедание, в определенной части российского общества поднялась националистическая волна. Корреспондентка Даптара спросила у кавказских женщин, проживающих в городах Центральной России, насколько сильно они напуганы и видят ли в произошедших событиях угрозу для себя.
«Хоть бы не чеченцы»
«Когда мы узнали, что случилось в «Крокусе», сразу же стали мониторить в интернете все новости, – рассказывает Ева. Она живет в Москве уже десятый год. Здесь родились двое ее детей. – Я с ужасом смотрела эти видео – многие даже не смогла посмотреть и параллельно думала: «Хоть бы не чеченцы». Когда такое случается, всегда надеешься на то, что это сделали люди не твоей национальности. Потому что, ты уже знаешь, чего ждать, как только будет озвучена этническая принадлежность».
«В первый раз меня террористкой назвали, если я не ошибаюсь, во втором классе, – рассказывает другая собеседница Эниса. – Я живу в Москве всю сознательную жизнь и, к сожалению, все мое детство, юные годы, школьные годы сопровождались террористическими актами. И тогда я тоже испытывала страх. Но помимо того, что я боялась за жизни родных, близких, за себя, за свою безопасность, это был ещё страх обвинений, оскорблений, которые следовали, как правило, за такими событиями. Террористкой меня, кстати, назвал одноклассник, а учителя этому не сильно препятствовали. Когда возникали такие ситуации, учителя в школах не проводили бесед с детьми, поэтому было страшно ещё за то, как будут тебя воспринимать».
Марш массовой ксенофобии никогда не начинается сам по себе. В 2010 году, когда две террористки-смертницы устроили теракты в московском метро, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост главы государства, потребовал «более жестких и жестоких средств для борьбы с подонками». Сотрудники правоохранительных органов перешли на работу в усиленном режиме, в городе и метро их стало гораздо больше. Чаще всего милиционеры останавливали россиян кавказского происхождения. К женщинам в платках было особенно жесткое отношение – пассажиры неоднократно выгоняли из вагонов метро женщин в платках. Все мусульманки в хиджабах стали потенциальными террористками.
И хотя среди террористов, устроивших массовое убийство в здании «Крокус Сити Холла», женщин вообще не было, покрытые мусульманки и сейчас оказались виноватыми.
Уже пошли активные призывы нападать на «этих бородатых и замоташек», уже сейчас ко мне обратились 11 пострадавших от агрессии
«Бородатые и замоташки»
«Вот такую замоташку видела вчера в метро, – пишет под фотографией женщины в никабе пользовательница телеграма с ником Афанасьевна. – Очень было неприятно. Она на меня смотрела, а я «Норд-Ост» вспоминала. И было непонятно, как так получилось, что они – эти замоташки делают у нас что хотят». «Надо к такой подходить и с морды срывать никаб», – советует ей некто Jumping Leo.
«Всегда говорила и буду говорить все замоташки – исламские ш…, террористки, это рассадники убийц, и чем больше они прилюдно корчат из себя правоверных, и верующих, тем больше убеждаюсь в их неискренности и намерениях убивать мирных людей! Уезжайте в кишлаки избавьте от своего присутствия!!!» – возмущается в этом же чате Екатерина (орфография и пунктуация автора сохранены – прим.ред).
Скриншоты с этими сообщениями опубликовала в своем блоге правозащитница Марьям Алиева из Дагестана. Она подписала их так: «Я не просто так пишу девушкам-мусульманкам, чтобы сидели дома. Нацики беснуются».
«Как только появились самые первые версии о том, что преступники –бородатые мужчины кавказской внешности, я стала мониторить группы, которые, мягко говоря, не очень хорошо настроены к представителям другой, отличной от русских, национальности, – объяснила Алиева Даптару. – В этих группах уже раздавались призывы «гоните чурок», там я увидела, как обсуждают этих «замоташек». Когда же подтвердилось, что нападавшие – мусульмане, в этих сообществах просто открылся портал в ад. Уже пошли активные призывы нападать на «этих бородатых и замоташек», уже сейчас ко мне обратились 11 пострадавших от агрессии, поэтому я посоветовала девушкам не выходить из дома хотя бы первое время».

Девочек легко побить
«Мне кажется, в России девушек в хиджабах не сильно любят – есть такой бытовой шовинизм, – продолжает Марьям. – Это случалось и до теракта. А когда происходит такая трагедия, как в «Крокусе», покрытым мусульманкам становится еще сложнее, потому что весь гнев, вся злость общества падает на них. Девочек легко побить. После всех взрывов, которые раньше были – в метро и в автобусах – именно на девушек чаще всего нападали, срывали хиджабы, били. С девочкой физически легче справиться – ее ударил один раз, она упала, а ты взял и сорвал с нее хиджаб – это ведь проще, чем драться с мужчиной».
Подтверждение прогнозов Марьям последовало очень скоро. Пост под заголовком «Нападение на чеченку» в своем аккаунте в инстаграм разместила @lindookaa: «Моя подруга, возвращаясь с работы, должна была заехать ко мне. Заметив, что она задерживается, я написала ей. После чего раздается звонок. Подруга в слезах: «Линд, я стою у твоего дома. жду полицию, на меня напали»» (пост удален, но другие перепостили историю).
Девушка несколько скомкано рассказала историю, как ее подруга шла вдоль дома на Можайском шоссе и увидела, как двое людей наезжали на курьера, которые заносил заказ в один из подъездов. Заметив подругу, мужчина начал бежать за ней, «применяя грубую физическую силу», а затем к нему присоединилась женщина. Они попытались девушку избить. Ее защитили жители дома – соседка автора поста и молодой человек, который гулял с ребенком во дворе.
«Моя подруга не носит хиджаб, выглядит, как среднестатистический житель Москвы. Одета была в платье и курточку, с собранными волосами. У нее всего лишь немного смуглый оттенок кожи. Этим нелюдям хватило одного внешнего признака, чтобы совершить подобное, поэтому можно и не гадать, что может произойти с покрытыми девушками или детьми не славянской внешности», – говорит авторка поста.
Я прекрасно помню, как в Москве после терактов относились к тем, что немного темнее и исповедует ислам
«Надя, что ты возишься, вызывай полицию!»
По словам девушки, ее подруга и нападавшие были доставлены в отдел полиции, где задержанная вместе со своим подельником кричали, что их нужно освободить, а вместо них засунуть в камеру «всех нерусских». В момент задержания женщина тыкала пальцем в плечо полицейскому: «Это же все из-за них, ты не понимаешь? Ну, ты же русский, как ты можешь их защищать? Все это происходит из-за вот этих, ты хочешь, чтобы Москва осталась этим тварям?»
В Можайском районе Москвы живет много кавказцев. В их числе и Зара. Она носит хиджаб.
«Вчера, у входа в метро меня остановили контролеры и потребовали предоставить социальную карту, – рассказывает Зара. – Я спросила причину, мне ответили, что простая проверка. Возмутившись, я указала на других прохожих с социалками, которых они беспрепятственно пропускали. И в этот момент второй контролер говорит: «Надя, что ты возишься, вызывай полицию»».
Она не стала их даже слушать, быстрым ходом спустилась к вагону метро, села в него и умчалась: «По закону они могут попросить предъявить им социальную карту, но останавливать меня не имеют права. Я об этом читала накануне. Вот такие придирки уже начались. Но мне на это вообще плевать. Нужно знать свои права. Когда я замечаю явно неприятный взгляд со стороны – в метро, в автобусе, на улице, я уверенно смотрю в ответ. Иногда спрашиваю: «Чего уставились?». Нацисты, по сути, очень трусливые люди и дальше своих взглядов и болтовни не идут».
«Я не ношу хиджаб, но мне уже не хочется никуда выходить, – говорит юристка Фатима Абдулкарим из Дагестана. – Как человек, который живет в Центральной России с двух лет, я прекрасно помню, как в Москве после терактов относились к тем, что немного темнее и исповедует ислам. Я здесь ходила и в школу, и в колледж, и в университет, и прекрасно помню, как после таких событий в обществе становилось намного больше русских маршей и прочих нацистских настроений. Я, конечно, очень надеюсь, что сейчас общество не такое, которое было в двухтысячных».
Тяжелее всего в новых условиях приходится мигрантам. Если кавказцы могут хотя бы обратиться за помощью в полицию, у гостей из ближнего зарубежья такой государственной поддержки нет. В обществе все чаще стали звучать требования ужесточить миграционное законодательство. Православный олигарх Константин Малофеев вообще заявил о том, что создаст фонд борьбы с мигрантами, что будет предпринимать меры по «продвижению законодательных инициатив, направленных на кардинальное реформирование миграционной политики».
Ненавистью к таджикам пропитаны почти все комментарии подобной тематики в социальной сети «Вконтакте». В сети много скриншотов из чатов, где люди при курьерской доставке уточняют, кто привезет их заказ, или отказываются ехать в такси, если водитель – таджик по национальности.
А в это же время на одной из станций московского метро трое молодых людей, один из которых одет, как герой сериала «Слово пацана», а лица двоих других закрыты масками, скандируют: «А, ну-ка, у***вай отсюда. Россия для русских, Москва для москвичей, Африка для не***ов, помойка для ха***й».
«Те, кто и так не очень любил кавказцев и азиатов, сейчас станет еще активнее, – полагает Фатима Абдулкарим. – Многие девочки говорят мне, что им страшно. Одна подписчица писала, что боится поехать в больницу, другая девочка вышла в магазин и строчит: «Я не понимаю, то ли я накручиваю, то ли мне кажется, но на меня как-то люди странно смотрят»».
«Ой, у нас тут такой ужас происходит, – рассказывает жительница Подмосковья, чеченка Лаиса. – Вчера зашла в магазин, а охранник ходит за мной по пятам. И это при том, что я здесь почти 15 лет живу, в этом районе все меня знают и к моему платку, казалось, привыкли. Мы, наверное, сбежим отсюда на время. Я не пускаю детей в школу, там старшеклассники дергают мелких. Свекор нам вообще запретил выходить из дому. Везде усиление, 100 метров не проедешь без ментов, все таджиков ловят».

«У нас в таком нельзя»
Больше всего поражают те, кто убеждают, что все эти страхи преувеличены, пишет в своем блоге историк Амира Сапарби. Она носит хиджаб и живет в Москве на протяжении десяти лет. Девушка окончила здесь РАНХиГС по специальности «История государства и власти», ее аккаунт насчитывает свыше тридцати тысяч подписчиков. Девушка часто делится с аудиторией своим мнением по поводу различных событий.
«Ничего нового в том, что сейчас происходит в российских городах, сейчас нет, – говорит Сапарби. – Мы, нерусь, через это проходили не раз. Я тоже могу сказать: «Я уже десять лет в хиджабе в Москве, и никто на меня не нападал», но я никогда не чувствовала себя здесь как дома, хотя родилась здесь и выросла. Взгляды, лишнее внимание и пару раз брошенные вслед фразы все-таки меня сопровождали на протяжении этих десяти лет.
Кто-то мне говорил: «В военные годы спокойно жил тут в Москве и их никто не дергал», поэтому я нагнетаю все. Не знаю, может, у них все благостно, но кто-то столкнулся с другой реальностью, в том числе мои два брата, которые попали в больницу после драки со скинхедами. Это все никуда не уходило, оно сидело внутри и сейчас просто нашло повод всплыть наружу с новым энтузиазмом.
Сейчас, конечно, многое проще, чем десять лет назад, но осадочек остался. В итоге город, в котором я родилась и жила всю жизнь, город, который пригрел всех, отовсюду, конкретно мне не раз показал, что мне тут не место, еще до того, как я стала «замоташкой»».
У меня сейчас похожие ощущения с теми, что я испытывал, когда захватили «Норд-Ост»
«Сейчас такого страха уже нету…»
Среди женщин, которыми говорила корреспондентка Даптара, были и те, кто никакой новой опасности для себя не видит и не думает, что может оказаться в числе жертв стихийной кампании по «поиску врага».
«На следующий день после теракта мы с мужем сидели и смотрели новости, – вспоминает Раиса. – И он мне говорит: «У меня сейчас похожие ощущения с теми, что я испытывал, когда захватили «Норд-Ост». Я так же сидел и ждал, что вот-вот в квартиру ворвутся. Но сейчас такого страха уже нету». Да, сейчас отношение к чеченцам другое. У меня такое ощущение, что я вообще дома нахожусь – в нашем районе очень много чеченцев, ингушей, дагестанцев – в каждом доме по две-три кавказские семьи. Какая-то интернациональная Москва. В этом плане здесь у нас все очень спокойно. И по поводу моего хиджаба мне никто ничего не говорил».
«Сейчас все равно все гораздо проще, чем в 90-е и 2000-е, – уверена чеченка Ева. – Конечно, еще живы представители поколений, выросших на той пропаганде, но молодежь принципиально другая. Да и представителей других национальностей здесь гораздо больше. В классе моего о сына учатся всего несколько русских, у всех остальных – мусульманские имена: Мамед, Ясмина, Ясина, Аниса, Муслима, Бахром, Амир, Азиз».
«Честно говоря, я не знаю, какая атмосфера царит в городе, еще не была ни в одном торговом центре или кафе, – говорит Элина. – Я читала о каких-то нацистских настроениях в социальных сетях, но самой мне не приходилось такое наблюдать. Я все-таки считаю, что по сравнению с моим детством общество сделало огромный шаг вперед и больше не приписывает бесчеловечные акты к национальности или к религии. Во всяком случае, я хочу на это надеяться».
Однако даже беглый поиск в интернете по ключевым словам «хиджаб», «девушка» и «напали» не дает больших оснований для надежд и разбивает благостную картину. Так в августе-сентябре 2023 года, еще до всяких терактов в Москве и Подмосковье было совершено три нападения на мусульманок. В Новой Москве натравили собак на женщину с пятью детьми, один из пассажиров московского метро потребовал от девушки, чтобы она сняла никаб, а в Котельниках молодая женщина около пяти минут преследовала мусульманку в хиджабе, оскорбляя ее, называя «мартышкой и обезьянкой» и призывала отправить ее на войну как «пушечное мясо». Травле в социальных сетях подверглась и Аза Алиева, адвокат, которая вызвалась защищать интересы пострадавшей.
Асия Ахматова