Я стою на «красном». Жду. И вижу, как еле сдерживают себя машины впереди. Еще даже не загорелся желтый, а они готовы лететь вперед. Сбоку меня подпирают такие же торопыги. Они сигналят, злятся, что-то говорят. Но не слышно. Считывается только напряжение, раздражение и что-то еще со знаком минус. Им надо быстрее. Скоро время разговения.
Я смотрю и не могу понять, куда этим мужчинам торопиться. Да, голодны. Да, все понимаю. Сейчас март. На улице еще не тепло. И голодать в такое время крайне неприятно. Мерзнешь постоянно. Так все постящиеся говорят.
Но на кого злятся? На таких же постящихся? Серьезно? Сидят в теплых машинах. Сейчас, как прозвучит азан, и, как по взмаху волшебной палочки, на улицах появятся ребятки с водой и финиками. Будут лавировать между машинами, протягивать каждому в открытое окно.
За день до начала поста местные паблики запестрели поздравлениями. И обращениями! К чиновникам и руководителям разных госорганов и частных предприятий. Придумайте, мол, что-нибудь. В период поста на женщинах большая нагрузка – им готовить нужно. Отпускайте их с работы на час раньше хотя бы. У них же семьи.
Думаю, лояльных начальников в Дагестане полно. И негласный закон об укороченном рабочем дне в Рамадан и так имеет место. Но только в тех организациях, где это вообще возможно. Вряд ли, учителя, воспитатели в садах или врачи могут себе такое позволить.
Сейчас женщин многие упрекают в том, что они уже не те. Что готовить не хотят. Разучились
И вот вспоминая все это, я опять стою на «красном», слушаю протяжные гудки и думаю, так все-таки куда вы торопитесь, ребята?! Ваши женщины после тяжелого рабочего дня (даже если их отпустили пораньше) жарят, парят, варят, раскатывают, запекают, торопятся, накрывают на стол. На самом пике голода и жажды! Это сложно. Мягко говоря. А вы приедете, и все уже будет готово.
Сейчас женщин многие упрекают в том, что они уже не те. Что готовить не хотят. Разучились. Все заказывают или отправляют мужей в рестораны на ифтары с друзьями. И сами по ресторанам с подругами и сестрами ходят. Любят себя сильно!
А и правильно делают! В Рамадан женщины так же работают, водят детей в кружки, сады и школы, проверяют у них уроки, стирают, готовят, встречают гостей. Да и без гостей в пост все хотят радовать семью чем-то особенно вкусненьким. В свободное время женщины шерстят каналы фудблогеров или придумывают что-то сами, бегают за продуктами. И если в таком ритме есть хоть какая-то возможность облегчить себе жизнь и убиваться у плиты хотя бы не каждый день, это прекрасно. Кстати, есть еще вот какой момент – те, у кого наши «ленивые» женщины заказывают еду на ифтар – это тоже чаще всего женщины.

Мои героини! Бойцы невидимого фронта. Вот кто пашет! С раннего утра и до самого разговения они готовят весь день все самое вкусное: чуду всех видов и хинкал всех национальностей, плов, салаты, супы, выпечку. Стоят у горячих печей в жарких помещениях и нельзя ни капли воды и ни крошки еды.
Да! Конечно! Пост – это про сознательный выбор каждого. И Всевышний не дает испытаний, через которые нельзя пройти! Но я восторгаюсь не только стойкостью, а еще настроением. Они на подъеме! Улыбаются.
«Ураза сказывается, голова совсем не соображает», – извинилась на днях передо мной, молодая официантка. Я забыла про вас.
Да какие там извинения?! Я подожду. Все понимаю.
Недавно я, наивная, приехала в свою чудушную у дома. До ифтара. Я предварительно ничего не заказывала. Нужно было буквально 2 чудушки на ужин. А таааам… очередь змеится по тротуару.
Мне не ждать, да, спрашиваю. Я не заказывала заранее.
Приходи после шести, отвечают, мы тебе приготовим, конечно.
То есть и в шесть их рабочий день не закончится, да?
Говорю же, героини.
А в горах!!! Где минимум возможностей купить готовое, а кормить нужно много народу. И работающих женщин никто не отменял!
Хлебосольные дагестанские хозяйки не мелочатся – даже рано утром гостей ждет целая поляна
Еще туристы эти. Им же не объяснишь, что не нужно ехать в Дагестан в Рамадан. Кроме того, до недавнего времени Рамадан приходился как раз на майские праздники. На начало сезона. На большой поток людей. И гостевые дома, гостиницы в горах, маленькие кафешки не прекращали работать. Трудятся там в основном женщины. Трудятся и постятся. Организаторы туров со страхом звонят и пишут своим партнерам, боясь услышать отказ. Им неловко просить и настаивать, зная, что работать в обычном режиме в пост физически сложно. Но чаще всего никакого отказа от горских женщин они и не получают. Слава им!
Даже небольшой гостевой дом – это знаете что? Адский труд.
Утром гости проснулись, а для них уже готов завтрак. Хлебосольные дагестанские хозяйки не мелочатся – даже рано утром гостей ждет целая поляна. Тут любой найдет еду по вкусу. И хипстеры-веганы, и всеядные консерваторы.
Чай, кофе, калмыкский чай. Последний приезжие чаще всего не понимают, но кто их вообще спрашивает. Попробовать же надо!
Горячие пышки, домашний хлеб, блинчики
Сыр, молоко и масло – практически из-под коровы, а яйца соответственно из-под кур.
Каши нескольких видов…
Если группа выселилась, то за ней надо перестирать гору белья, сделать уборку в комнатах. И ждать новых гостей. А новым нужен ужин.
И где эти новые еще попробуют «наши» блюда?! Надо готовить, значит.
Говорю же, героини.
На фоне всего этого мне вспоминается история друга. Живет он в горах и давно уже катает по Дагестану туристов. И вот однажды гости его попросили организовать конную прогулку. Он радостно тыкает в телефон и звонит сельчанину, который как раз этим и занимается. Туризм в горах – это для многих способ честно заработать, а не подаваться в город и другие регионы на заработки, поэтому гиды, водители и прочие, занятые в этой сфере, всегда рады подкинуть шабашку друзьям и знакомым. Дозвонился друг не сразу. Заспанный сосед ответил, что катать на лошадях будет после уразы. Лошади что ли держат уразу, не удержался тогда мой друг. Потом рассказывал, смеялся.

Олды сейчас часто ворчат, что, мол, за гости каждый день в Рамадан?! Ешьте у себя дома. В чем-то они правы. Раньше так и было. Лет 20-25 назад. Все тихо шли открывать уразу дома. И если вдруг случайно к тебе заходил гость, и ты его кормил, то это было большим счастьем и удачей. В исламе накормить постящегося считается большим благим делом.
А сейчас этих гостей и звать не нужно. Все полюбили отпускать уразу вместе. В интернете над этим шутят и пилят мемчики, блогеры постят свои ифтарные столы, их за показуху и расточительство хейтят в комментариях. В общем жизнь течет, все меняется.
Разговение сегодня потихоньку превращается в увлекательное увеселительное мероприятие. Для того чтобы тебя пригласили на изобильный ифтар, по сути, даже поститься необязательно. Можно вообще быть другой веры. Таких людей у нас в шутку зовут криминальными ифтаритетами. Каждый из нас часто им и бывает. Но Дагестан любит кормить людей. С этим ничего не поделаешь. В любой непонятной ситуации тебя сажают за стол. А уж в период разговения и подавно.
Наверное, ислам этого не одобряет. Все же любой пост – это, в первую очередь, скромность, аскетизм, воздержание от соблазнов, поклонение Всевышнему, возможность провести время с семьей и близкими и уж точно не только отказ от еды. Но если людям весело каждый день ходить на ифтары к соседям по очереди, то это тоже имеет право на жизнь. Тем более, что и это можно воспринимать как женскую солидарность и возможность помочь друг другу. Сегодня готовит одна, завтра другая.
Girl power как она есть.
Так куда вы торопитесь, ребят?! А ну да, вам еще после ужина, ближе к полночи в кофейню на районе. А то пацаны не поймут. Пить кофе и решать в кофейнях все самые важные дела – это тоже наша новая дагестанская традиция. Но в основном мужчинская.
Лана Вартанова