Проект «Фатима Никахова» – брачное агентство для мусульман. Позиционируется как международный проект. У проекта два аккаунта в инстаграме – на 50,4 тысячи и на 101 тысячу подписчиков, и два канала в телеграме на пять-шесть тысяч подписчиков: один с анкетами девушек, второй с анкетами мужчин. Скриншоты и пересылка сообщений из последнего запрещены. На канале с женскими анкетами таких ограничений нет.
«Ведущая» проекта, представляющая отдельных женихов в видеороликах, рассказывающая про отзывы участников и рекламу, анонимна, лица не разглядеть: на ней никаб и солнечные очки.
Как работает проект
Проект «Фатима Никахова» полностью коммерческий. Подать анкету для публикации в телеграме и/или инстаграме и получить доступ к контактам потенциальных партнеров можно за пять тысяч рублей.
Организаторы проекта особо отмечают, что общение происходит только при участии мужчин – родственников невесты и только с одним партнером за раз.
«Это очень важно, чтобы вы относились серьезно и чтобы девушки-невесты относились серьезно. Вы же пришли создавать семью… Начав с харамного (имеется в виду прямое общение мужчины и женщины в личное переписке. – Даптар), халяльного не построить», – настаивает посредница.
За 50 и 100 тысяч рублей можно получить vip-услуги. В первом случае сотрудники проекта в течение шести месяцев отправляют человеку анкеты, подходящие под его критерии. Во втором поиск подходящего партнера не заканчивается через полгода – его ищут до победного конца.
Время от времени в аккаунтах и каналах появляется реклама – это могут быть финики оптом, восстановление после беременности «под ключ», «клиника по пересадке волос и бороды», косметические средства. Также здесь публикуются просветительские и дидактические видео на тему ислама, семейной жизни, мужественности и женственности.
В аккаунтах проекта выкладывают отзывы участников – обычно это скриншоты сообщений или голосовые от людей, нашедших пару через проект (или вне его, но после подачи анкеты). «Ведущая» показывает скриншоты и иногда зачитывает их. В редких случаях – это анонимизированные фото пары (лица скрыты эмодзи), заключившей никах. Судить о реальной эффективности проекта по таким отзывам довольно сложно.
Постоянной работы нет, как и у большинства дагестанцев. Есть свои темы там-тут, есть вложения, имею постоянный доход

Что нужно рассказать о себе в анкете
В целом, и мужчин, и женщин просят предоставить примерно одни и те же данные: страна и национальность, возраст, рост, вес, профессия, хобби, характер, семейный опыт, «болезни». Какого партнера видят рядом с собой и что готовы ему дать.
Отдельный блок вопросов касается религии. И если мужчине предлагается описать свою религиозность в целом, то женщину просят ответить на несколько конкретных вопросов: совершает ли намаз, читает ли Коран, какая у нее акыда, сколько сур и джузов знает. А также – покрытая или нет, если нет – готова ли покрыться. И как относится к многоженству.
Мужчинам еще предлагают предоставить видео квартиры или дома, где будет жить будущая жена (нам не удалось найти ни одной анкеты, где мужчина сделал бы это). А также уточняют, готов ли человек к семейной жизни. Казалось бы, для мужчины, подающего анкету виртуальной свахе, ответ очевиден, но нам встретились и такие, которые ответили: «Не знаю».
И мужчинам, и женщинам необходимо предоставить несколько хороших фотографий. Портреты мужчин сопровождают их анкеты. Женских в открытом доступе нет.
Мы изучили десятки анкет жителей и уроженцев Северного Кавказа, чтобы собрать общее представление – кто ищет партнера через интернет и каких супруг/ов предпочитают мужчины и женщины.

Женихи – кто ищет невест?
Анкеты подают мужчины в возрасте от 19 лет до 71 года (большая часть – 20-45 лет). Некоторые, очевидно – иронично, подражая женщинам, отмечают, что выглядят младше своих лет. 48-летний чеченец из Находки пишет, что выглядит на 35. 70-летний аварец из «Села» – на 60.
Живут они в России (преимущественно – в Дагестане, а также в Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Татарстане, Башкортостане и др.), есть и женихи-иностранцы.
Профессии у мужчин разнообразные. Много бизнесменов и предпринимателей, иногда человек указывает сферу деятельности и роль в бизнесе, иногда – нет. Есть рабочие (отделка, строительство, автомеханика, ремонт квартир, стирка ковров), программисты, госслужащие и военные, представители гуманитарных и творческих профессий (юрист, СММщик, фотограф).
«Постоянной работы нет, как и у большинства дагестанцев, – прямо заявляет 34-Даниял из Хасавюрта. – Есть свои темы там-тут, есть вложения, имею постоянный доход».
Я ищу принцессу, которая подходит под мой запрос. Попрошаек прошу не беспокоить, это низко выглядит со стороны
23-летний Шахбаз (для своих просто Шах) из Махачкалы – сейчас работает в Москве юристом, живет в двухкомнатной квартире с ремонтом – ищет девушку 19-21 года (можно 22), стройную, не выше 170 см, из Дагестана или дагестанку, живущую в Москве. Она должна быть добрая, искренняя, отзывчивая, а главное – чтобы слушалась мужа. «У меня был опыт уже, поэтому требования простые, но не у всех девушек получается их соблюдать», – пишет Шахбаз.
71-летний ногаец Рафаэль, вдовец со своей фермой в Дагестане, хочет встретить чистоплотную и верующую невесту «хорошего телосложения, честную, добрую, без вредных привычек». Национальность для Рафаэля значения не имеет.
37-летний ингуш из Казахстана, «директор частной компании», не указавший своего имени и не приславший фотографий, ищет вторую жену. Семья для него – это «минимум фитна, максимум комфорта и взаимопонимания». Ищет «ту, которая будет делать все ради довольства Аллаха, а потом – ради довольства мужа».
33-летний коммуникабельный чеченец из Грозного, который «чем только не занимается, покупает/продает», ищет вторую жену, «церемонии устраивать не собирается». «Я ищу принцессу, которая подходит под мой запрос. Попрошаек прошу не беспокоить, это низко выглядит со стороны», – считает кавказец.

Каких ищут невест
Запрос на невест – типичный патриархальный. Во-первых, женщина должна быть религиозной (что неудивительно, ведь проект позиционируется как помощь в поиске партнера для никаха по шариату). Для кого-то важно, чтобы женщина выросла в мусульманской семье, ежедневно совершала пятикратный намаз, строго соблюдала все требования религии, стремилась изучать ее. Другие акцента на религиозности не делают: богобоязненная – и этого достаточно.
«С акыда ахлу-Сунна валь-Джамаа главное богобоязненная, хочу жену, знающий Коран читать, знающий религию хотя бы немного, остальное я научу (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены. – Даптар),» – описывает свои пожелания 29-летний Мухьаммад из Грозного.
Первая жена знает, что хочу жениться на второй, анкету делали вместе, согласна на вторую
Также котируются послушные, скромные, добрые и веселые. Конечно – хозяйственные (умеет готовить, поддерживать порядок в доме). Мужчинам важно, чтобы жена любила и хранила верность, не была меркантильной и любила ради Аллаха, а не за деньги.
Отмечают, что невеста должна быть молодая и красивая, женственная и нежная. В некоторых анкетах указывают конкретные требования к росту и весу. Есть мужчины, для которых важны интеллектуальные способности: умная, мудрая, с высшим образованием, сообразительная, с желанием учиться и саморазвиваться.
Для кого-то принципиально, чтобы девушка была девственницей. «МУСУЛЬМАНКА приближенная к своей религии, 100% совершающая намаз и покрытая… ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтоб я был ПЕРВЫЙ во всем для нее! Обязательно умная!» – настаивает 29-летний лезгин Алихан, живущий в Сибири.
Но многие готовы взять в супруги и женщину с семейным опытом и детьми. «У меня полноценная семья с тремя детьми, – рассказывает 34-летний Зубайру из Избербаша. – Всех их люблю и ценю. Замену им не ищу… Ищу себе простую супругу до 25 лет, желательно без детей, но не категоричен в этом плане, могу и с малышом взять, так как люблю детей, для очередного брака». А вот тренер из Дагестана, «готовый стать многоженцем», даже предпочел бы невесту, у которой уже есть дети и «которая готова пожить для себя».
Примерно половина мужчин с Северного Кавказа через проект ищут вторую жену. «Отношение к обеим женам будет одинаково, – обещает 28-летний Юсуф из Дагестана, отец четырех детей. – Первая жена знает, что хочу жениться на второй, анкету делали вместе, согласна на вторую, при условии, что та не будет переходить грани со стороны другой жены. Обе должны знать, что если он у одной, то другая должна войти в положение и оставить его и лишний раз не беспокоить, если только в крайнем случае или же что-то случится. Только в этом случае она может написать ему или же позвонить, а просто так не надо беспокоить. Обе жены должны придерживаться этих условий». Другие – например, 35-летний чеченец из Дагестана – напрямую заявляют, что никах будет «скрытный».
Некоторые умудряются и в анкете на виртуальной доске объявлений прочитать женщинам проповедь на тему ислама. «ХОЧУ СДЕЛАТЬ НАПОМИНАНИЕ ТЕМ СЕСТРАМ, КОТОРЫЕ ПРОТИВ МНОГОЖЕНСТВА, – увещевает 28-летний чеченец Шамиль из Германии. – Тот, кто ненавидит что-то, с чем пришел Посланник, даже если действует в соответствии с этим, является КАФИРОМ. Это по единогласному мнению ученых. Снимите наконец розовые очки и начните изучать ислам, и вы поймете, что нет в этом ничего плохого».
«Сестра, которая хочет зависать в кофейне и каждый свой шаг выкладывать в инстаграм, нам не по пути», – заявляет упоминавшийся выше 34-летний Зубайру из Избербаша.
Есть анкеты, которые по жесткости и категоричности требований еще больше напоминают приглашение в рабство: «Я достаточно ревнивый, каким и должен быть мусульманин, и не приемлю, что моя жена будет сидеть с соц. сетях, выкладывать себя, наносить макияж, общаться с мужчинами и т.д. ЭТО ИСКЛЮЧЕНО! Также я требую носить никаб! Мне нужна покорная, любящая, желающая создать праведную семью мусульманка, у которой мысли не испачканы современной психологией и феминистическими взглядами. Те, которые хотят строить карьеру, самореализовываться и увлекаются психологией – мне с вами не по пути. Для вас я страшный абьюзер и тиран!», – заявляет 35-летний кабардинец, ищущий вторую жену.
Ту, кто будет соответствовать требованиям, женихи готовы вести в райские сады, стать для нее крепкой опорой и горой, честным и надежным партнером на всю жизнь, спутником в изучении ислама и обеспечении довольства Аллаха, а также обещают любить, уважать, дарить внимание и романтику, ну и, конечно, обеспечивать.
Невесты – кто ищет женихов?
Уроженок Северного Кавказа среди искательниц мужа в проекте тоже достаточно (хотя, по ощущениям, перевес в пользу женщин из азиатских стран СНГ). В первую очередь, это дагестанки. Есть также отдельные анкеты от жительницы Чечни, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Возраст: преимущественно от 18 до 30 лет, есть и старше. Самая возрастная невеста в анкетах, которые мы изучили, – 49-летняя разведенная жительница Дагестана, не указавшая свое имя. Зачастую женщины за 30 считают важным отметить, что выглядят моложе своих лет.
22-летняя табасаранка, без семейного опыта, намаз пока не совершает, но хотела бы научиться, получает высшее образование по менеджменту организации, в будущем хотела бы открыть свой бизнес. Ненавидит мыть посуду, зато отлично печет. Рядом видит веселого, щедрого и заботливого мужчину с сильным характером, который с женой позволит себе быть мягким.
Многоженство – это то, что дозволил Аллах, как-то отрицательно я к этому относиться в принципе не могу, но сама еще не готова к этому
20-летняя девушка из КЧР росла в «этнической мусульманской семье», намаз начала совершать недавно, учится и параллельно работает в госорганизации. Хочет, чтобы в браке «супруги проявляли уважение, взаимопонимание, поддержку, прислушивались к потребностям друг друга». Мужа рассматривает из адыгской группы народов, он должен быть без семейного опыта и вредных привычек, умный и щедрый, не ведущий социальные сети.
41-летняя (выглядит на 8-12 лет моложе) русская мусульманка, живущая в Краснодаре, в разводе 15 лет, сыну 19. 17 лет работала в больницах фельдшером, теперь работает на себя детским массажистом. «Хотела бы открыть свой центр [детского массажа]. Хочу путешествовать. Если выйду замуж, к этому добавится совмещение наших планов, идти вместе с мужем рука об руку, создать счастливую семью в исламе, в гармонии, от меня – забота, любовь и поддержка», – пишет женщина.
Из 50 случайно выбранных анкет у 20 невест нет семейного опыта, 30 – в разводе или вдовы, с детьми или без, причем развод мог произойти как за несколько месяцев до публикации анкеты, так и за несколько лет.

Религиозность невест
Кто-то ходит в никабе или хиджабе, многие – просто скромно одеваются. Большинство готовы покрыться, если муж потребует. Но не все. «Непокрытая, в будущем ИнШаАллах покроюсь, но исключительно для себя, любое давление по этому поводу со стороны людей – воспринимаю негативно, что дает обратный эффект, не готова покрыться ради того чтобы выйти замуж», – пишет 22-летняя дагестанка.
Из 50 невест 19 не против стать второй или третьей женой, 31 для себя такой вариант не рассматривает. Неприятие иногда высказывается в категоричной форме, иногда – уклончиво. «Если мужчина может оказывать внимание своим женщинам в полном равноправии, не вижу в этом ничего плохого. Признаюсь, себя не представила в роли второй или третьей», – пишет 34-летняя чеченка. Многие, как будто отвечая на увещевания 28-летнего Шамиля из Германии, пишут так: «Многоженство – это то, что дозволил Аллах, как-то отрицательно я к этому относиться в принципе не могу, но сама еще не готова к этому».
Нашлись и те, для кого роль второй или третьей жены желаннее, чем роль первой и единственной. «Готова стать 2-ой женой, и даже в приоритете», – пишет 29-летняя кабардинка из Нальчика, разведенная, без детей. «Я не против [многоженства], я сама хочу второй либо 3… Аллаг1 справедливый и любит справедливых если человек боится своего господа он не обидет и не ущемит надеюсь?» – уповает 26-летняя дагестанка.

Каких ищут женихов
Здесь также на первом месте религиозность, богобоязненность, праведность. Кто-то из невест ожидает, что муж будет просвещать ее в религии, поддерживать и разделять ее изучение.
Приоритеты после религиозности – ответственность и обеспеченность. Женщины ищут надежных и честных мужчин, отвечающих за свои слова, показывающих себя поступками, готовых нести ответственность за семью и ценящих ее, имеющих планы и цели на жизнь.
Типаж «настоящего мужчины», с точки зрения мусульманок, подавших анкеты в проект, тоже не вызывает удивления – вполне традиционный образ положительного персонажа: уверенный в себе, сильный, решительный, мужественный, спокойный и эмоционально устойчивый, в меру строгий, умный, заинтересованный в саморазвитии; без вредных привычек, зависимостей и судимостей. Часто есть требование, чтобы был красивый, высокий, статный и с чувством юмора.
Как мужчины от будущих жен, так и женщины – от будущих мужей ожидают, что они будут добрые, любящие и заботливые.
В плане феминизма и свободы женщины мнения участниц проекта разделились.
Несколько невест особо отметили, что будущий муж должен уважать мнения и слова жены, видеть в ней «человека, у которого есть свое мнение», уважать женщин и соблюдать их права.
Мужчину, который будет уважать и ценить. Который четко знает, что ему надо и умеющий слушать и слышать
Ценят невесты-мусульманки и умение мужчины решать проблемы диалогом, находить компромиссы. «Мужчину, который будет уважать и ценить. Который четко знает, что ему надо и умеющий слушать и слышать. В жизни всякое может случиться и не бывает идеальных отношений, но к этому нужно стремиться. Я всегда за диалог. Считаю, что обо всем надо говорить, стараться понять друг друга, не становясь в позу», – пишет 35-летняя жительница Кавказа.
«В наше время хочется только справедливости и уважение, благодарность, – описывает свои пожелания 26-летняя дагестанка. – Говорят, что это в исламе не могу понять о чем идет речь, когда женщин закрывают под замок, очень не хочется строгой суровой жизни, и говорить так в исламе, мне правда не хочется, следить друг за другом, капаться в личных вещах, выискивать недостаток не хочется таких отношений».
А вот жительница Германии придерживается иных взглядов: «В моем понимании мужчина ведет, женщина за ним следует, категорически не приемлю «европейские ценности» и феминизм ни в каком виде. Дом — это то место, где тепло, чисто, уютно, где оба могут расслабиться и отдохнуть без того, чтоб воевать за превосходство».
30-летняя аварка отмечает, что муж не должен быть даюсом (даюс – человек, снисходительный к нецеломудренному поведению своих родственниц или супруги. – Даптар) – «это самое главное, прошу обратить на это внимание, муж даюс – это горе».
Среди мужчин разногласий по поводу того, что женщина должна быть послушной и покорной, нет. А вот в рядах женщин отношение к собственной свободе разное. Одна не приемлет, чтобы на нее кричали, требует уважения к своему мнению и правам. А кто-то главной бедой в семье считает мужа, который плохо следит за своей женой.
Марха Ахмадова