В Чечне скончался от сердечного приступа Адам Мурадов – супруг одной из участниц акции протеста против мобилизации. После митинга силовики заставили его избить жену трубой под угрозой самим применить силу. «Даптар» поговорил с правозащитниками о сложившейся в республике практике, когда родственники вынуждены публично наказывать женщин и извиняться за их «неподобающее» поведение.
«Били трубами, заполненными бетоном»
В Грозном 21 сентября полицейские задержали несколько десятков женщин, которые попытались провести антивоенный митинг. По словам главы Чечни Рамзана Кадырова всего в акции протеста участвовали около 40 человек, из них «15-20 женщин» задержали. Среди них была жена Адама Мурадова, имя которой не называется.
Задержанных женщин доставили в мэрию Грозного, куда затем привезли их мужей и приказали им побить своих жен в качестве «наказания». Об этом стало известно только сейчас, поскольку центру защиты прав человека «Мемориал» понадобилось время для проверки информации. Сами пострадавшие не обращались к правозащитникам, опасаясь новых преследований со стороны силовиков.
По информации сотрудника центра «Мемориал» Оюба Титиева, полицейские принесли полиэтиленовые трубы, заполненные бетоном – их используют для того, чтобы увеличить силу ударов. Мужей задержанных женщин поставили перед выбором: или они сами побьют трубами своих жен за то, что они участвовали в митинге, или это сделают сотрудники полиции.
«Мужчины взяли эти трубы и избили жен, – рассказывает Титиев. – Адаму Мурадову тоже пришлось это сделать. Такие “публичные порки” силовики всегда снимают на видео, чтобы было доказательство, мол, это не они применяли насилие, а сами родственники задержанных. Пока эта запись нигде не появлялась».
«Дно еще глубже»
На следующий день после избиения в мэрии Кадыров заявил, что мужей и сыновей всех участниц митинга уже мобилизовали. Он пригрозил, что так будет с каждой, кто решит протестовать.
18-летнего сына Мурадова – Валида – также отправили в Украину. Титиев отмечает, что это было сделано насильно, без повестки, и именно из мести за антивоенную позицию матери, которую она выразила открыто. 27 сентября Валид позвонил семье и сообщил, что находится в Луганске, откуда его скоро повезут на передовую. На следующий день Адам умер во время молитвы от сердечного приступа.
«Полагаю, что приступ случился из-за того, что Адам очень сильно переживал все происходящее. То, что его заставили избить супругу трубой, то, что сына от войны не уберег. Такие методы запугивания людей – основа сегодняшней власти в Чечне и России в целом. Каждый раз кажется, что мы уже дошли до дна, но нет, оно еще глубже», – говорит Титиев.

«У Адама была безвыходная ситуация»
Независимый правозащитник Абубакар Янгулбаев уверен, что женщина в Чечне ничем не защищена от действующей местной власти: ни нормами ислама, ни адатами, ни российским законодательством.
«Кадыровцы много раз публично избивали женщин, – отмечает Янгулбаев. – Все началось еще в 2000-е годы, когда силовики стали “наказывать” девушек за якобы распутное поведение и снимать это на телефоны. Всем известен случай, когда племянник Кадырова Ислам в должности мэра Грозного пытал электрошокером задержанных женщин. Как в январе мою мать Зарему Мусаеву чеченские силовики выволокли из квартиры босиком на мороз и насильно увезли из Нижнего Новгорода в Грозный. Предполагаю, что у Адама Мурадова была безвыходная ситуация, поэтому он предпочел самому несильно ударить свою жену, чтобы ее жестоко не избили полицейские».
«Извинись»
Еще один чеченский правозащитник, который попросил не указывать его имя в целях безопасности, рассказал, что в республике давно сложилась и успешно используется практика, когда родственников заставляют приносить публичные извинения властям за поведение женщин.
Например, пришлось извиниться сыновьям жительницы села Гехи Зары Тепсуркаевой, которая попросила у Кадырова помощи из-за нехватки денег на продукты. Так же извинения принес муж социальной работницы из деревни Гвардейское Айшат Инаевой за то, что она пожаловалась на удержание из зарплаты 3 тысяч рублей в качестве предоплаты за услуги ЖКХ.
«То, что сделала моя супруга, это мое упущение. Это большое зло для нашего народа, это моя ошибка. Это я виноват в том, что она такое наговорила», – заявил супруг Инаевой на встрече с Кадыровым.
Эксперт отметил, что зачастую невозможно спрогнозировать, что может повлечь такие извинения. К этому может привести как открытая критика женщиной руководства Чечни, так и безобидный комментарий в интернете: «Мужчины в Чечне считают чем-то постыдным для себя не столько то, что придется приносить извинения за поступки сестер и жен, как то, что их будут показывать по телевидению, чем ославят на всю республику. Нужно понимать, что Кадырову важно показать перед федеральной властью, что чеченцы поддерживают его. Недаром на последних выборах он “получил” 97% голосов. И такие акции, как протесты и митинги, особенно когда активно выступают женщины, портят эту картину».
Лидия Тимофеева