«Пусть сдохнут все, кто хотел этой войны!» Голоса Дагестанок

В Махачкале сейчас много говорят о войне. Голоса женщин слышнее – мамы, жены, сестры, подруги, дочери переживают за своих мужчин. Обсуждают события в транспорте и на рынке, в школьных чатах и ресторанах. Сейчас война коснулась или может коснуться практически каждого. Корреспондентка Даптара записала разговоры женщин: она слушала их везде – на улице, в кофейнях, в общественном транспорте, в госучреждениях и т.д.

— У меня сын сегодня заявил, что пойдет на войну, если придет повестка, потому что не трус! Пусть только попробует шаг из дома в сторону Украины сделать! Я сказала: «Сынок, ты не пойдешь воевать! Я пырну тебя ножом, и ты будешь долго лечиться!».

— Ты видела, что Пугачеву иноагентом объявили из-за того, что она за мужа заступилась (Максима Галкина, мужа Аллы Пугачевой, объявили иноагентом, ее саму – нет; прим.ред.)? Конечно, она за мужа, любая женщина за своего мужчину горой встанет! Я любой минюст за Курбана порву!

— Пусть сдохнут все, кто хотел этой войны! Зачем Аллах дает жизнь тем, кто хочет ее отнимать у других?!

— Наконец-то мобилизация! Может быть, война быстрее закончится?!

— Какое счастье, что у меня три дочки. Муж сына очень хотел, но, видимо, Аллах меня очень любит, не дал сына! За брата только переживаю, ему уже 43 года, но сказали, что могут забрать всех.

— Сказали, что мне можно оформить развод и отказ от детей и тогда мужа не заберут как единственного родителя.

— С утра отправила Маратика в пенсионный фонд оформлять уход за бабушкой. Надеюсь, это поможет, сказали, что ухаживающих не забирают!

— Из Москвы и Питера будут забирать с «черными» фамилиями, поэтому у московского брата дети уже в Армении. 

— Значит, наш кисмат (судьба; прим.ред.) такой – жить при войне! Наши родители тоже много плохого видели, видимо, нам тоже ничего хорошего не светит уже!

— В Бабаюрте трассу перекрыли против мобилизации! Кумыки – молодцы, они всегда самые активные и смелые! Если бы во всех районах вышли, может и мобилизации бы не было!

— Что бы мы без Путина делали?! Спасибо, что он у нас есть! Почему ты его не любишь? Он только о народе все время думает, о себе забывает! Даже хорошей одежды на нем никогда не бывает!

— Мое шампанское в холодильнике скиснет, пока он умрет! С февраля стоит!

— В село привезли хоронить останки, а там только голова. Мать помешалась и всем соболезнующим говорила со смехом: «Представляете, от моего сына только голова осталась!». И хохочет в голос, очень страшно было.

— Я в автобусы с буквой Z не сажусь, жду «мирный» автобус! И пусть только попробуют моего сына в армию забрать, им сначала придется меня убить!

— Как сделать, чтобы повестку принесли?! Соседка бедная мучается с мужем, всех уже запарил дома, детей и ее в покое не оставляет! Одна надежда на мобилизацию.

— У Путина в бункере есть специальная капсула – как только что-то страшное произойдет он в нее сядет, на кнопочку нажмет и в безопасное место улетит!

— Я этого министра считала умным, все-таки сын академика, а оказался аулья! Хочет наших детей на дистанционку перевести, чтобы в школах мобилизационные пункты открыть.

— Этот мир с ядерным оружием больше пятидесяти лет не протянет! Дочке скажу, чтобы замуж не выходила и детей не рожала, пусть живет для себя!

— Если за сыном или мужем придут, я их сразу на хуй пошлю! Патимат очень радовалась, когда все начиналось — пусть ее детей и мужа забирают!

— У нас родственники в Харькове живут, уже полгода с нами не общаются. Я им от всего сердца сочувствовала, предлагала приехать сюда, но они не захотели. Почему я стала для них врагом? Как будто мне эта война очень нужна!

— Муж у меня патриот, очень любит Россию и президента нашего! Но воевать не поедет. Он сказал, что по исламу это неправильно. Люди, которые туда воевать поехали, если погибнут, сразу в ад попадут, даже грехи замолить не успеют.

— У Медведчука такая морда противная, жена, наверное, расстроилась, что его отпустили.

— Это специальная программа, чтобы кавказцев уничтожить! Жириновский еще сказал: «Нам нужен Кавказ без кавказцев». Кадыров их уже раскусил, поэтому от мобилизации отказался.

— Подругиной дочери 30 лет уже, красавица и умница, до сих пор не замужем. Теперь придется ей жениха старше сорока пяти лет искать, чтобы воевать не отправили.

— Пусть Аллах поможет остановить эту войну и вернуть мужчин живыми, только на него надежда!

— Эти провожающие женщины такой плач за автобусами устроили, с каким сердцем эти ребята должны отсюда уезжать?! Надо же себя контролировать!

— Скоро Гамсутль заселят мужчины! Никто их туда искать не пойдет, кому охота несколько километров в гору за призывниками идти?

— Приходили за братом, я им сказала, что он еще до спецоперации в Донбасс добровольцем поехал. Ничего даже не спросили, сразу ушли.

— От мобилизации они бегут, трусы, а не мужчины! Почему мой сын на войне, а остальные должны сачковать?!

— Сыну повестка пришла по адресу прописки, он в военкомат собирался, а я не пустила. Он пусть решает такие вопросы, когда своего сына родит и вырастит! Сказала, что его жизнь принадлежит мне, а он пусть своего сына на войну отправит, если будет не нужен!

— И не умрет же никак этот наш! У нас во дворе такой хороший человек вчера умер, 68 лет всего было, а этот живет и живет!

25 и 26 сентября в Махачкале прошли стихийные протесты против мобилизации. Большинство вышедших – женщины. Силовики жестко разогнали собравшихся людей. В суды поступили около 160 дел против митинговавших…

Зухра Алигаджиева