Мужские и женские профессии? Серьезно?! Истории сварщицы и парикмахера из Кабардино-Балкарии

Региональный этап чемпионата молодых профессионалов WorldSkills Russia в Кабардино-Балкарии открыл много ярких имён, но особое внимание привлекли двое. Это Алина Темирбекова, изучающая науку сварочного дела, и Борис Бабочиев – парикмахер, будущий автор фантазийных причёсок для женщин и мужчин. Как ребята решились сделать выбор, идущий вразрез с местными гендерными правилами? Трудно ли быть «не как все»? И что нужно, чтобы «сметь и смочь»?

Алина Темирбекова, сварщица:

– О себе я бы сказала так: трудолюбивая девочка, которая ставит цели и добивается их. Я из Баксана, живу в самой что ни на есть обычной многодетной семье, у меня четыре сестры. Помимо сварочного дела, у меня много других увлечений. Например, я очень люблю литературу: читаю и даже немного пишу. В школе училась на «4» и «5», танцевала и участвовала в разных конкурсах. В общем, самая обычная «девочка-девочка», просто ещё люблю сварочное дело!

Сваркой я увлеклась, глядя как работал мой дядя. С детства я постоянно крутилась вокруг него, пыталась помогать ему по мелочи. Мне было ужасно любопытно, как так получается, что две железки слипаются, как пластилин, а потом их не разорвать? К тому же, это ведь так красиво – огонь, искры! Дядя даже доверял мне немного поварить. Я буквально бредила этим, и когда пришла пора продолжать учёбу, решила рискнуть поступить в колледж на сварочное дело. Рассудила так: не получится – нестрашно, переведусь тогда, а если получится – это же тогда мечта станет реальностью. 

Конечно, я сомневалась, ведь до меня только одна девочка сварщица была, а больше никого. Но потом решила: будет и вторая. К счастью, семья меня всегда поддерживала, никто не говорил «зачем, это не женское дело, не сможешь, что тебе делать среди этих мужиков-работяг» и тому подобное. Хотя, конечно, насчёт последнего – да, немного было непривычно. Ну, как же: я буду в бригаде суровых дядек строителей, таскать железки, сидеть где-нибудь на верхотуре… Но моя семья где-то уже и привыкла к тому, что у меня «свои причуды», которые я буду воплощать, а не сидеть и только мечтать о них, сложа руки. Конечно, работа эта непростая во всех отношениях, мама, например, переживает за меня, но это было ожидаемо, что я этой профессии захочу посвятить свою жизнь.

Эти гендерные стереотипы – глупость и прошлый век, я особо этим всем и не забиваю себе голову, я просто буду делать свою работу

На курсе я единственная сварщица-девочка, но, как я уже говорила, и до меня были одна девочка-сварщица и ещё одна плиточница, а это тоже редкая профессия для женщины. Они сейчас, знаю, трудятся по специальности, всё у них хорошо. Хотя ещё в советское время женщины-строители никого не удивляли, насколько я знаю, но вот сейчас, почему-то, в тех же соцсетях можно иной раз увидеть сомнения в профессиональных способностях даже штукатурщиц или малярщиц. А куда уж более «женские» строительные профессии могут быть? Но я морально готова к таким нападкам, это даже раззадоривает и вызывает желание показать, на что я способна. Вообще, эти гендерные стереотипы – глупость и прошлый век, я особо этим всем и не забиваю себе голову, я просто буду делать свою работу. Люди сами увидят, чего я стою. 

Мой кумир – это не какие-то далёкие «звёзды» и знаменитости, а мой родной дядя, тот самый, который сварщик. Я хочу быть таким же профессионалом, как и он, вот и всё. Я никому не хочу ничего доказывать, это просто любовь к профессии. Но все до сих пор, конечно, выражают своё удивление, мол, как это я умудрилась поступить на такой факультет, как я смогла стать сварщицей. Я привыкла уже к таким вопросам.

Однокурсники меня приняли, как равную. Мы не конкурируем, но и в «принцессу» я там не играю. Кто-то даже у меня спрашивает совета, не могла бы я научить чему-нибудь в сварке, например. То есть, никаких поблажек нет, как нет и препон. Но могут помочь чисто физически: поднять тяжесть, всё такое, не язвят в духе «хотела равенства – теперь сама таскай шпалы».

Насчёт World Skills: я проходила практику у нас в колледже, и наш мастер видел, как я работала, как накладывала швы. Он подошёл, спросил, не хочу ли я поучаствовать в этом конкурсе. Я сначала сомневалась, что у меня что-то получится, что я вообще так «крута». Но раз такое предложение поступило – почему бы и нет. Получится – отлично, нет – тоже опыт. Неудач я не боюсь. Было, конечно, нелегко, мои конкуренты были очень сильными: шутка ли – собрали лучших из лучших со всей России. Задания были интересные: сначала варили чайник, потом нержавейку, потом нужно было по схеме собрать деталь и сварить, ставить вертикальные, горизонтальные, потолочные швы. К сожалению, первое место я не заняла, но в финал прошла. Это тоже круто, я думаю. 

После колледжа я собираюсь поступить на архитектурный, а для себя купить сварочный аппарат и работать как «частник». Хочу строить дома «с нуля», стройка мне во всех отношениях интересна. Я планирую изучать и другие строительные специальности, чтобы знать в этой профессии всё от и до, и однажды своими руками построить дом своей мечты.

Готова ли я пожертвовать любимой профессией ради семьи? Честно скажу: эти темы для меня сейчас настолько эфемерны… Но если когда-нибудь такой вопрос встанет, то даже не обсуждается: нельзя жить с человеком, который не уважает тебя. А неуважение к избранной профессии это и есть неуважение самого человека. Ну, а разглагольствования на тему «женские – не женские профессии», «женщин надо беречь» и тому подобное – пусть женщины сами решают, нужно ли их от этого ограждать или нет. Гендерные стереотипы часто загоняют людей не на своё место, кому от этого хорошо? Почему, например, талантливый парень-парикмахер не может реализоваться по призванию? Почему если он решается на это, то должен сносить ещё и косые взгляды или насмешки по этому поводу? Это какая-то «стыдная профессия» для мужчины? Или почему женщин априори считают неспособными к каким-то «чисто мужским» профессиям? И что значит «мужские профессии»? Откуда столько недоверия женщинам? 

 считаю, это просто какие-то заморочки, базирующиеся на каких-то устаревших понятиях, когда женщинам ничего не разрешалось, кроме домашних дел, потому они ничего другого и не умели. А на деле женщины способны на очень многое. Сильная женщина иной раз сильнее «крутого мужика» хотя бы потому, что ей приходится доказывать, что она ни в чём не ему уступает, иначе ведь любой её промах будет раздуваться до небес. Сейчас женщина, которая решила «посметь» — она, как под увеличительным стеклом. Но, думаю, это временное явление, и в людях начнут видеть прежде всего личность, а в профессионале – его профессиональные качества, а не половую принадлежность». 

Борис Бабочиев, парикмахер:

– Мне 19 лет, я студент Нальчикского колледжа лёгкой промышленности, учусь на третьем курсе по специальности «Технология парикмахерского искусства». 

Что я сказал бы о себе? Про таких, наверное, говорят «творческая личность»: живу музыкой, танцами с самого детства, люблю искусство и просто всё красивое. Танцую я с четырёх лет, сейчас любимые направления кей-поп, хип-хоп, а ещё я играл в молодёжном театре и обучался вокалу в музыкальной школе. 

Искусство – моя страсть, но профессионально я решил развиваться в парикмахерском деле, хотя своей второй специальностью считаю хореографию. Мне с малых лет нравилось возиться с волосами: я плёл девочкам косы, делал им интересные причёски, и даже в пять лет впервые взялся за ножницы: подстриг маме чёлку! Она мне доверилась, с тех пор я «оттачивал мастерство парикмахера». Пока, конечно, в кругу семьи и соседей, а теперь вот решил заняться этим профессионально. Кумиров в этом деле у меня не было, я в детстве знал только, что есть такой Сергей Зверев – мужчина, а при этом «знаменитый мастер причёсок». Но если уж говорить о кумирах-профессионалах, то я бы назвал Егора Кота – это настоящий мастер, вот на него я ориентируюсь и мечтаю попасть к нему на курсы.

Почему, например, мужчина не может быть воспитателем в садике? А женщина не может водить поезд? У профессии нет гендерной предопределенности, всё зависит от личности, таланта

В колледже мы учимся на мастеров-универсалов, и после я хотел бы им и оставаться: просто стричь бороды и затылки – скучновато, хочется ещё и проявить себя как художник, а женские причёски дают большее поле для разворота. Я ведь люблю создавать фантазийные образы, возможно даже для подиума делать причёски. Поэтому признаюсь: набить руку я, конечно, планирую на родине, но потом хотелось бы уехать в Москву, а то и за рубеж. Там больше возможностей проявить себя. Хотя и здесь люди становятся смелее: девчонки выбривают затылки, виски, красят волосы в разные цвета, и даже парни уже решаются экспериментировать! Это здорово. И всё-таки, я бы хотел замахнуться на большее. 

С каким-то осуждением такого «не пацанского занятия» я особо не сталкивался, потому что рос одиночкой, интровертами таких, кажется, называют? Друзья у меня появились только в колледже: здесь у нас просто общие интересы, похожие темпераменты, и найти созвучных по духу стало легко. Мама с папой уже 15 лет в разводе, поэтому отец меня особо не прессовал на этот счёт, хотя и ворчал, когда встречались: «зачем тебе это нужно, что это за профессия, лучше бы пошёл в автомеханики как все нормальные пацаны».  Но я сразу четко обозначил: «я буду заниматься тем, что мне нравится!» 

В каком-то смысле я уже получил иммунитет, хотя, повторюсь, особо на меня никто не давил. Но это витает в воздухе: оценивание моей профессии как «не мужской». Но ведь это признак невежества! Первыми цирюльниками были кто? Мужчины! А кто первым начал краситься? Тоже мужчины! Причём, именно на Востоке. Вспомните древних египтян. Их сложные причёски, макияж, украшения. Никому и в голову не приходило, что это «не по-мужски». Так что всё относительно. И, повторюсь, для меня ориентир не «как принято», а «как нравится мне». Если я никому не причиняю вред, то всё остальное никого не касается, это моя собственная жизнь.

Вот недавно я выбрил голову, покрасил волосы в красный и набил татушку себе на шее: изображение любимой корейской поп-группы BTS. Многие смеялись и говорили «зачем, тебе это надоест, вкус поменяется». Но я захотел, это моя голова, моё тело, зачем же вмешиваться?

Впрочем, насмешки – это для меня обычное дело, я уже просто пожимаю плечами: «ну, смейтесь, что уж». Тем более, что через время люди обычно привыкают, и потом сами же говорят: «а вообще-то это круто!» Мир меняется, и мир будет меняться, это не остановить.

Я знаю, что, когда мои родители была в моем возрасте, за такой внешний вид, как у меня сейчас, могли «зажать в туалете и разукрасить лицо», сейчас же максимум – насмешки. Ну, а на нашем курсе так и вовсе – полный покой и понимание. Все заняты своими делами, творчеством, просто некому вымещать свою злость и невежество на других. Вот, в World Skills поучаствовали недавно. Мы с однокурсницей вместе прошли отборочный тур в колледже, потом региональный, дальше она меня обошла, но я за неё очень болел! А сам я провалился из-за волнения… Но сама возможность участвовать в конкурсе очень ценна. 

Там было пять модулей: первый – окрашивание волос, второй – стрижка, укладка, третий модуль – химическая накрутка на коклюшки, четвертый модуль – современная короткая стрижка, и последний – мужская стрижка. И вот на этапе с коклюшками была подстава: просто не хватило коклюшек, все растерялись. После участия в World Skills я ощутил в себе больше сил и уверенности: я готов работать в салоне, работать и зарабатывать. Несколько месяцев поработаю в салоне, а потом в Москву. А чего тянуть? Быстрее начнёшь – быстрее раскроешься. Конечно, здесь тоже многие хотят «смелых мастеров», кто-то уже просит остаться, но они будут, да и есть и так. Ну, и спустя 20 лет многие из столиц возвращаются на родину, в покой и тишину. Но я пока молод, я хочу повидать мир, узнать себя, свои силы. 

А вообще, конечно, «в большом мире» меньше стереотипов, и для меня это тоже важно. Например, тот же вопрос «не мужских» или «не женских» профессий: почему, например, мужчина не может быть воспитателем в садике? А женщина не может водить поезд? У профессии нет гендерной предопределенности, всё зависит от личности, таланта. В больших городах уже есть какие-то подвижки на этот счёт, а здесь, конечно, на Кавказе люди очень сильно разделяют всё по принципу «это мужское, это женское», смотрят с подозрением, если кто-то выбивается из этих рамок, боятся экспериментировать. А я не такой человек, я люблю эксперименты. Но расшибать свой лоб в борьбе за прогресс я не буду, я лучше о себе позабочусь. Потом просто буду проводить мастер-классы, кому захочется – сами будут приходить. 

Я считаю, нужно быть смелыми. Не идти на поводу у страха. Тогда цели достигать будет куда легче. Я не боюсь ни насмешек, ни непонимания, я занимаюсь тем, что мне интересно, я выгляжу так, как мне хочется, я не буду прогибаться под чужие комплексы. Нужно идти дальше, развиваться.

Записала Дана Алова