В протоколе запишут: ребенок к матери не пошел

 

В республиках Северного Кавказа выстроена система фактического лишения материнских прав. В случае, когда пара рассталась, муж и его родня, а вслед за ним род, судейские, чиновники, и религиозные деятели находят сотни способов отъема детей у матери.

Выносившая, выкормившая, нянчившая, не спавшая месяцами или годами, лечившая, ласкавшая, отдавшая молодость и здоровье единственная мать в одночасье узнает, что она детям – никто. Что она была нужна, пока послушно обслуживала, пока терпела измены, побои, агрессию, игнор – в каждом случае что-то свое.

Если ушла, а тем паче, дерзнула начать борьбу за детей — стала первейшим врагом. Ложь, насилие, угрозы, клевета, подлог, лжесвидетельство, подкуп свидетелей. Для подавления женщины все средства хороши.

«Почитать женщину» – не равно
«нормально относиться к человеку».

Всех вариантов издевательств над матерями в одном тексте не охватить, их — тьма. Система отлаженная и безотказная, ее можно сравнить с многоэтажным зданием. Семья, род, общество, религия, государство – на каждом уровне свой способ насилия. И всей мощью они обрушиваются на женщину.

Семья

«На Кавказе мать – это святое». «Рай — у ног матери». «Оскорбление матери — худшая обида для горца». Кто не слышал эти слова?

Но важно помнить: «почитать женщину» – не равно «нормально относиться к человеку». Перестав угождать мужу и его родне, ты перестаешь быть женщиной. Тебя назначат кем угодно. Как правило, падшей женщиной с гвардией любовников на каждом углу.

Брак в традиционном обществе заключается ради рождения детей. Первенец может появиться в первый же год супружества, когда муж и жена еще толком друг к другу не привыкли. Свекры спешат воспитывать молодую мать, порой болезненно и абсурдно.

«Я забеременела в первые месяцы после свадьбы. Чувствовала себя отвратительно, но по традиции не должна была ложиться спать раньше, чем свекровь ляжет. Я едва держалась на ногах», – рассказывает Танзила из Ингушетии.

Частый сценарий: после конфликта, а то и без оного, женщине объявляют о разводе. А так как у многих народов Кавказа дети принадлежат роду отца, он передает их своим родителям. Сам при этом исчезает в никуда. Может, на заработки в Москву, может, к новой семье, а может, в наркотический угар.

woman dark eye spooky
Photo by Rene Asmussen on Pexels.com

Вот выдержки из реальных историй от первого лица:

«У меня отняли дочь, когда ей было семь месяцев, оторвали от груди. Но в моменты редких встреч в доме бывших свекрови она меня узнавала, обнимала, не отпускала. Родители бывшего увидели, что дочка меня любит и увезли ее. Потом я видела ее четыре раза за целый год. Последний – три месяца назад. И уже чувствовалось, что против меня настроили. Она не давала обнять себя и косилась на деда». Танзила, Ингушетия

«Пока сыновья были совсем малыши, я их растила, а когда подросли – 4 и 2, – отец решил общаться. Я не смела возражать – это же папа. Он потом силой вынудил дать расписку, что я добровольно передаю ему детей. В очередной визит взял гулять и увез навсегда в родовое село в горах. Объявил, чтобы я их неправильно воспитываю, угрожал. Пять лет я не вижу сыновей, только фото». Ольга – о бывшем муже-чеченце

«Я написала в прокуратуру заявление, что семья мужа не дает мне увидеться со средней дочкой. Ее отдали или продали в соседний регион. Старший брат мужа пригрозил: “Забери заявление, иначе я тебя и старших девочек зарежу!” Я забрала». Малика, Чечня

«Дочку родители бывшего мужа увезли под предлогом пообщаться. Сам он подался в бега за границу. Я с ребенком не вижусь, не дают уже два года. Узнала, в какой она школе, пришла тайком, говорю: «Я твоя мама». Она говорит, «Ты меня бросила». И убежала… Нет, я не обращалась в суд. Мама сказала, подумай, твоя дочка вырастет, ей надо замуж, кто ее возьмет, если мама с отцом судилась?» Залина, Ингушетия

Меня украли замуж в 15 лет. Чечня, война, 95-й год, горное село. Тогда на дорогах машины запросто
расстреливали. Будущий муж воевал.

«Муж был наркозависимым. Запирал меня в квартире одну с ребенком, забирал мой телефон, ключи, паспорт, деньги. Мама переживала, что не может со мной связаться. Я заперта, а вдруг пожар? Потом переехали к нему. Родители не могли на него повлиять. Помню, приходит домой явно не в себе и несет какую-то дикую чушь, а его мама делает вид, что все нормально. Даже меня обвинила: была бы ты нормальная жена, он бы не употреблял. Все это время я из-за ребенка терпела, потому что меня пугали: «Если уйдешь, ребенка не увидишь». Зарифа, Ингушетия

«Меня украли замуж в 15 лет. Чечня, война, 95-й год, горное село. Тогда на дорогах машины запросто расстреливали. Будущий муж воевал. Я была подростком, я боялась, пришлось согласиться на брак, чтобы не создавать проблемы родителям. В 27 лет у меня уже было четверо детей, муж погиб. Его семья объявила меня гулящей. Меня избили, выгнали и отобрали дом, детей, документы. Суды я выигрывала. А толку?!  Дети выросли без меня, им рассказывали, что мать их опозорила, я им чужая». Макка, Чечня

«Мама просит меня не вмешивать братьев в мои разборки с бывшим мужем из-за детей. Им не нужны неприятности. А мне три года дочек не показывают! Эти братья уговорили меня передать дочерей бывшему «на недельку». Я послушалась. Где теперь положенная мне защита?» Амина, Дагестан

woman in black top standing beside wall
Photo by Pouria Teymouri on Pexels.com

Род

Согласно неписаным народным правилам, адатам, действительно существует механизм передачи детей семье отца в случае развода. Однако его смысл – в защите интересов женщины. Очевидно, в те суровые времена, когда составлялись адаты, вдове или разведенной с детьми, было никак не прожить в одиночку. Если дети осложняли поиск нового партнера, она могла оставить их отцу, либо его семье. Но – внимание! – если сама хотела. В наши дни это замечательное явление, что называется, повернулось в женщине задом. То есть, превратилось в карательный инструмент непокорных.

«Братья и сестра бывшего мужа свидетельствовали против меня в суде об опеке. Якобы я не занималась детьми, бросала младенцев в люльке и уходила, била детей, вызывающе одевалась. Я носила юбки не в пол, но только дома. И как это влияет на воспитание детей? Тети, двоюродные братья мужа оказались против меня, хотя они же уговаривали войти в их семью. Кстати, моих дочерей если кто и бил, то сыновья деверя. Детей в итоге суд оставил с отцом». Фатима, Чечня

Меня выгнали, а детям внушили, что они мне не нужны, что у меня якобы новый муж.

«Если я тайно заберу сына, скорее всего, начнется межсемейная вражда, да и в отношении ребёнка, 11 летнего мальчика – это уже будет неправильно. Ни старейшины, ни муфтият это урегулировать не смогут. Вмешиваться в разборки мужчин – чревато. При этом в противодействии матери они проблем не видят. В ситуации спора по детям за женщин мало кто вступается, даже их семей». Лейла, Ингушетия

«Часть родственников бывшего на моей стороне, говорят, она хорошая мать, у нее есть права, отдай ей ребенка. Но нет. Это эмоционально-национальное: ну как так, ингуш отдаст!?» Ася, Ингушетия

«Я не хотела замуж, но меня дважды похитили, я возвращалась к родителям, а в третий раз всерьез испугалась, да и семья мужа давила. Я побоялась идти домой, там меня сильно ругали, что я добровольно даю себя украсть. Когда я не выдержала побоев мужа и ушла, меня лишили сына». Зарифа Кодзоева, Ингушетия

«После смерти мужа его семья начала давить: оставь детей, уходи, выходи замуж. Но куда? Мне было 39 лет! Меня выгнали, а детям внушили, что они мне не нужны, что у меня якобы новый муж. Когда моя старшая дочь выходила замуж, дяди ее предупредили: «Мамы у тебя нет, если попытаешься связаться с ней, мы тебе устроим развод с позором»». Мадина, Ингушетия

Не только самим матерям, но и их адвокатам зачастую угрожает семья отца. Ситуация усложняется, если родня работает в силовых структурах.

«Я — адвокат. Мне поступили угрозы от начальника РОВД, двоюродного брата оппонента моей доверительницы. Позвонили моему мужу: «Если не хочешь искать свою женщину, разберись с ней, пусть она уходит из дела». А в те годы каждую неделю пропадали люди. Чтобы мой муж не был унижен тем, что я не послушалась, не ушла из дела, мы пустили слух, что развелись. Моим родственникам, даже дальним, тоже звонили с угрозами. В итоге из дела я ушла». Д., адвокат, Чечня

person s body covered with cloth
Photo by Nilay Ramoliya on Pexels.com

Общество

Общество с готовностью окунает с головой в токсичный стыд любую дерзнувшую поднять голову и заявить права на детей, подала в суд, пожаловалась прокурорам, отнесла заявления во все инстанции. И написала…  Да куда только не написала! Хоть в спортлото! Результат обычно одинаков: ни-че-го. В глазах общества ты уже проиграла в тот момент, как оказалась за порогом дома мужа.

Рассказать о побоях, домашнем насилии, ежедневном унижении? Стыдно, стыдно, стыдно! Кавказские политзаключенные-мужчины с гордостью прошедшие тюрьмы и пытки расскажут о них с поднятой головой. Но если ты женщина и тебя пытали дома – молчи!

«Всего не скажешь, никакими словами не опишешь, что происходит в семейной жизни. А если опишешь, то будет не полно и не совсем так, как на самом деле было. Поэтому лучше вообще об этом не говорить». Хеди, Ингушетия

Семейные связи и дружеские отношения
превыше у нас ставятся выше
человеческой морали и законов России.

«Попытки женщин уладить дело “миром” ни к чему не приводят, потому что сила на “той” стороне, и в первую очередь – общественное мнение. Мне пишут, говорят: была бы нормальная мать, дочку бы не забрали. И это пишут чеченки, которые прекрасно знают, как это происходит”. Лиля, Чечня

«Я решила терпеть и сделать все от меня зависящее, так как разводиться у нас считается нехорошо для женщины. Думала, постараюсь сохранить семью. Сохраняла, пока пьяный муж не избил сына. Я ушла, но ребенка мне не отдали. Хорошо, что хотя бы он отдал мальчика сестре». Зара, Чечня

«На Кавказе женщинам в разы тяжелее, учитывая ментальность, решиться вообще заявить о проблеме, а в Ингушетии вообще проще повеситься. Дети по традиции остаются с отцом, об этом мне даже говорили в московских органах. Женщина осознает моральный коллапс и безысходность, так как на слуху эти случаи с насильным отъемом детей, ломкой их психики против матери. Женщина бьется в одиночку. Семейные связи и дружеские отношения превыше у нас ставятся выше человеческой морали и законов России». Лейла Муружева, Ингушетия

woman wearing black and white polka dot shirt
Photo by João Jesus on Pexels.com

Религия

Религиозные институты в республиках Северного Кавказа проникают во все сферы общественной жизни и претендуют на главную роль в урегулировании семейных споров.

«По вопросу, с кем останутся дети после развода, в шариате нет единого решения, каждый случай рассматривается индивидуально, – рассказывает Ахмед Тангиев, религиозный деятель, выпускник университета Сана в Йемене. – И на первом месте интересы детей, а не родителей.  Однако действует такое правило: если мать способна воспитывать детей, они остаются с ней примерно до 7-8 лет. После этого они сами выбирают, с кем из родителей хотят жить. Отбирать детей до семи лет без веских причин нельзя».

Но как происходит на деле?

«Многие женщины идут решать спор по детям через муфтият, а не через обычный суд именно чтобы “не выносить сор из избы”. Но даже если муллы признают за женщиной стопроцентную, согласно шариату, правоту, единственное, что они могут сделать против нарушителя — отлучить от села, наложить вето на его молитвы в сельской мечети. Страшная кара для человека, который живет в Москве. Ему плевать, детей мне все равно не возвращают, не показывают, не дают поговорить». Лейла, Ингушетия

«Пока это не случилось – развод и отъем детей, я свято верила в силу религиозного авторитета. Я верующая, ношу хиджаб, молюсь. Обратилась в муфтият, чтобы вернуть детей. И страшно разочаровалась! Они ничего не предприняли, чтобы защитить меня и детей. По сути, что может муфтият? Только заявить, что та сторона ведет себя неподобающе исламу. У них нет официальных рычагов влияния, чтобы привлечь к ответственности. Они просто разъясняют нормы шариата». Залина, Дагестан

adult alone black and white dark
Photo by Kat Jayne on Pexels.com

Государство

Цитаты из интервью уполномоченной по правам ребенка в Ингушетии Заремы Чахкиевой о Лидии Евлоевой, матери избитой ингушской девочки:

«Кому-то говорила, что у нее якобы отобрали ребенка. Но не думаю, что у настоящей мамы можно отнять дитя. Если мама захочет вернуть своего малыша, то она поднимет не то что всех родственников, а всю республику и всю страну».

«После такого количества детей, да даже после одного, как можно, особенно женщине, думать о себе? Разве на Кавказе женщинам раньше легко было? Нет! Наши мамы, бабушки много чего терпели: и холод, и голод, и ссылку. Но они все равно берегли очаг, чтобы сохранить семью».

Ребенка у Лидии отняли силой, в ситуации потом разобралась российский детский омбудсмен Анна Кузнецова и встала на сторону матери. Чахкиева же, не разбираясь, назначила крайнюю – мать. Вторить ей поспешили досужие обыватели. Лиду травили, ее даже выгнали со съемного жилья.

По рассказам судившихся матерей, светские суды в регионах Кавказа – чистое издевательство. Во-первых, ввиду стыда, страха и общественного давления женщина прибегает к этому инструменту в последнюю очередь, перепробовав все: договариться, засылать старейшин, обратиться в муфтият. До суда доходит лишь малый процент обездоленных матерей. Большинство просто «ломается», смиряется или отчаивается раньше. За это время отцовская сторона, заплатив, может справить лишение материнских прав, как в деле Зелихи Магомадовой, например.

Почему на обыски и аресты активистов протеста
у государства находятся силы, а отстоять интересы
матерей и детей нет?

«Судья принимает во внимание сплетни, слухи и пересуды. Фото и видеоматерилы игнорировали. Во что одевается, на каком такси ездит, какую музыку слушает, — даже это может стать аргументом против матери». Хеди, Ингушетия

Но самое главное: если сторона отца против, то никакие приставы детей матери не вернут и даже не обеспечат возможности общаться. Вся справедливость для женщин остается исключительно на бумаге.

«Суд был предвзят, принимал во внимание сплетни вместо фактов. Приставы, даже московские, не заинтересованы в исполнении решений суда. Чтобы начать бороться за ребенка в судах, я попросила разрешения своего отца. Иначе не стала бы. Чиновники смотрели на меня как на врага. И нет никакой статистики, никто не отслеживает ущерб, нанесенный детям разлукой с матерью». Лейла, Ингушетия

adult alone anxious black and white
Photo by Kat Jayne on Pexels.com

«Суд в Москве вынес решение в мою пользу, но приставы в Ингушетии мне говорят, что в исполнительном листе неправильная формулировка. Документ о передаче мне детей у меня был еще до окончательного решения суда. Наши приставы сказали, давайте дождемся окончательного. Дождались. Вместо передачи детей — новая причина не исполнять. Все это тянется уже третий год.

Приставы признают мое право забрать сына, но ничего не делают. Говорят: “Мы же не можем к ним, родителям отца, ворваться”. Почему на обыски и аресты активистов протеста у государства находятся силы, а отстоять интересы матерей и детей нет? Моего ребенка отобрали в два года, никакими традициями этого не оправдать». Зарифа, Ингушетия

«В деле Магомадовой были оригинальные ходатайства, таких нигде не увидишь. Сам судья сказал, что 35 лет работает, но такого не видел, – вспоминает одна из адвокатов. – Школьные учителя ее детей, давая характеристику, в едином порыве просили лишить мать родительских прав: “Не заботилась, дети были вшивые”. Самое интересное, что в этих ходатайствах были чудовищные грамматические ошибки, по несколько на строчку. Адвокат потом инициировал проверку их профпригодности, вышел большой скандал».

«Место жительства ребенка определили со мной. Приезжаем в дом бывшего свекра с приставами. Те мило беседуют с дедом, он отказывается отдать ребенка, и мы уходим, я урываю несколько минут с сыном. А в протоколе запишут: ребенок к матери не пошел». Зарифа, Ингушетия

«Дед и бабка давят на детей. Их желание видеть меня игнорируются органы опеки. На короткой встрече мои малыши плакали, не хотели расставаться. Я показала это приставам и опеке, и спросила: нужна ли детям мама? О удавшемся близком контакте с матерью написали органы опеки, но суд равно типа решил, что им лучше с той стороной». Хеди, Ингушетия

Лидия Михальченко