«И кто от этого стал счастливее?» или Рожденная работать

29-я маршрутка в Грозном едет до магазина «Лента». Он находится рядом с Ханкалой, фактически на окраине города. Поэтому между предпоследней и крайней остановкой транспорта довольно большое расстояние. В салоне несколько человек. «Остановите здесь!» — кричит водителю женщина. Буквально через несколько сотен метров тихим голосом просит дать ей сойти другая пассажирка, молоденькая девушка в хиджабе.

На передних «кондукторских» креслах сидит бабушка. Типичная бабушка советская типа – в сетчатой косынке и платье французской длины. От переносицы вверх идет глубокая морщина, видимо, слишком часто бывал нахмурен лоб. Как только девушка затворяет за собой дверь, салон разражается тирадой.

«Что за молодежь пошла! — кричит она в салон и глазами выискивает того, кто одобрил бы ее праведный гнев. Мужчина с последнего кресла кивком выражает с ней солидарность. — Что ей стоит пешком пройти эту сотню метров? Молодая, здоровая, два шага сделать ей лень, готовить и убирать дома не хотят, совсем обнаглели. Я вот, например, не дала бы своему сыну жениться на девушке, которая покупает сделанные галушки!»

«Хм, кто бы вышел за сына с такой матерью», — думаю про себя я, но молчу. Лучше просто тихо досидеть до конечной остановки, чем выходить из салона словно облитой желчью.

Жижиг-галнаш – это главное блюдо небогатой чеченской кухни. Они готовятся из простого теста – вода, мука, соль и в некоторых случаях яйцо, то есть переборщить с ингредиентами, недолепить или перелепить их невозможно.

Каждая чеченская девушка, выходя замуж, должна прийти в дом мужа с полным багажом приданого, подарками для его родственников и огромным чувством вины.

Для того, чтобы приготовить это блюдо, уходит минимум сорок минут. В магазинах Грозного галушки можно купить по 70 рублей за килограмм, это не такая большая сумма больше чем за час свободного времени, учитывая, что после возни с мукой нужно потом еще отдраивать кухню.

Но любая уважающая себя чеченская сноха пройдет мимо раздела с замороженными заготовками из теста с высокой поднятой головой. Потому что пытаться облегчить себе жизнь – значит, подписать чистосердечное признание в собственной лени, бездарности и наглости.

Каждая чеченская девушка, выходя замуж, должна прийти в дом мужа с полным багажом приданого, подарками для его родственников и огромным чувством вины. За то, что она появилась на свет в то время, когда есть стиральные машины, горячая вода и подгузники. Неважно, что она не выбирала, кем и когда ей родиться – она априори виновата в том, что в современном мире есть стиральная машина, подгузники и пылесос.

baking pastry dough bakery
Photo by Life Of Pix on Pexels.com

Чеченская женщина, природой запрограммированная на тяжелый и порой бессмысленный труд, должна была пахать без передышки, но кто-то там, в цивилизованном мире, где нет достойных мужиков, а все бабы – проститутки, придумал такие коварные изобретения, и они дошли до трудолюбивого и гордого чеченского народа.

Мне кажется, в глазах наших свекровей идеальными будут женщины, которые добровольно отказались от всех благ цивилизации в пользу труда.

Потому что отдых нам противопоказан.

И причем прогресс – зло только в отношении женщин. Мужчины готовы часами обсуждать ту, что просит вместо еды заказать еду из ресторана, но совершенно не против пересесть с механики на машину с автоматической коробкой передач. А ведь наши деды ездили на лошадях даже в другие страны! Но иномарка – это хорошо, это признак состоятельности мужа. А вот если в доме снохи есть автомат, который стирает одежду, то лучшей хозяйкой в доме становится, конечно же, он.

Муж одной моей знакомой после рождения дочери купил стиральную машину. Маленький ребенок даже лежа умудряется запачкать все тканное в доме. Так свекровь не давала ей ее включить: «Зачем стиралку включать, когда можно быстренько руками простирнуть и повесить?» Вот тебе алюминиевый тазик, а не автомат. Лучше хозяйственного мыла ничего быть не может, все остальное просто химия. Вот тебе синька, вот те крахмал. Стирай руками и не позорь память предков.

Через два месяца после бессонных ночей с новорожденным и не менее загруженных дней с бесконечной стиркой знакомая с дочерью переехали в другую квартиру.

Раньше были только пеленки, которые ты всю неделю собирала, а потом целый день стирала.

Как-то, выбирая дизайн для нашей будущей кухни – о, ужас, мы посмели нанять бригаду, а не ремонтировали в поте лица сами! – муж сказал: «О, они даже посудомоечную машину предусмотрели!»

«Скажи, чтобы убрали», — говорю ему я, представляя, сколько осуждения и сплетен вызовет тот факт, что я буду меньше времени проводить за мытьем посуды.

«Точно?»  — переспросил супруг.

И вдруг я поняла, что тоже становлюсь частью системы.

«Хотя, пусть будет», — смеясь, дала заднего я, думая, что главное, никому не говорить, что она есть.

woman wearing brown hijab
Photo by Fauzan Ahmad Muzakky on Pexels.com

Комментарии на тему, как же повезло современным женщинам, звучат каждый раз, когда свекровь видит, как подгузник, купленный на деньги ее сына, летит в мусорное ведро: «Раньше были только пеленки, которые ты всю неделю собирала, а потом целый день стирала».

И какой бы высший пилотаж не организовала женщина на кухне – даже если там слепит глаза от кристальной белизны, а макаруны получаются с первого раза, — все это ничто по сравнению с кукурузой, которую свекровь сама вырастила и сварила на собственноручно затопленной печи в воде, принесенной ею лично на двух коромыслах.

Вода из крана вообще отдельный пункт. Хочется в порыве самоотверженности выдернуть все провода и кран, схватить коромысло и принести флягу-другую из колодца на окраине села. Потому что лучше выругаться трехэтажным матом, чем сказать, что хочешь облегчить себе жизнь. Ведь «наши мамы и не такое терпели». И мы «в неоплатном долгу» перед женщинами, которых в жизни не видели за то, что им приходилось сложнее.

Некрасиво это, уделять внимание себе и своему телу. И еще косметика. Отказаться от нее — тоже подвиг. Никому не нужный, абсолютно бессмысленный, даже приносящий скорее урон, что женской красоте, что семейным отношениям. Но зато я могу дожить до семидесяти лет и смело сказать: никогда в жизни мое лицо не видело косметики!

«И кто от этого стал счастливее?» — хочется спросить.

Но никто не знает, о чем я подумала, потому что я же, как Кролик из Винни Пуха, очень воспитанная…

Или трусливая?

Амина Центроева

https://t.me/kavkaz_gender