Каждый раз, когда поднимается вопрос об ущемлении прав мусульманок или предлагаются инициативы по защите их прав, мужчины начинают обесценивать эти женские вопросы и проблемы, говоря, что в исламе у женщин есть все права.
Все эти доводы звучат довольно красиво, логично и …абстрактно. Потому что по сути те же права женщин в исламе не охраняются созданными ради этого мусульманскими институтами.
Мусульманки встречаются с теми же проблемами, что и все женщины остального мира: насилие разных видов, в том числе и приводящие к убийствам. Только отличие жизни мусульманской женщины фактически не в большей безопасности, а в том, что насилие против нее «легализуется» через религию.
Например, контроль, проявление ревности, многочисленные запреты и обязательства, не говоря уже о многоженстве, которое как помогает, так и может навредить, являются религиозно одобряемыми формами обращения с женщиной. Все оды о правах на учебу, работу, творчество, высокие должности, общение могут быть заглушены запретами опекуна. Нельзя не упомянуть и эмоциональное и психологическое насилие, которому она подвергается, впитывая лекции о том, какая она глупая, ущербная в нравственности, составляющая большую часть ада, привлекающая несчастья и являющаяся по сути смутой (фитной).
Между тем, в исламе действительно обозначены права женщины: экономические, социальные, семейные, политические и т.д. Но проблема в том, что они не реализуются в жизни, они так и остаются на страницах религиозных книг.
Хотя так было не всегда. Судя по положению мусульманок в Османской империи, там действительно «права женщин» были не пустыми словами, а практикой, поддерживаемой социальными институтами.
Судебные иски женщин
Исследователи истории Османской империи отмечают множество судебных споров, в которых истцами выступали женщины.
«В подавляющем большинстве они показывают, что эти женщины были осведомлены о своих законных правах и активно отстаивали их в судах», — говорит турецкий историк, писательница американского происхождения Аслы Санджар.
Израильский профессор Хайм Гербер, исследовавший судебные реестры османов XVII и XVIII веков утверждает, что 77% всех судебных разбирательств с участием женщин выигрывали именно женщины. Одной из причин такого доверия было то, что суд являлся их покровителем.
«Женщины в Османской империи нуждались в защите и поддержке своих прав, а у кадиев (местных османских судей) была такая обязанность как защита слабых и беззащитных. Поэтому неудивительно, что суды поддерживали женщин в эффективном отстаивании ими своих прав», — считает австралийский профессор-востоковед Ивон Сенг.

Брачное право
В Османской империи родители сватали девочек еще в детстве, но повзрослев, она могла отклонить предложение родителей и сделать свой выбор жениха. Если родители были против, она могла обратиться против них в суд, где брак без согласия невесты засчитывали недействительным.
Подобная история произошла в 1618 году, когда девушка по имени Аиша бинт Мустафа Баша обратилась в суд с иском: «Не признаю брак, подготовленный моим дядей Махмудом, и хочу прекратить его действие. Я назначаю своим представителем (опекуном) по всем вопросам Эмира Али бин Хамди. Али согласился быть моим представителем», — пишет она (20 41-2; 12 Джумадиуль-авваль 1017). Иск девушки был удовлетворен.
При бракосочетании также заключался брачный договор. Без него браки также не считались действительными. Помимо имен жениха, невесты, родителей и опекунов указывался размер свадебного подарка (махра) жениха невесте. Он делился на две части – немедленный (выплачивался сразу) и отсроченный (после развода или смерти мужа). В числе подарков были драгоценности, золото, серебро, недвижимость.
Книги не защищают женщин. Женщин защищают люди, которые переводят эти права в реальность.
В брачном договоре указывались такие условия союза как: где супруги будут жить, примет ли муж детей от прежнего брака, берет ли он на себя обязательства по их содержанию, обещание мужа не брать больше жен. А за неисполнение обязательств брачного контракта женщина могла подать на развод без потери права на материальное обеспечение со стороны мужа.
К слову, материальное обеспечение в семье ложилось на плечи мужчины: туда входили все расходы жены и детей на питание, одежду, проживание, кров, прислугу, медицинские услуги и т. п. Если он отказывался это делать, жена могла пожаловаться в суд.
Анализируя решения по таким делам анатолийских кадиев за 1880–1906 годы, турецкий ученый Рифат Оздемир пришел к выводу, что они применяли закон буквально, вынося решение о назначении истцам-женщинам ежедневной денежной помощи, за выплату которой был ответственен муж. Невыполнение решения кадия, как и невыплата первой части махра, наказывалось тюремным заключением.
Иными словами, права женщин в исламе работали, их защищали специальные суды, которые вынесли множество решений в пользу женщин. Угнетенным женщинам было куда обратиться, у них была надежда и вера, что их права – реальность, а не сказки романтичных мусульман.

Права мусульманок мужчинам не нужны
Проблема сегодняшних мусульман в том, что они могут ради защиты своей религии и отрицания существования женских проблем обращаться к книгам и истории, но это не спасает от домашнего насилия, это не предотвращает убийства, это не дает угнетенным женщинам защиту, а сомневающимся — надежду и уверенность.
Всплеск феминизма среди мусульманок стараются остановить либо силой, либо напоминанием о важности придерживаться исламских канонов и следовать в защите этих женских прав нормам ислама.
Но мало кто может дать вменяемый ответ. Как женщинам искать справедливость, если имамы закрывают глаза на проблемы женщин, если они сами в своих проповедях не чураются унизить или оскорбить их, призвать мужчин к контролю, насилию, подавлению или эксплуатации женщин?
Как найти «исламскую справедливость», где на просьбу озвучить исламский запрет на самосуд и на убийства чести имамы, отвечают либо игнорированием, либо оправданием этих убийств адатами, традициями?
Исламская история и культура может дать уроки защиты прав и свобод уязвимых категорий людей. Но проблема в том, что ислам не работает, пока не работаем мы. А если еще его представители препятствуют правозащитной деятельности, то для решения актуальных вопросов ничего не остается, как обратиться к тем, кто эти вопросы решает без пафоса, нравоучений и обвинений.
Книги не защищают женщин. Женщин защищают люди, которые переводят эти права в реальность.
Ася Гагиева