Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу о групповом изнасиловании несовершеннолетней в Дагестане, продолжавшемся регулярно около двух лет. Суд заявил об отсутствии эффективного расследования.
Согласно решению суда, Россия должна выплатить пострадавшей 18 000 евро, а также возместить расходы на суд в размере 12 585 евро.
Речь идет о деле жительницы Карабудахкентского района.
В октябре 2010 года 16-летнюю (на тот момент) девочку склонил к близости односельчанин.
«Дочь училась с ним водной школе и, как потом выяснилось, была в него влюблена, — рассказывалгазете «Новое дело» отец потерпевшей Магомеднаби Нажмутдинов. — Он воспользовался этим, навесил лапшу, что женится, сваты скоро придут и т.п. Уговорил на близость. Никаких сватов не было, конечно. Он потом унижал дочь,издевался над ней. Рассказал о своем «геройстве» своим друзьям. Они ее стали преследовать, шантажировать. Угрожали, что, если она не вступит с ними вполовую связь, расскажут другим, опозорят и все такое. В течение полугода над моей дочерью надругались 11 человек. Некоторые снимали все на телефон, а потом шантажировали ее, пытались вымогать деньги».
Обо всем этом дочь ему рассказала в июне 2012 года. Потом она выпила несколько пачек снотворного, ее еле откачали. В этот же день отец написал заявление в полицию.
Всех, кого она назвала, задержали сразу, допросили, а потом отпустили. Множество раз дело закрывали и открывали. Домой к отцу приходили толпы родственников подозреваемых. На него самого пытались возбудить дело об изнасиловании, но оно провалилось на начальной же стадии.
«Один из предполагаемых насильников пришел ко мне домой через три-четыре дня после того, как я написал заявление. Дома меня не было, были только жена и дети. Он, ругаясь матом, угрожал, что, если заявление не заберут, то он убьет всю мою семью. Узнав об этом, я поехал в полицейский участок. На улице мне дорогу перегородил подозреваемый с друзьями. Они избили меня, проходящие люди видели это, но не вмешались. Об этом инциденте тоже я написал заявление, но свидетелей не нашлось. Возбужденное уголовное дело потом закрыли», — приводил слова Нажмутдинова «Кавказский узел».
Согласно постановлению, Европейский суд признал нарушение прав по статьям 3 (запрещение пыток) и 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В документе говорится, что расследование дела начали лишь спустя пять месяцев после заявления, но при этом не были проведены необходимые экспертизы, а слова подозреваемых, отрицавших вину, под сомнение не ставили.
Кроме того, суд указал, что дагестанские следователи, получив видеозапись с доказательствами принуждения к половой связи, заявили, что девушка добровольно согласилась на это.
Также в решении ЕСПЧ написано, что местные суды неоднократно отменяли решение следователей о прекращении дела, но правоохранители не устраняли нарушения.
Что с подозреваемыми сейчас? Ничего. Все продолжают жить своей жизнью, как будто и не было всего того кошмара, что они учинили девушке. Может, хотя бы после решения Европейского суда расследование в Дагестане снова возобновят.
Асият Нурланова