Протест в Ингушетии против соглашения о границе с Чечней уникален по многим критериям. Один из них – исключительно высокое для Северного Кавказа участие женщин в политическом активизме.
Несмотря на свойственную ингушскому обществу патриархальность, женщины играли важную, а порой и ключевую роль на всех этапах протеста.Журналист Изабелла Евлоева освещала деятельность оппозиционеров и властей. Созданный ею телеграм-канал ФортангаORG публикует каждый день десятки материалов. Анжела Матиева, бывший пресс-секретарь главы региона, участвовала в переговорах с полпредом президента Александром Матовниковым, и не раз выступала на Всемирном Конгрессе ингушского народа.
С самого начала женщины отличались храбростью, и даже мужчины отмечали, что они «вели себя, как львицы». Когда охрана главы республики начала палить из автоматов в воздух, некоторые ингушки побежали на выстрелы – прикрывать собой мужчин. Они надеялись, что солдаты не станут стрелять по женщинам.



В первые дни, когда митинг был еще нелегальным, они круглосуточно дежурили, готовые, в случае разгона протеста, встать в первых рядах. И пусть для этого надо было временно оставить детей или бросить работу – ради своей земли они были готовы и на большие жертвы.
Не менее отважно ингушки вели себя и вне митинга. На встрече в университете студентка кинула в лицо главе республике слова обвинения. Во время народного схода в Сунже девушка в платке взобралась на сцену и выхватила документы у делегатов правительства, пришедших за одобрением новой границы.


Потрясая трофеем, она произнесла пламенную речь, а в финале выкрикнула: «Вы согласны?!» И полный зал мужчин откликнулся на ее слова. К тому времени уже подоспел десант активистов, готовых перехватить инициативу. Но девушка не знала этого. Она считала, что ни у кого, кроме нее, не хватит духа сказать правду, и в одиночку бросила вызов делегации.
Такое поведение женщин в патриархальном обществе вызвало противоречивую реакцию. Некоторые запрещали женам и дочерям участвовать в протестах. Но у большинства активная гражданская позиция ингушек встречала понимание и уважение. На митинге им выделили особое место и автобус, в котором можно было отдыхать. На сходах вокруг женщин формировали живой коридор, чтобы их случайно не коснулись – это в исламе запрещено.
Сложно предсказать, удастся ли ингушам денонсировать соглашение. Но ясно одно: после протестов республика уже не будет прежней. Спаянное единой целью гражданское общество будет развиваться, и еще не раз заставит с собой серьезно считаться. И в нем немалая и почетная роль достанется женщинам.



Текст и фото: Владимир Севриновский