Выйти замуж второй раз – сложная задача для ингушской женщины
Более половины браков в России заканчиваются разводом – такова официальная статистика. Кавказские республики не исключение: в 2017 году в Ингушетии, к примеру, почти на 2 тысячи браков приходилось около 400 разводов. В Чечне ситуация лучше, но и тут на 8,2 тысячи браков в 2016 году было зарегистрировано 1,2 тысячи разводов. Стоит учитывать и религиозные особенности республик: зачастую браки не регистрируются в загсе.
Хотя распасться брак может везде, в разных республиках к разведенным относятся по-разному. В минусе чаще всего остается именно женщина. Ингушским женщинам везет меньше всего: именно в этой республике разведенная иди вдова с большей вероятностью рискует остаться одинокой.
Развод как клеймо
Лейла прошла через сложный брак: она жила с человеком, который избивал ее, не уважал. Поначалу она думала, что раз вышла замуж, то надо терпеть. Но через полтора года не выдержала и ушла от мужа вместе с маленькой дочкой. Почти спустя десять лет она вышла замуж снова.
«Каких только женихов мне ни предлагали. Даже зеков, лишь бы я не была разведенной. Никому дома не нужна разведенная девушка. Разведенная – это как клеймо. Я уже думала, что никогда не выйду замуж», — рассказывает она.
Лейле поступало много предложений стать второй женой. «У нас это считается нормальным вариантом для разведенной женщины. С религиозной точки зрения это допустимо, но я, как женщина, не смогла бы так. Это сложно любой женщине, и большая редкость, когда жена, будучи не единственной, чувствует себя нормально», — говорит собеседница.
Если парень ни разу не был до этого женат, его дома как минимум заклюют, как максимум – отрекутся от него.
Второй муж Лейлы сам в разводе, у него есть от предыдущего брака дети. Она говорит, что выйти замуж за разведенного, в принципе, реально, хотя и это редкость. А если мужчина еще ни разу не был женат, то от него родня может отвернуться за одно лишь желание жениться на разведенной.
«Для многих это целая трагедия, если родственник хочет жениться не на девственнице. Если парень ни разу не был до этого женат, его дома как минимум заклюют, как максимум – отрекутся от него. Я, например, знаю такую семью – они 10 лет живут вместе, у них уже трое детей, но жена раньше была в браке. И за эти 10 лет свекровь ни разу не разговаривала с ней! Сына она за этот брак выгнала из дома. Так и живут в съемной квартире», — рассказывает Лейла.
И все же ситуации бывают разные: кто-то остается в одиночестве, кому-то, как Лейле, удается встретить хорошего заботливого мужчину и выйти замуж. Но одно правило соблюдается строго – детей в новую семью забрать нельзя. И по адатам, и по шариату полагается передать ребенка в семью его отца.
«У меня была дочка. В день свадьбы приехали родственники бывшего мужа и насильно забрали мою девочку. Это была не свадьба, а похороны. Мне было очень трудно, но я понимала, что я должна выйти замуж, несмотря на это. Дома меня уже достали на тему замужества», — вспоминает женщина.
Общественное мнение превыше всего
Совсем иначе обстоят дела в случае, если женщина обеспеченная. Девушка из состоятельной семьи может выйти замуж легко и второй, и третий раз. Жительница Магаса Фатима, которая ушла от пьющего мужа и вышла снова замуж, считает, что дело тут в менталитете.
«Такие девушки нарасхват. А сложнее всего выйти замуж женщине, у которой двое-трое детей, не вдове. Даже разведенные зачастую не хотят сами жениться на разведенных. Им нужна девушка, еще и молоденькая», — говорит Фатима.
Она знает немало случаев, когда мужчины женятся на женщинах разведенных, старше их, ради денег и положения в обществе. Хотя по правилам религии брать женой вдову или разведенную – это допустимо, люди не стремятся угодить воле Аллаха. Они куда больше стремятся показать себя с хорошей стороны перед другими.
Если мой нынешний муж хоть раз поднимет на меня руку, я сразу уйду.
«Всем важно только одно – что скажут со стороны. Для многих кавказских национальностей вообще общественное мнение важнее, чем следование религии. Если бы мнение так много не значило, то не было бы так много одиноких разведенных женщин ни в Ингушетии, ни в Чечне, ни в Дагестане», — уверена Лейла.
Статистика по разводам врет, считает она. Реально разводов куда больше, чем фиксируется на бумаге.
«В действительности у нас в республике все печально с замужеством. Очень много разведенных одиноких женщин у нас. И все равно я считаю, что плохое отношение к себе терпеть нельзя – надо уходить от такого мужа. У нас есть поговорка такая – на русский переводится как «все, что мужик ни делает, ему к лицу». Я с этим не согласна – терпеть измены или рукоприкладство нельзя ни в коем случае. Если мой нынешний муж хоть раз поднимет на меня руку, я сразу уйду», — с уверенностью говорит Фатима.
Перемены к лучшему
Кандидат педагогических наук, этнопсихолог, специалист по Ингушетии и Чечне Ольга Павлова считает, что отношение к разведенным женщинам и вдовам в регионе трансформируется.
«Раньше ингушские женщины крайне редко выходили замуж после развода. Если это случалось, то на невыгодных для женщины условиях – второй женой, или за пожилого человека», — уточняет эксперт.
Сейчас ситуация изменилась, и случаи повторных замужеств не так уж редки. «Однако зачастую эти женщины становятся вторыми и даже третьими женами. Но и случаи, когда разведенная женщина становится единственной женой, тоже есть – молодежь смотрит на это более спокойно», — отмечает Павлова.
Общественное мнение относительно разведенных женщин и вдов меняется под влиянием разных факторов – это и религия, и светское общество: «По исламу, женщина может выйти замуж в любом возрасте, в том числе после развода или потери мужа. То есть религиозные семьи не будут против таких браков. Есть и более светские семьи, где молодежь отходит от традиционных моделей и все чаще женится под влиянием чувств. В таких семьях влияние родителей и их мнение имеет большой вес, но не является решающим фактором – собственные чувства играют более серьезную роль».
Женщины оставляют своих детей родителям их отца или своим родителям. В новую семью с ними не идут.
Сейчас все северокавказское общество испытывает на себе влияние европеизации. Ингуши были подвергнуты этому влиянию в меньшей степени, но тенденции не обходят их стороной, уверена Павлова.
А вот в вопросе детей от предыдущих браков ингуши все еще консервативны. Ни в религиозных, ни в традиционных семьях не принято, чтобы женщина приводила в дом нового мужа детей от другого мужчины.
«Женщины оставляют своих детей родителям их отца или своим родителям. В новую семью с ними не идут, даже в случае, если выходит замуж вдова. Все-таки воспитание чужого ребенка в семье нового мужа все еще считается неприемлемым, — рассказывает Павлова. — Мне известен случай, когда женщине, ребенку которой было уже восемь лет, предложили выйти замуж и взять с собой своего ребенка. То есть сам мужчина был на это согласен. Но тут выступили родственники, которые сочли это предложение неприемлемым – они побоялись кривотолков, общественного осуждения. В итоге ребенок отправился к родителям погибшего мужа. С точки зрения ингушского общества, это абсолютно нормально. Согласно традициям, это единственная модель, по которой женщина может выйти второй раз замуж».
Асият Нурланова