«От меня не может родиться больной ребенок»

«Даптар» выяснял, почему мужчины убегают из семей, где рождаются дети с инвалидностью.

Официальной статистики, сколько мужчин в нашей стране уходят из семей, в которых родились больные дети или дети с особенностями в развитии, нет. Но проблема есть. Даже в Дагестане, где чаще всего браки заключаются по расчету между родственниками, нередки случаи, когда семьи распадаются, если в семье появляется неполноценный ребенок. В большинстве случаев уходит мужчина. Почему? Психолог Темирлан Кадиев отвечает на вопросы «Даптара».

– Вообще-то нет одного общего объяснения, почему муж ушел из семьи, где больной ребенок. Причина в каждом конкретном муже, в конкретной ситуации. Возможно, в каких-то случаях это зависит от воспитания, которое мужчина получил в детстве. А возможно, это связано с ментальностью, которая присуща тому или иному этносу. У нас же у каждого этноса есть какие-то свои, как говорят, заморочки, амбиции. Они не делают этот этнос хуже или лучше, это просто некое проявление. Чем выше амбиции, тем больше человек будет утверждать, что он лучший. Получается там, где есть это «я – лучший», там отсутствует некая адекватность оценки ситуации, потому что самооценка завышена.

Это же создает определенные стереотипы в семье: в его семье может родиться только умный, здоровый ребенок. Варианты, что у его ребенка могут быть какие-то отклонения или отличия, вообще не рассматриваются. «Как это у меня в семье может быть такое?»

– Ну, а если ребенок родился в союзе мужчины и женщины разных национальностей, это еще один повод считать, что «наши лучше их». 

– Общество, в котором мы растем, вырабатывает стереотипы, какие-то мировоззренческие позиции. Вот у нас есть стереотип, связанные с данной ситуацией: в моем роду не может быть умственно отсталых или больных, у нас все здоровые.

– Если так думает мужчина, получается, что причина в женщине, в ее родственниках, в ее генах. А может быть, вот эти слова, что жена виновата, — это просто прикрытие своей несостоятельности? Ну, испугался человек, не хватило духа справиться с этой проблемой.

– Конечно, может быть и так, что он просто не захотел брать на себя ответственность. Мужчина будет нести ответственность, если его в детстве этому научили. Если за него не ходили, не просили, в школе оценки не поднимали, в вузе сессию не сдавали или ему же давали деньги, чтобы он закрывал свою сессию. Там, где за ребенка несут ответственность родители, они забирают у него самостоятельность. Отсутствие самостоятельности приводит к отсутствию ответственности. Вообще, больной ребенок — нередко это только повод уйти. Если он захочет уйти, он уйдет и не посмотрит, больной там ребенок или здоровый.

В браке одна из самых важных вещей – это совмещение моделей детства. Схоже ли воспитание, которое получили в детстве парень и девушка, одинаковые ли ценности в обеих семьях, одинаковые ли взгляды на жизнь. Плюс большое значение имеет, когда ребенок с детства видит, как взаимодействуют папа с мамой. Важно, когда в семье совместный прием пищи, это объединяет. Важно, чтобы был совместный досуг и совместное выполнение домашних обязательств. Когда есть любовь и взаимодействие с детьми, тогда они вырастают более уверенными и способными преодолевать сложности. И, уже вырастая, человек может нести ответственность за себя, за свою семью и за своего здорового или больного ребенка.

 

person-street-vintage-old.jpg

 

– А как помочь мужчине не уйти из семьи?

– Если у этого человека не выработана ответственность к близкому, бесполезно пытаться его оставлять в семье. Ну, убедим мы его не уходить, он будет мучиться от своего пребывания там, будут конфликты: «Вот я же остался с тобой, сама смотри за ребенком». Все равно женщина останется одна при муже.

– Может, тогда не стоит вообще останавливать его?

– Важно, чтобы мужчина принял решение, не торопясь, не на эмоциях.

– А если со временем муж изменит свое решение, как сделать так, чтобы он вернулся в семью наименее болезненно для всех?

– Тут два момента. С одной стороны, ребенку может быть приятно от того, что рядом появился еще кто-то, кто, возможно, будет уделять ему свое внимание. А с другой стороны, есть обида женщины на мужа. И тут важно, насколько степень ее обиды большая. Женщина либо не простит и не примет его назад, либо примет просто ради ребенка, но отношений не будет. Важно, чтобы женщина простила мужа, иначе он останется для нее объектом обиды. Только теперь он будет рядом каждый день, и это усложнит ей жизнь.

– Мы сейчас говорим о мужчинах, но как часто женщины уходят из семей по этой причине?

– Гораздо реже. Объяснение достаточно простое: женщина – мать, и какой бы ребенок ни родился, в большинстве случаев, порядка 99%, материнский инстинкт не дает ей права уйти, она не может себе этого позволить. Какой бы этот ребенок не был. Некоторые мужчины, те, которые уходят, по-другому к этому относятся. Иногда думают: «Если этот ребенок получился такой, следующий тоже может таким же родиться. А зачем мне это?» Они не рассматривают вопрос с генетической точки зрения.

Например, в Центральной республиканской больнице в Махачкале есть отделение «Семья и брак», куда можно прийти и сверить хромосомный набор парня и девушки на совместимость. В 1992 году у меня родился ребенок с пороком сердца. Мы ходили, проверялись. Получилось, что у нас с супругой несовместимость, потому что наши отцы – двоюродные братья.

– Но в Дагестане ведь не обращают внимания на это, все равно заключают браки. И никто не ходит, не сравнивает свои хромосомы.

– Есть люди, которые ходят, но их мало. Я сам отправлял в этот центр несколько пар. Я знаю много пар в Махачкале, у которых идеальные отношения, любили друг друга даже после того, как развелись. Но развелись из-за того, что детей не может быть, несовместимость по резус-фактору. Проблему выявили после того, как поженились и прожили несколько лет.

На сегодняшний день много возможностей проверить совместимость. Прежде чем молодые примут решение о браке, особенно у нас в Дагестане, где мало кто смотрит на чувства, а просто берут и сватают, надо пойти и провериться, насколько их хромосомный набор или другие позиции, совмещаются друг с другом.

– Мне кажется, нашему населению это сложно объяснить. Мы же самые умные. Сами знаем, что делать и как жить.

– У нас в некоторых семьях могут заранее проверить, девочка ли невеста. Почему нельзя поверить совместимость молодых? И делать это надо еще свадьбы. Просто из-за невежества не знают, какие последствия могут быть, а потом семьи распадаются. До принятия решения о браке молодые уже будут знать, полноценные ли дети у них родятся. Семья – это дорога друг навстречу другу. А у нас получается, что женщина всё обязана, а задача мужчины – только деньги приносить. Это то, о чем нужно говорить с молодыми. В этом вопросе нужна просветительская работа.

Аида Мирмаксумова