Похищение невесты – пережиток? Как бы ни так! Лана Вартанова выясняла, как сегодня обстоит дело с умыканием девушек.
Сегодня многие в Дагестане считают традицию похищения невест пережитком прошлого, дикостью и нарушением прав женщины. Взрослые отцы без тени сомнения уверяют, что если вдруг похитят их дочь, то они не станут спешно готовить свадьбу, а помчатся вызволять свое чадо из «плена». Молодые девушки заверяют, что сами готовы биться с похитителями за свою свободу и честь, не желая покоряться чьей-то прихоти. Мусульманские богословы, ссылаясь на положения Корана, объясняли, что такая женитьба противоречит канонам ислама. Слушая такие ответы, можно подумать, что похищения невест медленно, но верно исчезают. Однако сухие цифры статистики говорят об обратном.
В 2013 году в прокуратуру Дагестана поступило 215 заявлений о похищении людей, 190 из них — кражи девушек с целью женитьбы. С 2001 по 2006 годы была похищена всего 181 невеста. По словам работников прокуратуры, как правило, на основании этих заявлений уголовные дела возбуждаются редко, не говоря о делах, дошедших до суда. Чаще случается, что заявления о похищении подают родители невест, а последние забирают их, утверждая, что добровольно ушли с «похитителем» и никаких претензий к нему не имеют. И вообще — свадьба скоро. Вот только насколько эта свадьба желанна для девушки…
«Меня украл сосед»
Традиция похищать невесту как-то сама собой ошибочно приобрела некий романтический налет. И, возможно, некоторые девушки даже тайно мечтают, чтобы их похитил смелый джигит. На глазах у всего села. Перекинул через седло белого коня, заявив: «Моя! Готовьте свадьбу!». Но романтично это выглядит только со стороны. Практически за каждым похищением сломанные судьбы, несбывшиеся надежды и мечты и жизнь с нелюбимым человеком. Как правило, с мужьями везет очень немногим похищенным девушкам. Редко кто из смелых горцев, похитивших жену, становится надежным любящим и верным спутником.
«Меня украл сосед, когда мне было 19. Родители посчитали, что нужно играть свадьбу, потому что, в их понимании, я была опозорена. Я просила их не делать этого, но меня никто не послушал. В итоге, я развелась через полгода. Уж на развод я разрешения ни у кого не спрашивала, и до сих пор жалею, что допустила это нелепое замужество», — рассказывает Сабина из Хасавюрта.
По мнению историка Сергея Манышева, в 19 веке в Дагестане к похищению невест прибегали в двух случаях. Если молодые любили друг друга, но родители были против их союза. Тогда похищение инсценировалось. Девушка добровольно убегала с любимым, а родителям сообщалось, что она похищена. В подобных ситуациях, боясь пересудов и того, что в дом больше не пожалует ни один приличный жених из-за испорченной репутации дочери, родители чаще всего соглашались на свадьбу. Если девушка категорически отказывала во взаимности, и ее поддерживала семья, то парень тоже мог решиться на похищение.
Девушек, как правило, похищали у родника или во время полевых работ. Лишь самые смелые женихи крали невест недалеко от их дома, так как это было опасно.
Похищенную девушку, как правило, увозили в другой аул и прятали в доме кунака.
«По кумыкским адатам похищенную невесту привозили в дом князя или уздена. И если князь позволял родне невесты увезти девушку, то в наказание общество лишало его привилегий – ему не оказывали княжеский почет», — рассказывает Сергей Манышев.
У тех же кумыков молодой человек, похитивший себе невесту, на год объявлялся кровником ее семьи. Затем молодой человек мог вернуться в село, где происходило примирение между ним и семьей девушки.
«Бывало, что девушка сама убегала к любимому человеку. Он на время передавал ее под опеку князя, а родители могли от нее отречься», — говорит историк.
Действующий Уголовный Кодекс не содержит такого состава преступления, как похищение невесты. Фактически кража невесты является частным случаем похищения человека (статья 126) со многими «но».
Кстати, существует заблуждение, согласно которому после похищения свадьба для девушки была неминуема. Историки утверждают, что иногда похищенную девушку все же отказывались отдавать замуж за похитителя, тогда жених должен быть уплатить специальный штраф скотиной или серебряными монетами.
Сергей Манышев считает, что в целом в Дагестане похищение невест всячески порицалось и считалось делом неугодным и ненужным. «Ошибочно предполагать, что невесту себе не крал только ленивый. Наоборот, это было достаточно опасное предприятие, ведь родственники невесты могли устроить погоню и не только забрать девушку, но и убить похитителя, поэтому на похищение шли только отважные смельчаки», — поясняет ученый.
Закон, что дышло…
В истории человечества (а невест крали не только на Кавказе) известны периоды, когда умыкание невесты носило ритуальный характер, а вопросы порицания и наказания за кражу невесты регулировались обычным правом.
С развитием государства и права появились законодательные нормы, предусматривающие уголовное преследование и наказание похитителей невест.
Например, согласно уголовным кодексам РСФСР 1926 и 1960 годов за похищение женщины для вступления в брак преступнику грозило лишение свободы до двух лет.
Так, Уголовный Кодекс 1960 г. содержал целую главу, предусматривающую уголовную ответственность за так называемые «преступления, составляющие пережитки местных обычаев». Сюда входили похищение невесты, кровная месть идаже уплата и принятие выкупа за невесту.
По словам юриста Эмилии Абдулгалимовой, в уголовном законодательстве современной России ситуация несколько иная. Действующий Уголовный Кодекс не содержит такого состава преступления, как похищение невесты. Фактически кража невесты является частным случаем похищения человека (статья 126) со многими «но».
Юрист недоумевает: «Непонятно, как квалифицировать действия мужчины, если после похищения девушка дала согласие на вступление в брак. Похищение имело место, а стороны друг на друга не в обиде. Еще более спорным является примечание к статье 126, в соответствии с которым лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Многие представители юридического сообщества расценивают эту норму как своего рода индульгенцию правонарушителю – воруй людей сколько угодно, но если отпустишь, ты чист перед законом и судом».
При этом, по мнению юристов, право не учитывает, что девушек чаще всего похищают в субъектах России, где факт похищение отражается на ее репутации или приводит к еще более печальным последствиям.
Другая сторона медали
Сапият сейчас около тридцати. Она заботливая мама, любимая жена, уважаемая невестка. В наличии все атрибуты женского счастья. Однако то, какой ценой далось ей это счастье, Сапият вспоминает с болью до сих пор. Прошло много лет. Но только кажется, что все забылось.
Сапият убежала с собственным женихом против воли родителей. Абсурдно? Нелепо? Смешно? Но Сапият было не до смеха.
Сапият замуж не спешила, но спорить с родителями, которые дали добро на брак с парнем из соседнего села Ахмедом, не стала.
К счастью, Ахмед оказался воспитанным и интересным парнем. Молодые люди созванивались, жених приезжал к Сапият в Махачкалу. Появились чувства, и девушка поняла, что с нетерпением ждет дня свадьбы. Каково же было ее удивление, когда однажды родители заявили, что свадьбы не будет. Мамы что-то между собой не поделили. Сторона невесты, оскорбившись, велела Сапият немедленно вернуть жениху кольцо и все подарки. Девушка растерялась, но и перечить не решилась. В слезах позвонила жениху. Ахмед пытался поговорить с отцом Сапият. Тот был непреклонен. Тогда парень предложил Сапият «железный вариант». Похищение.
«Это решение далось нелегко. Я очень боялась гнева родителей, но не готова была расстаться с любимым», — вспоминает Сапият.
Влюбленные поженились. Родители, отправив дочери самое дешевое приданое, перестали с ней общаться. Но однажды Сапият позвонила мать, которая сказала, что молодожены прощены, и пригласила в гости. Вдвоем. Мол, для начала поговорим по-семейному.
«У меня как будто камень с души свалился. Ведь я не могла не думать о том, что ослушалась родителей и расстроила их», — рассказывает Сапият.
Если бы она могла знать, чем обернется приглашение в родной дом. С новобрачными церемониться не стали. Зятя избили и выгнали, а дочь за волосы втащили в комнату и закрыли.
Сапият точно не помнит, сколько продолжался этот ад. Помнит лишь побои и унижения.
«Я думала, что все, и я вместе с ними, одновременно сошли с ума. Не могла понять, чего от меня хотят. Злоба близких поражала. Родители припомнили мне платную учебу, требовали вернуть все, что на меня потратили. Меня били за то, что убежала с женихом, которого они же и выбрали. Требовали немедленно развестись с мужем, не выпускали из дома. Даже в туалет ходила под конвоем», — вспоминает женщина.
Все это время муж тщетно пытался вызволить жену из плена. Однажды Ахмед приехал с имамом, заявив, что хочет развестись. И пока Ахмед в присутствии священнослужителя произносил нужные для развода слова, он все же успел передать жене телефон.
Со временем контроль над пленницей немного ослаб. В удобный момент Сапият вызвала мужа, и он ее забрал.
Уже дома молодая женщина поняла, что ждет ребенка. К счастью, ребенок родился здоровым.
Через несколько лет после описанных событий Сапият помирилась с родственниками, но, как сама замечает, ни о каких теплых отношениях речи быть не могло.
«Аллах учит прощать обиды, чтить родителей, Но мне сложно забыть, как меня унижали ни за что. Родители прощают детей-наркоманов и убийц. А меня мучили и унижали лишь за желание быть счастливой», — вздыхает женщина.
«Ругалась, царапалась, пинала»…
Махачкалинка Индира в свое время тоже позволила себя похитить. С тех самых пор ни разу не видела отца. Его не смягчили ни извинения, ни объяснения, ни внуки.
«Хорошо, что отец разрешает маме бывать у меня», — вспоминает Индира.
О том, что Залину несколько лет назад пытались похитить, девушка предпочитает не рассказывать, так как считает, что это вредит ее репутации на выданье.
Руслан захотел жениться на Залине почти сразу после знакомства. И девушка даже была согласна. Но ее родители настроений влюбленных не разделяли, так как имели к жениху вполне обоснованные претензии: ни постоянной работы, ни жилья. Отец Залины предложил Руслану сначала встать на ноги, а уж потом жениться.
«Он все ждал, когда ему с неба свалится. Со временем мне это надоело. И на смену любви пришло раздражение», — рассказывает Залина.
В итоге молодые люди расстались, но Руслан иногда предъявлял права на Залину, мол, все же выйдешь за меня. Однажды на улице к ней вплотную подъехала машина. Крепкие ребята легко скрутили хрупкую девушку и затолкали в машину.
В машине сидел потенциальный муж. «Я ругалась, царапалась, пинала его ногами, а он, краснея, стыдил меня, мол, скоро будешь этим парням хинкал подавать, как себя ведешь», — со смехом вспоминает девушка.
У Залины отобрали телефоны и отвезли в Каспийск. Хозяйка дома встретила девушку радушно, поздравляла и всячески успокаивала. Когда мужчины ушли, Залина рассказала надзирательнице свою историю, заявив, что не хочет выходить замуж за Руслана.
«Она сочувствовала, но не отпускала. Правда, предложила бежать, если смогу, — вспоминает Залина.
И она смогла. Выпрыгнула со второго этажа и побежала к трассе. Босиком.
Можно ли стать милым насильно, каждый проверяет на себе. Но, пожалуй, самое важное в любой, древней или современной, традиции — это не унизить человеческого достоинства и уметь совершать поступки во имя любви.
Лана Вартанова