Тренер женской дагестанской сборной по регби Магомед Гаджимагомедов – «Даптару»
Создать успешную женскую спортивную команду без доверия невозможно, уверен главный дагестанский тренер по регби Магомед Гаджимагомедов. Этот сурового вида мужчина смог не только вырастить чемпионок с мировым именем, но и стал для спортсменок вторым отцом. Магомед рассказал «Даптару» об особенностях женского спорта в Дагестане.
— Сколько сейчас у вас всего девочек в команде, какой их средний возраст?
— Всего 26-28 девочек, в основе 15 человек. Самые опытные и старшие – это Забия Меджидова, игрок и тренер. Она самая техничная и опытная. Потом идет Ахмедова Ашура, Елена Шорникова, Наида Алиханова, Саида Багдаева. Остальные младше, есть даже девочка 2002 года рождения.
— Молодых вы, наверное, не вывозите на игры за пределы республики?
— Напротив, я стараюсь всегда брать молодых девочек на соревнования — не ради побед, а ради того, чтобы они перебороли страх перед соперниками, судьями, болельщиками. Это очень полезный опыт для них, учитывая женскую психологию. С кем-то нужно побольше разговаривать, кого-то хвалить, а кого-то ругать. Все девочки очень разные, к каждой нужен отдельный подход.

Воспитанницы Гаджимагомедова
— Вам удается его найти?
Для меня они родные. Я их уже вижу насквозь — понимаю, когда они поссорились, разозлились, знаю, что нужно сделать, чтобы улучшить обстановку в команде. С мальчиками таких трудностей нет — там и по башке можно стукнуть, если что.
А женский спорт — целая наука. Тут нужно делать основной акцент не на тренировках, не на развитии физических качеств, не на технике. Это все можно поставить. А вот если не найти к каждой индивидуальный психологический подход, то ничего не получится. В женской команде необходимо создавать благоприятную ауру и каждый день ее поддерживать, потому что цепочка всегда может порваться.
Девочки часто подходят ко мне перед соревнованиями и просят настроить их. И я каждой лично говорю, что ей нужно делать, как себя вести. Я для них и отец, и брат, и дядя. У нас практически семья.
В Дагестане так устроено: если мальчик с кем-то ошибся, это воспринимается нормально, а если девочка – это очень плохо.
— Как коллеги относятся к тому, что вы тренируете женскую команду?
— Бывало разное. Мои ровесники-борцы, увидев меня на стадионе с девочками, могли раньше сказать: «Магомед, куда ты попал? Зачем тебе это?» Но я уже живу этим делом, я болею душой за своих девочек. Не знаю, что со мной будет, если я не буду утром и вечером с ними на стадионе, не буду с ними ездить на соревнования.
Если бы мне 10 лет назад сказали, что я буду тренировать девочек, я б не поверил. А сейчас не могу без этого. Психологическая нагрузка огромная, но я не жалею. Я нашел тут успокоение души. Да и отношение к нам поменялось. Раньше на меня могли косо смотреть — говорить, мол, что это такое, регби для девочек. Приходилось упрашивать родителей отдать своих дочек к нам.
Некоторые спортсмены-мужчины до сих пор говорят, что она делает на стадионе, пусть дома сидит. Но постепенно отношение меняется. Я стараюсь сделать все, чтобы к девочкам-спортсменкам относились с таким же уважением, как и к ребятам.

Магомед Гаджимагомедов с регбисткой Наврат Хамидовой / Фото: riadagestan.ru
— Проблем было бы меньше, если бы женские и мужские команды тренировались отдельно?
— Да, я думаю, что Дагестане нужно все же отделять женский спорт от мужского. Я давно вынашиваю идею создания женской спортивной школы, где будут тренировки по регби, волейболу, баскетболу, дзюдо и вольной борьбе. В этих видах спорта мы можем создать очень сильные команды.
Многие родители не отдают девочек на тренировки, потому что не хотят, чтобы они занимались вместе с мужиками. Их очень беспокоит мнение окружающих, что люди будут говорить, если девочка с ребятами занимается дзюдо. А если они будут знать, что дочка занимается отдельно, они спокойно отдадут детей на спорт.
Многие переживают по этому поводу, ведь в спорт ребята попадают в основном в переходном возрасте. Все может произойти. Понимаете, в Дагестане так устроено: если мальчик с кем-то ошибся, это воспринимается нормально, а если девочка – это очень плохо.

Гаджимагомедов с воспитанницами / Фото: dagigra.ru
— Каково отношение родственников к тому, что девочки занимаются таким вот мужским спортом?
— Что касается моих спортсменок, то их родители мне очень доверяют, с каждым я постоянно на связи, так что они за девочек спокойны. К тому же их стимулирует то, что дети получают образование в Дагестанском государственном педуниверситете. Но случаи бывают разные. Однажды ко мне приходил брат нашей регбистки, говорил, мол, ей надо замуж, это не для нее дело.
В чем-то я его понимаю, у меня у самого в семье есть дочки, и я бы, если честно, не хотел отдавать их в такой спорт. Хотел бы, чтобы они занимались чем-то более женственным. Но есть девочки, вроде Наврат и Байзат Хамидовых, которые рождены для регби – они ничем в жизни больше не могут и не захотят заниматься, я уверен.
— Было ли такое, что девочки покидали команду ради создания семьи?
— Конечно. От нас ушла Хамиз Мазанова, родила уже ребенка. Играят Гюльмагомедова недавно вышла замуж за нашего регбиста и прекратила тренировки. Пять-шесть девочек ушли из команды после замужества. Девочки у нас видные, все их знают, так что женихов полно.
Екатерина Нерозникова