Сильные люди

«Даптар» выяснял, каких успехов добиваются дагестанские женщины-инвалиды и почему у них больше свободы и возможностей реализоваться.

Строгие дагестанские обычаи и общественное мнение во многом ограничивают женщину, отводя ей, в первую очередь, роль жены и матери. Однако что делать тем женщинам, чьи шансы выйти замуж совсем невелики, как выжить и найти свое место в жизни тем, кто автоматически списывается со счетов, кому пророчат одиночество и беспросветность.

В Дагестане девочкам с раннего детства в голову вбивают мысль о том, что их главное предназначение – это быть хорошей женой и матерью. Однако такая пропаганда совершенно упускает из вида женщин-инвалидов. Равнодушное,  а порой, очень жестокое дагестанское общество их в расчет не берет и уж тем более не возлагает на них никаких надежд. Но кто бы мог подумать, что именно такое отношение к женщине-инвалиду дает ей больше свободы. Ее неполноценность развязывает ей руки, уберегая от осуждений и заточения в узкие и тесные рамки.

Историк и психолог Сергей Чипашвили объясняет такую небрежность по отношению к инвалидам суровым бытом горцев, много столетий занятых тяжелой работой и войнами.

«Инвалиды никак не вписываются в картину быта горцев. Малочисленные горные народы веками решали тяжелые задачи – выжить, спастись от внешних врагов и победить суровый климат. Таким образом, от мужчин требовалось быть храбрым и умелым воином, а на женщину возлагалась тяжелая физическая работа и деторождение. Инвалиды не могут ни работать, ни воевать, и не всякая женщина-инвалид способна родить ребенка. Мужчина еще хоть как-то мог приспособиться, участвуя, к примеру, в общественной жизни. Женщина же к этому не допускалась. И если родители и ближайшие родственники еще могли окружить дочь-инвалида заботой и вниманием, то за пределами семьи она считалась лишь обузой и бракованным материалом. У имама Шамиля одна из дочерей имела серьезные проблемы с опорно-двигательной системой, так вот даже такой авторитетный человек не смог выдать ее замуж», — говорит историк.

В Дагестане на сегодняшний день проживает более 200 тысяч инвалидов.

Прошло время, войны поутихли, современная техника значительно облегчила жизнь людей, общество как будто стало добрее. Но отношение к инвалидам в Дагестане  едва ли поменялось.

Люди могут долго и упорно говорить о том, что люди с ограниченными возможностями – это полноценные члены общества, которые должны быть максимально адаптированы к жизни в городе, но дальше слов и сомнительных государственных программ дело обычно не идет.

По данным министерства труда и социального развития республики в Дагестане на сегодняшний день проживает более 200 тысяч инвалидов (это около 9 процентов от общей численности населения региона).

Большинство инвалидов проживает в Махачкале, однако, можно по пальцам посчитать здания, где предусмотрены пандусы, где в лифт можно въехать на инвалидной коляске. Ежедневный выход в магазин за хлебом для человека с ограниченными возможностями превращается в подвиг, особенно если речь идет о женщине, которой просто физически тяжело преодолевать такие трудности.

Кого-то такие суровые условия жизни озлобляют и заставляют вымещать свою злобу на каждом, кто попадается на пути.

«У нас на факультете была преподавательница, которая хромала. Говорили, что это у нее с рождения. Ее боялись все: и студенты, и преподаватели. Не то, чтобы боялись, скорее, предпочитали не связываться с ней. Не дай Бог, было попасться под горячую руку. Она выражений не выбирала. Особенно не любила молодых девушек. Считала всех вертихвостками. Я не помню случая, чтобы она была в хорошем настроении. Она всегда кого-то отчитывала или оскорбляла. И, кстати, она замечательно пользовалась своим положением. Ей делали удобное расписание, предоставляли хорошую аудиторию. Она знала, что никто не рискнет ей перечить. Мы все думали, что это она такая из-за своего недуга, обижена на весь мир. Ее даже жалко было», — рассказывает учитель химии Анна Меджидова.

Но данный пример вовсе не закономерность, скорее, единичный случай. Ведь часто именно тяжелые условия жизни, вернее, их полное отсутствие и пренебрежительность со стороны общества рождают протест, желание доказать, что несмотря на явную непохожесть на других женщина может стать успешной. И очень многие добиваются своих целей.

Жительница Дербента Индира Абдуллаева рассказывает: «Моя соседка – инвалид детства. У нее проблемы с позвоночником, и ходит она, опираясь на две трости. Но сидеть на месте и ничего не делать, она не может. Она прекрасно шьет, и одно время зарабатывала на этом неплохие деньги. Позже она выучилась на мастера маникюра и тоже обзавелась постоянными клиентами, а сейчас она еще немного подучилась и занимается наращиванием и дизайном ногтей. Она считается одним из лучших мастеров в городе. К ней без записи не попадешь. Кроме этого, она постоянно выезжает на какие-то тематические конкурсы и выставки. Ее энергии и целеустремленности остается только позавидовать».

 

7Без имени
Сакинат Магомедова

 

Сакинат Магомедова родилась без рук. Никто из врачей так и не смог объяснить, почему у здоровых молодых родителей родилась дочь с такой страшной патологией. Мать девочки, оставшись без мужа (отец ушел из семьи) понимала, что в жизни дочке придется нелегко, поэтому с первого дня воспитывала ее так, как будто и не замечала, что Сакинат сильно отличается от своих сверстников.

«Если я приходила и жаловалась, что меня кто-то обидел или толкнул, то могла еще и от мамы шлепков по мягкому месту отхватить. Она всегда говорила мне, что я должна решать свои проблемы сама. Вот я и научилась. Меня толкали и били руками, а я за это лупила ногами. Потом все мамаши из округи ругаться приходили, рассказывали маме, какая я невоспитанная и агрессивная. А у меня просто не было выбора», — рассказывает Сакинат.

Сакинат рано осталась без матери и мириться с ролью приживалки в семье родственников не захотела. От тетки она съехала, лишь только достигла совершеннолетия, приехала в Махачкалу, и началась ее взрослая жизнь. Она ходила по инстанциям, пытаясь добиться положенных ей по закону жилья и льгот, искала работу.

Сакинат вспоминает: «Чего я только не делала. Даже пыталась петь в ресторане. А сколько порогов я оббила! Но я четко понимала, что я ни у кого ничего не прошу, а лишь хочу получить то, что мне положено. И если я не буду надоедать, то никто мне на блюдечке с голубой каемочкой ключи от квартиры не принесет. Вот и бегала ежедневно по министерствам и ведомствам. Зато я добилась, мне дали квартиру, благотворители помогли с ремонтом и обстановкой».

«Женщина-инвалид и вовсе дважды ущербная».

В жизни Сакинат было многое: и предательство, и бытовые трудности, но никогда она не позволяла себе унывать, никогда не считала себя ущербной и убогой, никогда не допускала мысли, что ее недуг помешает ей обрести женское счастье и познать радости материнства.

«Я не помню, чтобы я страдала от отсутствия мужского внимания. А мой муж моложе меня на 10 лет. Ну, нет у меня рук! Что теперь делать?! Они не вырастут, если я буду плакать, расстраиваться и спрашивать космос, почему это случилось именно со мной. Я смирилась с этим, и от этого мне легче. Я принимаю и люблю себя такой, какая есть. Трудности позади, у меня растут дети, у меня есть дом, супруг, моя спортивная карьера идет в гору. Инвалидом я себя не считаю. В роддоме, когда я родила дочь, все меня жалели, думали, это нежеланный ребенок. Думали, что я не смогу растить ее без рук», — говорит Сакинат.

Несколько лет назад Сакинат начала заниматься паратхеквандо. Особенности этого вида боевого искусства в том, что в бою практикуются в основном удары ногами. Тренер Сакинат случайно увидел фото девушки  в газете, сам нашел ее и предложил попробовать себя в спорте. Сакинат согласилась. И уже через год тренировок стала серебряным призером Европы по паратхеквандо. А недавно привезла с очередного чемпионата Европа уже золотую медаль.

Блогера, Лизу Евлоеву, в Ингушетии знают все. К ней на свадьбу пришел даже президент республики, который подарил молодоженам ключи от квартиры. Инвалидная коляска ничуть не мешает Лизе участвовать в молодежных форумах, получать премии в области журналистики и совмещать активную общественную жизнь с жизнью семейной. Некоторое время назад девушка создала коллекцию одежды для девушек с ограниченными возможностями.

Такие примеры несгибаемой воли и успешности специалисты считают делом обычным и даже вполне закономерным.

Этнограф Джамиля Эфендиева, к примеру, объясняет, что женщины на Кавказе всегда были сильными и деятельными, но, живя по так называемому неписаному кодексу поведения, им приходилось, как бы умерить свой пыл и изображать крайнюю покорность мужчине, скромность и кротость.

«Но это не распространялось на девушку-инвалида. Ей необязательно было следовать этим правилам. Она не является девушкой на выданье, завидной невестой, а, значит, ей не надо строго следовать нормам поведения. И в результате девушка получает личную свободу и возможность самореализации. Дагестанцы никогда не поощряли женщин певиц. Сейчас общество еще их принимает, а еще сто лет назад таких девушек, вряд ли, бы кто посчитал приличными или рискнул бы на них жениться. Такой род деятельности автоматически накладывал отпечаток на репутацию женщины. Но для женщин-инвалидов в таком случае общество делало снисходительное исключение из правил, и слепые певицы или музыкантши с нарушением двигательных функций были явлением привычным», — поясняет этнограф.

Ислам призывает своих последователей быть терпимыми и почтительными по отношению к людям с ограниченными возможностями. Религия запрещает мусульманам бросать родственника-инвалида на произвол судьбы. О том, чтобы отказаться от ребенка-инвалида или сдать его в специальный приют не может быть и речи. А если вдруг оказалось так, что человек с ограниченными возможностями одинок, то имаму ближайшей мечети следует изыскать средства, если больной человек нуждается в деньгах и обеспечить ему уход.

«Во времена Халифата существовали специальные дома при мечетях, где содержались одинокие инвалиды. Такие люди не должны чувствовать себя забытыми и одинокими. Это не гуманно и противоречит канонам ислама», — замечает главный редактор газеты «Нурулислам» Магомед-гаджи Гаджиев.

По мнению Гаджиева, женщинам-инвалидам, конечно же, нелегко устроить свою личную жизнь, но их неполноценность не дает им никакого права нарушать запреты шариата, связанные с какими-либо внебрачными связями, даже если главной целью женщины является непреодолимое желание родить ребенка.

«Нужно верить и надеяться на милость Всевышнего, ведь далеко не всякая женщина-инвалид обречена на одиночество. Многие из них выходят замуж, находят свое счастье. А мужчину, который добровольно без всяких корыстных целей и намерений вступает в брак с женщиной-инвалидом, конечно же, ожидает милость и вознаграждение от Всевышнего. Например, в свое время пророк Али взял второй женой престарелую вдову и тем самым показал своим последователям пример. Ведь в исламе очень важен институт семьи. Никто не должен быть одиноким», — говорит редактор исламского издания.

Так уж сложилось в консервативном сознании дагестанцев, что женщина – это существо второго сорта. Увы, часто это мнение разделяют и сами женщины. «А уж женщина-инвалид и вовсе дважды ущербная. Таким женщинам приходится из кожи вон лезть, чтобы доказать свою состоятельность. И в итоге они прикладывают к этому гораздо больше усилий, чем даже любой здоровый полноценный мужчина. В Дагестане девочке с раннего детства вбивают в голову, что ее главные роли  в жизни — это быть женой и матерью. А у женщины-инвалида шансы выйти замуж ничтожны, поэтому она все свои силы направляет на то, чтобы обрести свое место в жизни, найти себе занятие и, как правило, преуспевает в этом», — говорит психолог Елена Мкртычан.

Лана Вартанова